Продолжая работу с сайтом taktaktak.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов. Подробнее

Принять

Переселение жильцов из аварийных домов: почему жители остаются без положенных им квартир?

Вердикт вынесен 17 октября 2016, 11:43

Проблема

Информация о том, что в Ивановской области затягиваются сроки переселения из-за проблем со строительством новых домов (а построенные оказываются непригодны для проживания) стала появляться на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ еще в 2013 году. Собственно, это стало отправной точкой, чтобы начать расследование.

У федеральной программы переселения есть жесткие финансовые условия: если регион не успевает реализовать взятые на себя обязательства, он автоматически теряет федеральное финансирование на следующий год и упускает возможность расселить очередные аварийные дома. 

Кроме того, в ряде случаев, чиновники вместо строительства домов нужной площади покупают уже готовые квартиры, площадь которых оказывается значительно выше, а значит - и их стоимость. Покрытие этой разницы в цене до недавнего времени законодательно ложилось на плечи регионального бюджета. Отголоски этого закона заметны и сегодня. И "слуги народа" идут на разные ухищрения, чтобы не опустошать в рамках этой статьи и без того дырявую казну.

Хронология событий

Общественное расследование началось после того, как к корреспонденту Алёне Дударь обратились жители одного из домов, подлежащих расселению, в городе Кохма Ивановской области. Они утверждали, что местные чиновники фактически пошли на должностное преступление: попытались отчитаться перед Фондом ЖКХ о завершении строительства нового дома и якобы благополучном переселении людей еще в середине 2015 года, но дом на самом деле даже на 2016 год не достроен. Тех, кто не успел получить причитающееся жилье, переселили в общежития. Несколько подлежащих сносу домов загорелись. По мнению жителей, это были поджоги, чтобы имитировать ликвидацию домов, которые к этому времени должны были быть снесены. С учетом того, что российские регионы (и в частности Ивановская область) отстают в реализации программы, не исключено, что аналогичные схемы применяются широкомасштабно.

Фактическая база

Обратившиеся были убеждены, власти города Кохма отчитались перед областным правительством, что расселили людей из ветхих домов в рамках программы Фонда содействия реформированию ЖКХ в начале 2015 года, с задержкой сроков окончания программы 2013-14 гг всего на несколько месяцев. Не позже лета того же года, согласно плану, старые дома должны были быть снесены. Однако по факту там все еще жили люди. И тогда, утверждают те, кто оставался в полуразрушенных строениях, деревянные двухэтажки подожгли. Пострадавшие предположили, что так власти освобождали землю для новых собствеников. Эта информация была проверена через росреестр, сайт государственных и муниципальных торгов и не подтвердилась. Погорельцам во избежание, цитирую, "повторного поджога" предложили в спешном порядке покинуть свои дома и временно пожить у родственников или в маневренном фонде. (интервью пострадавшей имеется) Благо, статья 106 ЖК РФ позволяла властям предоставить переселенцам временное жилье в связи с уничтожением стихией единственного крова. Позже этим людям были выданы ключи от квартир в микрорайоне «Рождественский», которые по сей день строит компания СУ-155.

С другой стороны, те же кохомские власти пошли на иной беспрецедентный­­­­ шаг. Тем переселенцам, которым посчастливилось переехать в достроенные дома, чиновники предложили подписать договор, согласно которому в собственность бывшим владельцам ветхого жилья переходит ровно то количество квадратных метров, которое у них было. Остальные квадраты в новой квартире принадлежат муниципалитету. И без согласия этого второго владельца ни прописать людей в свою собственность, ни совершить с ней какие-либо сделки нельзя. А за муниципальную площадь еще придется посудиться.

Экс-юрист местной администрации, не оправдывая своих бывших коллег, пояснила, что государственные служащие попали в вилку, один зубец которой – несовершенство федерального законодательства, а второй – нерадивые подрядчики, несколько раз сорвавшие строительство нового жилья для переселенцев. (аудиофайл интервью имеется)

Несовершенство федерального законодательства

Чтобы подтвердить или опровергнуть версию с несовершенным федеральным законодательством, был подробно изучен главный документ, регламентирующий ход реализации программы – закон о «Фонде содействия реформированию ЖКХ». А также "Градостроительный кодекс", "Технический регламент по строительству зданий и сооружений", областные и муниципальные законные акты, в том числе Региональная адресная программа по переселению жильцов из ветхого и аварийного фонда на 2013-17 годы. 

Последняя показала - самым тяжелым для Ивановской области в аспекте исполнения программы оказался 2013 год. Фонд выделил меньше половины необходимых денег - 93,5 млн. на покупку квартир и 316 млн. на строительство малоэтажек. Вероятно, это связанно с тем, что согласно п.5 ст.19 ФЗ о Фонде ЖКХ, федеральная организация не может дать региону больше 30% от суммы лимита, заложенной на 5 лет. Недостающие деньги пришлось предусмотреть региону, в том числе 70 млн. рублей на то, чтобы покрыть разницу изымаемых и выдаваемых площадей. Именно в этом году, еще в период «правления» бывшего губернатора Ивановской области Михаила Меня, ушедшего в середине года на повышение в Министерство строительства и ЖКХ РФ, были сооружены новые деревянные дома для переселенцев, которые уже через пару лет были сами признаны непригодными для жилья.

С 2014 года нагрузка на регион снизилась, на это в своем отчете указал и Минстрой, что софинансирование со стороны регионов за счет выделение дополнительных средств из федерального бюджета удалось довести до 42%. На покрытие разницы площадей из губернской казны дополнительно ушло 100 млн. рублей. В этот момент в области сменился губернатор, и начался срыв сроков строительства, который растянулся и на следующие годы.

В 2015 году тенденция Фонда содействия реформированию ЖКХ субсидировать расселение на 60% продолжилась. Кроме того, из основного профильного закона исчезла норма, обязывающая регион покрывать разницу между изымаемыми и выдаваемыми площадями. За лишние квадраты, предположила в своем интервью глава Ильинского городского поселения, власти намерены брать плату с переселенцев. На это есть указание в Жилищном кодексе, и оно не противоречит закону о Фонде ЖКХ.

Тем не менее, обратившиеся к расследователю кохомчане были включены в программу расселения 2013 года. А значит, на тот момент деньги на покрытие разницы площадей были выделены. Но как призналась в интервью бывший юрист кохомской администрации, расчет был на гораздо меньшие квадраты. Администрацию сильно подставили два застройщика, которые так и не достроили дом для переселенцев на улице Чехова. В оперативном порядке пришлось выкупать квартиры в микрорайонах Рождественский и Просторный, а это уже другая цена за квадратный метр и другое превышение по площади. Выкручивались на ходу. И кто бы мог подумать, что до сей поры надежный партнер ивановских властей  - компания Су-155 обанкротится и сорвет очередную попытку завершить затянувшийся этап программы.

Кроме того, продолжила кохомский юрист, возник вопрос, какую площадь в новом доме должны получить переселенцы. Воде бы статья 32 Жилищного кодекса говорит, если у человека квартира в собственности, ему нужно давать жилье равнозначное по цене. Можно предположить, что если ветхий дом стоял в самом центре города, а людей переселяют в новостройку на окраину, то исходя из стоимости жилья в центре, квадратов в новом доме на окраине переселенцам должно полагаться больше. Однако оценка разрушаемых зданий четко дала понять, почему еще с прошлой программы переселения за практику приняли использование 89 статьи ЖК, которая регламентирует переселение из муниципального жилья. Оказалось, стоимость ветхих стен даже на дорогой земле ниже цены самого дешевого жилья в новостройке на окраине. А 89 статья ЖК говорит: переселенец должен получить площадь не меньше изымаемой, количество комнат не меньше, чем было в его квартире, и в границах того же населенного пункта. Остальные разночтения регулируются соглашением сторон. Сложившейся тенденции, сообщали в 2013-15 годах на форумах жилищные юристы, придерживались в Нижегородской, Владимирской, Ярославской и Ленинградской областях

А вот чиновники Нерльского сельского поселения Ивановской области решили четко следовать букве закона. В одном из судебных заседаний на вопрос судьи, почему переселенцы получили жилье меньшей площади, чем у них была, представитель администрации ответила: "Тем жильцам, у кого квартиры в аварийном доме находились по договорам социального найма, предоставлялись равные по площади квартиры в новом доме, а тем, у кого квартиры были в собственности, предоставлялись новые квартиры с учетом оценки изымаемого жилого помещения, в соответствии со ст.32 ЖК РФ. Квартира истцов была оценена в 992 000 рублей, по площади, исходя из стоимости 1 кв.м в 26 750 рублей, новая квартира предоставлена площадью 37,1 кв.м".

Однако в данном пояснении чиновника не указано, что было включено в оценку. Так как существует постановление Пленума Верховного суда от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в котором, в частности, говорится, что собственнику должны предложить за изымаемую квартиру деньги или жилье взамен - с учетом выкупной стоимости. Но в выкупную стоимость входят не только стены, но и принадлежащая собственнику часть общедомового имущества, его часть земельного участка под домом, сумма за капремонт, который не был сделан в течение десятка лет, расходы на переезд и регистрацию нового права собственности.

Нерадивые подрядчики

И все же, имея возможность выбирать между сложившейся практикой и законом, чиновники города Кохма оказались перед другой дилеммой -  в этом муниципалитете, как и во многих других, коммерческое жилье строится по новым нормам площади, далеким от дореволюционных. Так, площадь однокомнатной квартиры в деревянном доме под снос варьируется в пределах 20-30 кв.м, а новая однушка составляет порядка 40 кв.м. Чтобы не тратить лишних денег на разницу площадей, городу нужно построить новый дом с нестандартными квартирами. И тут включается бюрократическая машина.

Согласно Градостроительному кодексу, такой дом должен обязательно пройти государственную экспертизу. И сверх того, согласно ст. 101 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. В договоре с подрядчиком прописывается неустойка за несвоевременное выполнение контракта. И если администрация эту неустойку не начинает взыскивать,  ей об этом напомнит прокуратура.

Так произошло в Пучежском городском поселении, где фирма-застройщик выиграла тендер на 57,5 млн. рублей, и по ходатайству прокуратуры в суде  - заплатила неустойку в размере почти 140 млн. рублей, что в 3 раза больше цены контракта. Между тем, практика не только Ивановской области показала, что коммерческое жилье строится качественнее муниципального, и его выгоднее выкупать, а не возводить с нуля. Хотя, рассказал глава администрации Приволжского городского поселения Александр Мареев, "по федеральному закону 185 и на основании муниципального контракта администрация городского поселения производит закупку жилья, а не строительство и контроль. И за те замечания, которые выявлены, полностью ответственность несет продавец".

В государственных аукционах как будто принимают участие преимущественно нерадивые застройщики. Только за 2013 – 15 годы прокуратура применила меры реагирования к застройщикам в семи муниципалитетах губернии. Не обошла эта «удача» стороной и город Кохму. На расселение пяти домов аукцион проводился трижды. В первый раз застройщик обязался возвести дом на улице Чехова и исчез с деньгами. Его поймали, возбудили уголовное дело - деньги в бюджет вернули. Конкурс выиграл другой застройщик - ситуация повторилась. Тогда попытки построить это здание оставили, решили выкупить квартиры у ГП «Квартал» и СУ-155. Собственники квартир последнего застройщика до сих пор остаются «бездомными».

Контролирующие структуры выделили три основных типа претензий к подрядчикам и заказчикам: 1. При возведении новых домов застройщики не учитывали нормы пожарной безопасности и игнорировали некоторые аспекты технического регламента строительства домов в центральной части России, в том числе использовали материалы, которые не могут обеспечить теплоемкость и продолжительную жизнь домов в условиях русской зимы. 2. Подрядчики из рук вон плохо отделывали помещения: "стяжка полов выполнена некачественно, линолеум уложен с нарушением технологии производства работ. Обои наклеены некачественно, имеются пузыри, отслоения и обрывы". 3. Заказчики принимали работы и оплачивали их, а также отправляли в область сведения о том, что переселенцам выданы ключи до того, как к дому были подведены жизненно необходимые коммуникации: газ, свет, вода, где-то еще и лифт (в домах в 16 этажей). А в Приволжском городском поселении электронный аукцион на закупку нового жилья вообще был объявлен через 10 месяцев после выделения денег Фондом. В городе Иваново же основными причинами затягивания сроков явилось то, что в 2014 и 2015 годах неоднократно объявленные аукционы признавались несостоявшимися.

Хромающее на обе ноги переселение не остается без внимания и главного контролирующего органа -  Фонда содействия реформированию ЖКХ, который каждый год наведывается с проверками в проблемные регионы. По состоянию на 19 января 2016 года семь подрядчиков, ведущих работы на территории Ивановской области, включены в «черный список» федеральной организации.

За несвоевременное выполнение программы регион может не только лишиться субсидий на будущий год. "Помимо увольнения конкретных чиновников, регионам-нарушителям грозит еще и штраф по 500 тысяч рублей — заявил глава Фонда ЖКХ Константин Цицин". А если Фонд приостановит финансирование, и за 3 месяца недоделки не будут устранены, люди не получат ключи - деньги Фонда, предназначавшиеся региону на следующий период переселения, будут распределены между другими областями.

Для справки, согласно закону о Фонде ЖКХ, в 2013-17 годах должны быть расселены дома, которые были признаны ветхими и аварийными до 1 января 2012 года. Деньги выделяются только раз в год, по мере выполнения плана на предыдущий период. За период принимается срок от подписания решения о выделении средств (например, в 2014 году) до 31 декабря следующего (2015) года. Большая часть земляных работ в силу климатических условий России не может производиться после промерзания почвы. Тем временем, в ст. 19 четко указано, что новую заявку Фонд одобряет в течение 5 дней (до 2014г - 30 дней) после ее подачи только в том случае, если будет полностью закрыта предыдущая.

Из-за чего у местных властей, которые решились на постройку, не остается другого выхода, кроме как ставить свою подпись под недоделанными по факту работами. Именно об этом заявил в своем интервью одному из местных телеканалов глава Савинского района, на которого было заведено уголовное дело за подписание фактически не выполненных работ: "Вся страна знает, а я за собой не чувствую ни грамма вины.  Потому что другого варианта сдать их в кратчайшие сроки, а не перетянуть всю эту канитель на декабрь месяц 2016 года, ну просто не было возможности.  Поэтому мной решение было принято такое".

Несмотря на суровые санкции федерального законодательства, Ивановской области их чудом удавалось избежать. Не  раз нынешний Министр ЖКХ Михаил Мень потрясал кулаком в адрес своего преемника - нового губернатора Ивановской области. И спускал родному региону все на тормозах, финансирование приостанавливал, но не лишал. "По данным зампреда правительства региона Владимира Шарыпова, участвовавшего в заседании, в настоящее время принимаются необходимые меры по выходу из ситуации: ведется реализация программ по этапам 2013, 2014 и 2015 годов. Так, по этапу 2013 года осталось достроить 1 дом (до конца второго квартала 2016 года), по этапу 2014 года — также 1 дом (до конца второго квартала 2016 года). Целевой показатель 2015 года также будет достигнут". 

Коррупция во власти

Реализация программы переселения, тем временем, была связана с рядом коррупционных скандалов и возбуждением уголовных дел на чиновников. Громкое дело, раскрытое областным управлением ФСБ,  связало в одну цепочку застройщика, провалившего программу переселения сразу в нескольких муниципалитетах области - фирму "Варяг" - и государственных служащих. Ведомство распространило пресс-релиз, впоследствии дополненный информацией на сайте регионального Следственного комитета, где  сообщалось, что учредителем компании, построившей «новые аварийные дома» и исчезнувшей с федеральными деньгами, фактически являлся бывший заместитель начальника департамента строительства и архитектуры Игорь Савочкин. В кресле генерального директора еще одной фирмы - «СтройИнвест-М», к которой были те же претензии, и которая задолжала региону неустойку в 3 раза выше стоимости контракта, обосновался тот же Сергей Тихомиров, что и возглавлял ЗАО "Варяг".

Учредителем третьей организации из «черного списка» - ООО "Ивстройпроект" - числится фотомодель Полина Рыбакова. Ранее фирму возглавлял ее брат Илья - депутат думы города Иванова. С которым еще по депутатским креслам знаком нынешний директор компании-застройщика Сергей Шиповский. А первый зампред правительства Ольга Хасбулатова сразу после ухода Михаила Меня оказалась в кресле заместителя директора московского офиса компании СУ-155, но вернулась в регион, как только у застройщика начались трудности, и он стал тормозить сроки строительства и переселения. 

Выводы:

1. Федеральное законодательство действительно написано таким образом, что желание построить качественное полноценное жилье для переселенцев столкнется с трудностями. Закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" каждый год приводится в соответствие с другими федеральными законами, но по-прежнему не учитывает ни сроки конкурсов и аукционов, ни реальную стоимость жилья в разных муниципалитетах в рамках одного региона, ни нормы площади жилья, по которым строятся современные дома, ни реальное финансовое положение переселенцев, большая часть которых потому и живут в ветхих домах, что не могут себе позволить самостоятельно улучшить жилищные условия. Все эти вопросы до федеральных чиновников должны донести представители губерний в Государственной думе, руководители региональных отделений партий.

2. Застройщики, участвующие в конкурсах на возведение домов для переселенцев, часто оказываются недобросовестными. Получая подряд, они либо срывают сроки строительства, либо строят настолько некачественно, что люди начинают писать жалобы в покуратуру. Либо просто скрываются с деньгами, в надежде (как правило, напрасной) не быть пойманными силовиками. Что служит причиной – не известно. Толи сумма, на которую нужно построить дом после торгов и отката становится нереально маленькой, толи потому, что самим с этой стройки еще надо что-то поиметь, а дешевая рабочая сила не бывает квалифицированной. Только очевидным становится, что закон о конкурсах и аукционах нужно менять. Нельзя допускать к торгам, а тем более к повторному участию, застройщиков, негативную славу о которых в интернете распространяют даже сайты правоохранительных органов.

3. Региональные чиновники используют программу переселения для коррупционного обогащения. Контракты выигрывают аффилированные фирмы, директоры фирм дают откаты властям, но "поймать за руку" удается единицы. Остается только посоветовать начальным звеньям цепи почаще заглядывать в ОБЭП и УФСБ и сообщать о фактах вымогательства. Не исключено, что тогда и крыши не потекут в первый же год после постройки, и стены перестанут промерзать, и с пожарной безопасностью в домах будет все в порядке.

Команда общественного расследования планирует направить данный вердикт в следующие организации:

1. Фонд содействия реформированию ЖКХ,

2. Представителям губернии в Государственной Думе и руководителям региональных отделений партий.

3. В областную прокуратуру.

Расследование проходило в закрытом режиме

Сейчас расследование завершено. Материалы доступны только участникам.