Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 28 642
№ 28 642
РЕШЕНО

Возможно ли получить компенсацию за причиненный моральный ущерб действиями специалистов банка, которые намеренно ввели в заблуждение клиента?

Геннадий. г. Москва, период 23 февраля – 24 апреля 2016г.

Ситуация:  

23.02.216г. пришел в банк выяснить детали, касающиеся вклада. Сотрудником  банка была предложена карта для использования. Я ответил, что не захватил с собой очки, зрение не позволяет видеть текст в документах. Он заверил меня, что это стандартная форма договора. Указал преимущества предлагаемой карты. На моё уточнение, является ли она дебетовой,  ответил утвердительно. Договор на использование карты был подписан,  карта была получена. Сотрудник сказал, что проходит акция: мне на телефон будут положены 100 (Сто) рублей, на счете карты будет сумма в 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей, которая будет снята в течение недели, - это специфика новой карты.

                Сотрудник указал, что карту необходимо активировать в его присутствие, что бы он мог подсказать некие детали.  Он подвел меня к банкомату. Я активировал карту, при этом еще раз уточнив: мне не нужен кредит! Он успокоил меня: карта дебетовая, сумма 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей будет снята со счета карты в течение ближайших дней. Я положил на счет карты свои личные средства.

                На третий день, беспокоясь о том, что сумма на счету карты не списывается,  я самостоятельно по телефону «горячей линии» банка решил выяснить  срок снятия вышеуказанной  суммы со счета карты. По телефону мне ответил специалист: функция снятия суммы 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей не предусмотрена, в связи с тем, что это кредитная карта, а не дебетовая. В это же день мне позвонил специалист кредитного отдела банка для уточнения, каким образом я могу воспользоваться кредитом. Я по телефону рассказал ситуацию о том, что введен в заблуждение сотрудником банка, карту непременно сдам назад, напишу жалобу на действия персонала.

                В этот же день мною были написаны жалоба на действия сотрудника банка с указанием в специальной графе (отметить галочкой): прислать письменный ответ на указанный адрес.

                В течение недели мне пришло SMS-сообщение о том, что моя жалоба рассмотрена, результат могу узнать по телефону «горячей линии». Специалист по телефону уведомил меня, что действия сотрудника признаны неправомерными, я могу сдать карту, письменный ответ направлен не будет, в связи с корпоративной политикой банка. О наличии графы в заявлении о направлении письменного ответа на жалобу, объяснений дать не могут.

                Мне пришлось снова приходить в банк для выяснения ситуации. На моё возмущение руководитель отделения банка сказал, что мне вернут  только  сумму кредита 1000 (Одна тысяча), которую я якобы использовал, а проценты за снятие денег в сумме 900 с лишним рублей мне не полагается. Я написал вторую жалобу на действия персонала банка и  заявление о компенсации морального ущерба в размере 3000 (Три тысячи) рублей, заново поставил галочку в графе, указывающей, каким способом желал бы получить ответ: прислать на указанный мною адрес. Он уверил меня, что это мизерная сумма компенсации будет обязательно принята положительно, но требуется подождать в течение 60 (Шестьдесят) дней. Сумму за использование кредитных средств банк вернет на сет карты. Просил заходить в банк непосредственно к нему, минуя очередь,  для выяснения решения по ситуации. В течение указанного срока раз в две недели я приходил к руководителю отделения. Каждый раз он уверял меня, чтобы решение по заявлению будет положительным, ответ придет почтой на указанный адрес.

                По истечение срока он заявил, что решение о возврате суммы за использование кредита положительное, компенсации за моральный ущерб банк не предоставил, получение письменного ответа по моим заявлениям,  зачем нужна графа в стандартной форме заявления о желании получения ответа – не его компетенция.

                На основании вышеизложенного, считаю:

  1. Специалист банка заведомо осознавая обман,  используя мое плохое зрение (+2), умышленно ввел меня в заблуждение:  с категорией карты;  наличием на ней именно кредитных средств, которые не предполагалось  списывать со счета; начислением процентов на снятие любой суммы со счета полученной мною карты.
  2. Руководитель отделения не мог не знать о действиях своего подчиненного/ных;
  3. Банк используя формы заявления клиентов с стандартной графой «каким образом хотели бы получить ответ»,  заведомо зная, что ответ в письменном виде предоставлен по указанному адресу не будет, вводит в заблуждение клиентов, ссылаясь по телефону на корпоративную политику, и на невозможность  не только предоставить ответ на заявление в письменном виде, но и на отсутствие информации кому и каким образом можно адресовать свое несогласие;
  4. В течение двух месяцев я переживал обман специалистом банка,  обещания и отказы от предоставления ответа в письменном виде по заявления,  периодические, - каждые две недели, - приходы к руководителю отделения, отказы предоставить информацию о вышестоящем руководстве,  на которого могу подать заявление о предоставлении ответов в письменном виде.  Хотел бы получить компенсацию материального ущерба в размере 10000-25000 рублей. 
1 ответ

Здравствуйте,

компенсация материального ущерба может быть присуждена, если Вы докажете понесенные затраты.

Если Вы имели ввиду компенсацию морального вреда, то ее требование возможно, поскольку  если договор счета заключается гражданином для использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, суды распространяют на такие случаи действие Закона о защите прав потребителей:

7 февраля 1992 года N 2300-1

------------------------------------------------------------------

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).


Статья 15. Компенсация морального вреда

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.


Статья 17. Судебная защита прав потребителей

1. Защита прав потребителей осуществляется судом.
2. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
3. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для определения суда, в который будете обращаться с исковым заявлением,  рекомендую внимательно ознакомиться с договором, который Вы подписывали при получении карты (у Вас должен быть второй экземпляр). В нем может содержаться указание о том, в каком суде должны рассматриваться споры по этому договору.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое