Продолжая работу с сайтом taktaktak.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов. Подробнее

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16. Сервис Яндекс.Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Согласен

Нарушения муниципальными и государственными чиновниками законодательства, приводящие к массовому уничтожению зеленых насаждений г.Казани

Вердикт вынесен 30 января 2014, 08:54

 

Общественный вердикт "Нарушения муниципальными и государственными чиновниками законодательства, приводящие к массовому уничтожению зеленых насаждений г.Казани"

 

ПРОБЛЕМА

 

Площадь озелененных территорий Казани постоянно сокращается.

 

            Парки, лесопарки, сады, скверы, бульвары, набережные - являются территориями общего пользования, не подлежащими приватизации (ч.8 ст.28 федерального закона о приватизации государственного и мниципального имущества от 21.12.2001 №178-ФЗ).

            Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений (ч.1 ст.61 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ).

В зеленом фонде поселений запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (ч.2  ст.61 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ).

Данные нормы призваны обеспечить защиту городских природных территорий. Однако у них в Казани, как правило, не установлены границы, сведений в государственном кадастре недвижимости или в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности о них нет. То есть формально зеленый фонд города не сформирован, что лишает его правовой защиты, а чиновникам и депутатам развязывает руки в плане использования территорий.  

Единственная слабая защита природных зон Казани – существующие градостроительные регламенты (и соответствующие им виды разрешенного использования) территориальных зон рекреации Правил землепользования и застройки.

Рекреционные территориальные зоны Казани (кроме зоны коллективных садов) за редким исключением представляют собой природные территории (парки, сады, скверы, бульвары, лесные массивы), которые предназначены для отдыха горожан, поддержания в городе благоприятной окружающей среды, и где, в основном, не допускается строительство.

Но градостроительные регламенты, во-первых, допускают те или иные виды строительства. Так, в зонах рекреации, хотя жилищное строительство запрещено, можно строить спорткомплексты, гостиницы, объекты культа, отдыха и т.п. в качестве разрешенных или условно разрешенных видов использования земельных участков. Во-вторых, депутаты постоянно осуществляют перевод территорий из рекреационнх зон в зоны застройки. Так, в результате анализа правовых актов органов местного самоуправления МО г. Казани, принятых, начиная с 2006 года, по начало 2013 года, выяснилось, что за данный период времени более 500 гектаров территорий были переведены из рекреационных зон в иные зоны с целью застройки. И, в-третьих, исполнительный комитет города зачастую не соблюдает градостроительные регламенты рекреационных территориальных зон при формировании земельных участков и предоставлении их в аренду и собственность. Поэтому даже единственная возможная защита природных территорий Казани не действует, и их площадь постоянно сокращается.

 

 

Начало Общественного расследования: 16 октября 2012 года

Ведущий расследования: Наиля Биктимирова, общественный активист

ФАКТИЧЕСКАЯ БАЗА

 

Команда Общественного расследования провела мониторинг сложившейся ситуации в г.Казань по данной проблеме, который включал:

  • анализ публикаций СМИ,
  • обзор решений Казанской городской Думы о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г.Казани (т.е. решений об изменении территориальных зон),
  • анализ правовых актов исполнительного комитета МО г.Казани о предварительном согласовании мест размещения объектов, о предоставлении земельных участков в собственность или аренду,
  • изучение данных Публичной кадастровой карты Росреестра (http://maps.rosreestr.ru) и карты территориального зонирования Казани (http://uag.kzn.ru/map_kazan/),
  • анализ материалов надзорных производств территориальной и природоохранной прокуратур по обращениям активистов общественной организации «Социально-экологический союз»,
  • анализ материалов судебного дела,
  • анализ нормативно-правовых документов и судебной практики,
  • анализ материалов предыдущих собственных расследований,
  • анализ ответов на обращения депутата Госсовета Республики Татарстан, граждан, общественных организаций и журналистские запросы.

 

Анализ материалов и документов подтверждает предположение о том, что в случаях  застройки озелененных территорий города зачастую имеют место нарушения законодательства при формировании земельных участков со стороны органов местного самоуправления Казани и государственной власти Республики Татарстан.

 

Нормативно-правовая база режима использования земель, находящихся в территориальных зонах рекреационного назначения

 

Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территории.

Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ виды использования земельного участка (жилой, общественно-деловой, производственной, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационный и иные) определяются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей.

Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. 

На основании пунктов 1, 11, и 12 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе, зоны рекреационного назначения. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Земельный кодекс РФ в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, принцип приоритета сохранения особо ценных земель, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами, и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 2, 6 и 8 пункта 1 статьи 1 ).

Согласно ч.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 

1) основные виды разрешенного использования; 

2) условно разрешенные виды использования; 

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

 

В соответствии с ч.4 данной статьи основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. 
            А согласно ч.6 указанной статьи предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст.39 Градостроительного кодекса. 

            Согласно ч.4 ст.41 Градостроительного кодекса РФ объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

 

Согласно ч.4 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставлению земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта должно предшествовать проведение работ по формированию земельного участка, которые включают в себя в том числе проведение кадастровых работ и определение разрешенного использования земельного участка.



УФАС РТ в своем решении по делу № 06-427/2012 http://fasrt.ru/ob-upravlenii/napravleniya/kontrol-organov-vlasti/administrativnaya-praktika/10866-reshenie-po-delu-06-4272012-v-otnoshenii-mku-komitet-zemelnyx-i-imushhestvennyx-otnoshenij-ik-mo-g-kazani-ispolnitelnogo-komiteta-municipalnogo-obrazovaniya-g-kazani в отношении МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (по иному нарушению) справедливо указывает на следующее.

«Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого урегулирована статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный земельным законодательством срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах».

 

Так, если градостроительный регламент территории не допускает ее застройку, то предоставление земельного участка под строительство является незаконным.

Об этом свидетельствует и существующая судебная практика. Вот, например, несколько судебных решений по формированию земельных участков в рекреационных территориальных зонах (Приложение12.Судебная практика)

1.      http://genproc.gov.ru/documents/jurisprudence/supreme_arbitration_court/document-71562 и http://kad.arbitr.ru/Card/c8896aa2-4daf-4716-92af-0263b334380b

2.      http://судебныерешения.рф/bsr/case/366184

3.      http://actoscope.com/pfo/samarskobl/oblsud-sam/gr/2/o-priznanii-prava-sobstvennost16052012-4530390/

4.      http://kad.arbitr.ru/Card/2b1703f5-e6e7-471f-90a5-f5391631e420

 

 

Согласно Правилам землепользования и застройки г.Казани градостроительные регламенты рекреационных зон жилищное строительство и строительство объектов делового назначения запрещают (Приложение13.ПЗЗ).

Однако исполнительный комитет Казани успешно формирует и предоставляет земельные участки под застройку в рекреационных зонах, а орган кадастрового учета - филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан производит  постановку таких земельных участков на кадастровый учет. При этом действующий градостроительный регламент вступает в противоречие с целевым назначением формирующихся земельных участков.

 

Примеры нарушений

 

Из относительно свежих примеров (Приложение 1. Свежие примеры) указанный факт подтверждают, в частности:

 

·         Постановление Мэра г. Казани от 29.04.2013 №186 о назначении публичных слушаний по смене рекреационной зоны на зону деловой застройки, когда здание уже было возведено (медиацентр прошедшей Универсиады, ныне городской ЗАГС);

·         Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2013 №7128  о подготовке проекта решения КазгорДумы по перезонированию – из рекреационной в коммунально-складскую, хотя участок уже предоставлен с назначением - под строительство АЗС;

·         Постановление Мэра г. Казани от 29.07.2013 №365 о перезонировании территории из рекреационной в зону жилой застройки, хотя участок поставлен на кадастровый учет еще в 2009 году с назначением – индивидуальный жилой дом. При этом по публичной кадастровой карте Росреестра видно, что у соседнего участка 16:50:280214:23 назначение - для ведения гражданами садоводства и огородничества, хотя он по-прежнему находится в ландшафтно-рекреационной зоне (Р3), где ведение садоводства запрещено;

·         Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 19.07.2013 №6813 о подготовке проекта решения КазгорДумы о перезонировании территории из рекреационной в зону деловой застройки, хотя участок поставлен на кадастровый учет еще в 2007 году, назначение – автопарковка; 

·         Постановление Мэра г. Казани от 18.07.2013 №340 о назначении публичных слушаний по перезонированию территории из рекреационной в зону жилой застройки, хотя по Публичной кадастровой карте участок поставлен на учет еще в 2012 году с назначением – дом культуры;

·         Постановление Мэра г. Казани от 11.07.2013 №330 о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – культовые объекты, хотя участок еще в марте 2013 года поставлен на кадастровый учет с назначением – культовые объекты.

 

Данное распространенное нарушение хорошо характеризуют несколько примеров с предоставлением земельных участков.

 

А) жилой массив Нагорный (Приложение 2. Нагорный)

 

Предоставление земельных участков в 2008-2009 гг. на территории сосновой рощи в жилом массиве Нагорный Советского района г.Казани. Документы удалось изучить в ходе ознакомления с материалами надзорного производства в Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре.

В этом случае постановлениями исполкома Казани нескольким гражданам были предоставлены земельные участки в аренду и собственность с целью индивидуального жилищного строительства в рекреационно-ландшафтной зоне Р3 (ландшафтно-рекреационной). Градостроительный регламент этой зоны жилищное строительство не допускает.

Среди этих граждан экс-министр экологии и природных ресурсов РТ Аглям Киямович Садретдинов (в момент предоставления участка был министром), глава Атнинского района РТ - Хакимов Габдулахат Гилумханович, сын руководителя Управления Росреестра по РТ – Зяббаров Марат Азатович, ныне замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ, а также еще одно физическое лицо – Саитов Ильдар Рагунович. Последнему земельные участки в роще были предоставлены взамен изъятых.

Хотя в постановлении о предоставлении земельных участков Саитову взамен изъятых назначение земельных участков не упоминается, из документов, касающихся изъятого участка, ясно, что он использовался для строительства жилого дома. Следовательно, и новые участки должны быть предоставлены для этих целей.

Первоначальное предоставление участков Саитову взамен изъятого  было согласовано прокурором г.Казани. В какой зоне располагались  эти участки, из имеющихся документов установить невозможно. Однако в дальнейшем два участка были заменены на новый, площадью почти в 4 раза больше (вместо 4000 кв.м. – 15000 кв.м.), располагающийся в зоне Р3 – в сосновой роще.

Расследование проходило в закрытом режиме

Сейчас расследование завершено. Материалы доступны только участникам.