Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 11 104
№ 11 104
РЕШЕНО

Возможно ли взыскать пособие по уходу за ребенком-инвалидом?

Пособие по уходу за ребенком - инвалидом. Возможно ли взыскать?

Здравствуйте! У меня такая проблема: Я мама ребенка - инвалида, придя на приём в ПФР за назначением пенсии  специалист не разъяснила мне право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом(при условии если я не трудоустроена). Незная об этом, я не получала данную выплату. Узнав, потребовала вернуть неполученную сумму за 7 месяцев! Но мне ответили отказом, сославшись на заявительный период. А как я могла заявить, если не знала об этом? Должен ли был специалист ознакомить меня с полагающейся мне выплатой? Создаётся такое впечатление, что сотрудники ПФР, умалчивают многое и не совсем добросовестно выполняют свою работу!Неужели ничего нельзя сделать, и мне ничего не вернут? Пожалуйста поподробнее! Благодарю за ответ.

8 ответов

 Здравствуйте, Леся!

Вообще, есть такое ощущение, что сотрудники соцзащиты, ПФР именно как будто запрограммированы, чтобы скрывать нужную информацию о правах граждан в их жизненной ситуации. Поэтому я вам в вашей ситуации рекомендую:

1. Обратитесь в ПФР, где вам отказали с заявлением (письменно) на имя начальника ПФР и укажите ваше требование и укажите специалиста, который вам не разъяснил ваши права.
 

2. Обратитесь в ПФР вышестоящий - в городской, опять же с описанием вашей ситуации и вашим требованием, что вы не обязаны отвечать за халатность работников ПФР в исполнении их ДИ. Только именно в письменном виде, т.к. на письменный запрос, будет письменный ответ.

3. А дальше, обращайтесь в суд, если все-таки ваше обращение в ПФР не даст результата.

В ПФР заявление можно подать через секретариат, либо через сайт этой структуры в разделе Обращение граждан оставить свое обращение и на него обязаны будут дать письменный овет, по тому, что укажут в этом ответе, вы уже решите стоит идти в суд или не стоит. 

 

 О том, что добиваться справедливости стоит, прочитайте статью на сайте в разделе Истории Успеха 

http://taktaktak.org/document/5887 О том, как мать-одиночка Фонд социального страхования победила

И еще, всегда если какая то выплата, пособие не была получена вовремя учитываются причины, например, со стороны получателя, должны быть уважительные причины, почему во время не подал документы на выплаты, но в вашем случае, это то, что специалист не предоставил вам информацию, скрыл ее от вас, лишив вас вашего законного права.

 Как правильно написать заявление лучше прочитать здесь http://taktaktak.org/document/11484

А то, у нас обычно граждане не заявления пишут, а передают свои эмоции и рассказывают о тяжелой жизненной ситуации, а это должностных лиц не интересует.

После получения ответа из ПФР обращайтесь с жалобой на действия должностного лица ПФР в прокуратуру, просите прокурора обратиться в суд в защиту ваших нарушенных прав.

Основание :

21 ноября 2011 года в РФ был принят Федеральный закон N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Согласно ст. 16 указанного Закона:

1. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

2. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Таким образом, сотрудник ПФР не выполнила свои обязанности по консультированию гражданина и орган, сотрудником которого она является, должен ответить за ее бездействие.

Добрый день,Леся!

Ознакомьтесь с определением суда по сходной ситуации, возможно,оно вам будет полезно для формулирования вашей правовой позиции:

Определение Свердловского областного суда от 22.01.2009 по делу n 33-517/2009 Отказ государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в назначении компенсационных выплат лицу, осуществляющему  уход  за  ребенком-инвалидом , признан неправомерным.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2009 г. по делу N 33-517/2009

 Судебная  коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Савчиной С.В.,
Прасол Е.В.
рассмотрела в открытом  судебном  заседании 22 января 2009 года гражданское дело по иску З. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга о  взыскании  задолженности по выплатам денежной компенсации по кассационной жалобе З. на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 14 ноября 2008 года, которым в удовлетворении исковых требований  отказано .
Заслушав доклад судьи Ковалевой Т.И., пояснения З., поддержавшей доводы кассационной жалобы и просившей об отмене решения суда, возражения представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга,  судебная  коллегия
установила:
З. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга о  взыскании  задолженности по выплатам денежной компенсации в связи с  уходом   за   ребенком-инвалидом  за период с апреля 2004 года по февраль 2008 года в сумме 12 604 руб. В обоснование иска указала, что является матерью ребенка-инвалида I группы Б., инвалидность которому была установлена в апреле 2004 года, и осуществляет за ним постоянный  уход . В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 года N 551 и от 26 декабря 2006 года N 1455 у нее с 2004 года возникло право на получение денежной компенсации в связи с  уходом  за нетрудоспособным гражданином ( ребенком ), в связи с чем она обращалась в названный период с соответствующим заявлением к ответчику. Однако ответчик денежную компенсацию, несмотря на наличие заявления, в период с апреля 2004 года по февраль 2008 года ей не выплачивал, поскольку она ошибочно указала в своем заявлении на получение в спорный период  пособия  по безработице, тогда как фактически его не получала.
 В   судебном  заседании З. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика М. исковые требования не признала, пояснив, что назначение и выплата компенсации лицам, осуществляющим  уход   за   ребенком-инвалидом  в возрасте до 18 лет, производится в случае предоставления заявителем необходимых документов в полном объеме и при отсутствии обстоятельств, препятствующих назначению данных выплат. Факт получения  пособия  по безработице также может являться таким обстоятельством. С учетом того, что в поданном З. в 2004 году соответствующем заявлении было указано на получение ею  пособия  по безработице, компенсация ей не выплачивалась. При повторном обращении в марте 2008 года З. были предоставлены справки о том, что на данный период она не является получателем  пособия  по безработице, компенсация  по   уходу   за   ребенком-инвалидом  истцу была назначена и выплачивается.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене в связи с неверно установленными судом конкретными обстоятельствами.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 года N 551 "О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим  уход  за нетрудоспособными гражданами", неработающему трудоспособному лицу, в частности, осуществляющему  уход   за   ребенком-инвалидом  в возрасте до 18 лет, установлены ежемесячные компенсационные выплаты.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 25 мая 1994 года N 549 "О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход  за нетрудоспособными гражданами", в силу п. 3 и п. 4 которого ежемесячные компенсационные выплаты лицам, осуществляющим  уход  за нетрудоспособными гражданами, производятся с месяца подачи документов, необходимых для назначения указанных выплат, на весь период такого  ухода .
На основании п. 8 и п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 549 "О  порядке  предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим  уход  за нетрудоспособными гражданами" ежемесячные компенсационные выплаты прекращаются при назначении лицу, осуществляющему  уход , пенсии, независимо от ее вида и размера, либо  пособия  по безработице. Лицо, осуществляющее  уход , в случае поступления его на работу, назначения ему пенсии,  пособия  по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, обязано в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) указанную компенсацию, о наступлении таких обстоятельств.
Из материалов дела видно, что З. является матерью  ребенка-инвалида  Б., родившегося в 1998 году, и осуществляет за ним постоянный  уход . 26 апреля 2004 года З. обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении государственной (социальной) пенсии на  ребенка-инвалида  Б. в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В заявлении З. указала, что является получателем  пособия  по безработице.  Судебная  коллегия полагает возможным принять во внимание доводы истца об ошибочном указании на эти обстоятельств. При этом судебная коллегия учитывает также отсутствие необходимой информации со стороны работников ответчика, которые не разъяснили истцу право и возможность предоставления соответствующей справки, что лишило истца возможности воспользоваться в полной мере предоставленным ей правом на получение соответствующей компенсации и привело к нарушению ее законных интересов и ухудшению материального положения.
Так, п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 549 "О  порядке  предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим  уход  за нетрудоспособными гражданами" определено, что для установления ежемесячных компенсационных выплат заявителем предоставляются необходимые документы, в том числе справка службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.
Ответчиком  в  судебном заседании не оспаривалось, что данная справка З. при подаче заявления о назначении ей компенсационных выплат не представлялась.
Таким образом, З. в назначении компенсационных выплат по заявлению от 26 апреля 2004 года  отказано  только на основании ее указания на получение пособия по безработице, которое ответчиком не проверено. Кроме того, не исполнена ответчиком и предусмотренная п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 549 "О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" обязанность в течение 5 дней письменно известить заявителя о причинах отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации с указанием порядка обжалования принятого решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга в назначении компенсационных выплат З. является правомерным.
Решение суда не может быть признано законным и обоснованным. Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об удовлетворении исковых требований, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств. При этом судебная коллегия находит возможным взыскать задолженность по выплате компенсации за период с апреля 2004 года по февраль 2008 года в пределах сумм, указанных в представленном истцом расчете, который ответчиком не оспорен. Доказательства в обоснование возражений относительно расчета суду кассационной инстанции также не представлены.
Суд не принял во внимание справку службы занятости населения, подтверждающую, что истец действительно состояла на учете по безработице и получала соответствующее пособие в период по 22 марта 2004 года, однако на момент обращения к ответчику она с учета снята и пособие не получала.
На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку отказ в иске повлек для истца негативные последствия, выразившиеся в неполучении компенсационных выплат, которые ей положены в силу закона для ухода за больным ребенком.
Представитель ответчика в кассационной инстанции не оспаривал расчет недоплаченных сумм, представленный истцом.
Руководствуясь ст. 360, абз. 4 ст. 361, п. 1 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 14 ноября 2008 года отменить, кассационную жалобу З. удовлетворить. Принять новое решение о взыскании в пользу З. с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга задолженности по компенсационным выплатам в сумме 12 604 руб.
Председательствующий
КОВАЛЕВА Т.И.
Судьи
САВЧИНА С.В.
ПРАСОЛ Е.В.

Удачи  вам!

 Здравствуйте, Леся!

Почему я исхожу,  что специалист не предоставил вам информацию, скрыл ее от вас, лишив вас вашего законного права.

С одной стороны, как вам указала наш эксперт - 21 ноября 2011 года в РФ был принят Федеральный закон N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

Но, все дело в том, что во всех ведомственных учреждениях и работников есть должностные инструкции, я сама когда то служила в милиции, и поэтому знаю точно, что должностные инструкции в таких учреждениях, организациях есть обязательно и уж там точно указано, что специалист должен предоставить информацию в полном объеме и дать консультации качественно.

Даже, вот с этой стороны, все-таки специалист не исполнил свои ДИ, но вы то не должны лишаться из-за этого своих гарантий, которые вам предоставило наше государство.

 Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со дня обращения за назначением пенсии со всеми необходимыми документами.  Если документы не представлены, у органов, осуществляющих пенсионное обеспечение отсутствуют основания назначения и выплаты пенсии за прошлое время. Ведь на всех представленных документах будет стоять  дата их представления и самое главное на заявлении. Возможно работник не проявил должного внимания и ему вынесут порицание, но ведь и Вы должны знать законы, напрямую касающиеся Вас, тем более, что они публикуются в средствах массовой информации. Судебная практика в данном случае не на стороне заявителя.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое