Продолжая работу с сайтом taktaktak.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов. Подробнее

Принять

Люди годами ютятся в «сараях», пока выделяются миллионы на их расселение.

Вердикт вынесен 16 октября 2016, 03:04

Общественный вердикт по итогам расследования «Люди годами ютятся в «сараях», пока выделяются миллионы на их расселение»

Начало расследования: 10 марта 2016 г.

Проблема: Люди, которые живут аварийных и опасных для жизни домах, годами не могут получить жилье. Очередная программа расселения с помпой стартовала, но по факту жители продолжают ютиться в «сараях». Неизвестно, будет ли она закончена, учитывая, что у самого крупного подрядчика имеются финансовые проблемы. Глава региона уже получил выговор от президента за очередной приближающийся срыв программы. 

Гипотезы:

1) Права людей, которые живут в аварийных домах, нарушают из-за "дырявого" законодательства.

2) Программа расселения из аварийного жилья срывается из-за халатности, сговора или других нарушений.

В ходе расследования команда подробно изучила жилищное законодательство, а также условия Программы расселения из аварийного жилья, ознакомилась с итогами аукционов на сайте Госзакупок и с судебными тяжбами, которые касаются программы расселения, проанализировала финансовое положение и связи основных подрядчиков, участвующих в программе расселения, историю их “взлетов” и “падений” в СМИ и на других сайтах; команда провела мониторинг СМИ, проанализировала сайт “Реформа ЖКХ”, на котором собрана основная информация по программе расселения, направила запрос в министерство строительства Республики Карелия и прокуратуру (последняя до сих пор не ответила). Команда также лично выезжала на места строительства домов под расселение из аварийного жилья, а также беседовала с десятком жителей аварийных домов, которых обещают переселить в новые дома к концу 2016 года, беседовала со строителями на местах и с субподрядчиками, пострадавшими от действий одной из компаний-застрой4щиков. Команда также изучила историю провалов программы расселения и побеседовала с чиновниками, которые стояли у истоков программы, и попыталась установить связи между правительством региона и подрядчиками. Как оказалось, программа расселения проходит с рядом похожих проблем в большинстве регионов России, в результате чего команда пришла к следующим выводам:

1) Федеральное законодательство не позволяет контролировать подрядчиков надлежащим образом. Согласно 94 и 44-му ФЗ, заказчик (в данном случае Правительство Карелии) не может контролировать выбор подрядчика на этапе аукциона. Нет возможности, к примеру, выставить в условиях аукциона такие критерии, как: качество материала, квалификация сотрудников, наличие техники - все должны находиться в равных условиях. Проверку вышеперечисленных и других условий может проводить только УФАС, и то только по факту нарушения. Закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ"  вместе с тем не учитывает ни сроки конкурсов и аукционов, ни реальную стоимость жилья в разных муниципалитетах в рамках одного региона, ни нормы площади жилья, по которым строятся современные дома, ни реальное финансовое положение переселенцев.

2) Система авансирования в предыдущие периоды действия программы и условия аукциона в целом позволяли недобросовестным подрядчикам исчезать с деньгами - 185-й ФЗ РФ позволял подрядчику получать авансирование и выставлять во время аукциона минимальную цену. В ходе последней программы отсутствие системы авансирования стало для подрядчиков проблемой. Авансирование было отменено с целью исключить недобросовестных подрядчиков, однако пришедшие на карельский рынок компании столкнулись с финансовыми трудностями и правительство Карелии все-таки авансировала, к примеру, компанию «Дальпитерстрой», чтобы та могла закончить строительство домов под расселения аварийного жилья. 

3) Только четверть всех аварийных домов в регионе подпадает под программу расселения (по словам председателя Корпорации развития РК Анны Поздняковой, из-за того, что в жилищном кодексе отсутствует определение понятия "многоквартирный" дом, только 7 из 27 тысяч домов в Карелии подпадают под программу расселения - туда попадают только многоквартирные дома, имеющие общий вход и выход. Постановление правительства, определяющее понятие "многоквартирный" дом здесь, по словам Поздняковой, является просто нормативным актом. Само же обоснование законом не закреплено). О неточности формулировок говорят и другие юристы. По их словам, неточность и неоднозначность формулировок, в том числе понятия "многоквартирный дом", требуют "внесения изменений в законодательство". 

4) Сами заказчики, как уже было сказано, не могут надлежащим образом контролировать участников аукциона, в результате чего в программу расселения пришли подрядчики, уже имеющие ряд проблем. Однако решение о том, отказать подрядчику или нет, не может быть принято по информации в СМИ или на сайте правоохранительных органов. Согласно тем же 44-му и 94-му законам, все участники аукциона должны находиться в равных конкурентных условиях и только наличие кого-то из них в реестре недобросовестных подрядчиков может послужить причиной отказа.  

5) Отсутствует контроль за ходом программы и строительством по вертикали (от федеральных властей до районных администраций). В законе не указан обязательный контроль за ходом программы как федеральных, так и региональных властей. Федеральные власти могут лишь провести проверку по факту нарушения. К примеру, наличие или отсутствие материалов проверяют только тогда, когда обнаруживается проблема. Ни 94-й, ни 44-й законы о Госзакупках, ни какие либо другие не предписывают вести контроль за ходом программы. То, что правительство Карелии внедрило помесячный и поквартальный отчеты о ходе строительства и контроль за подрядчиками (сюда входит и установка видеонаблюдения на объектах) - исключительно инициатива карельского правительства, возникшая после того, как глава Карелии получил выговор от президента. 

6) Тому, что в программу расселения приходят недобросовестные подрядчики, наглядный пример - компания "Гидрострой", которая уже внесена в реестр недобрососвестных подрядчиков. Компания имела один из самых крупных подрядов на строительство домов по программе расселения. Вместе с тем, согласно ст. 101 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. В договоре с подрядчиком прописывается неустойка за несвоевременное выполнение контракта. И если администрация эту неустойку не начинает взыскивать, ей об этом напомнит прокуратура. На деле, требования 101 ФЗ в Карелии применялись, когда подрядчик полностью заваливал программу расселения, как, например, это случилось с "Гидростроем". 

В качестве основных итогов расследования можно определиться на трех выводах - программа расселения, в том числе на предыдущих этапах, срывается:

1)Из-за прихода недобросовестных подрядчиков.

2)Отсутствия контроля со стороны районных, региональных и федеральных властей.

3)Проблем с законодательством, которое не исключает выявленных в расследовании нарушений и проблем.

Команда расследования рекомендует усилить контроль чиновников за ходом реализации программы, ввести процесс взыскания неустоек как стимулирующий фактор, изменить принцип формирования тендеров на федеральном уровне, чтобы начать более строгий отбор застройщиков.

Для того, чтобы обеспечить дальнейшую реализацию программы расселения из аварийного жилья, команда рекомендует, согласно федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", ввести процедуру общественного контроля за ходом реализации программы расселения из аварийного жилья в Республике Карелия и других регионах. 

Расследование проходило в закрытом режиме

Сейчас расследование завершено. Материалы доступны только участникам.

Яндекс.Метрика