Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 38 342
№ 38 342
РЕШЕНО

Кто имеет право оформлять приказы, требования, выдавать задания сотруднику?

С сентября 2019 года мне выдают задания, требования о предоставлении объяснений, оформляют приказы о дисциплинарном взыскании сотрудники отдела персонала РЦ. Я сотрудник, относящийся к управляющей компании, никакого отношения не имею к отделу персонала РЦ. Отпуска, оформление, увольнение у нас в управляющей компании проводит отдел кадров управляющей компании. Мне стало известно, что специалист отдела персонала имеет доверенность, в которой прописано, что она имеет право оформлять документы и подписывать - трудовые договора, переводы, увольнение.

Вопрос, на каком основании тогда мне такой специалист выдает требования о предоставлении объяснений и т.д. Как я могу действовать в таком случае?

9 ответов

Здравствуйте!

Оформлять документы может любое должностное лицо в ДИ, которого это внесено, например, кадровик, бухгалтер, секретарь и т.п.

Другое дело, что подписывать документы юридического лица, может только одно должностное лицо, которое действует от лица этого должностного лица, как правило, это руководитель юридического лица. Например, приказы подписывает именно руководитель юридического лица.

Опять же, выдавать задания, требования может и непосредственный руководитель, если эти задания, требования связаны с вашими должностными обязанностями. Ваш непосредственный руководитель руководит и организует работу подчиненных, поэтому он имеет право, что-то от вас требовать в письменном виде.

И, конечно, руководитель юридического лица имеет права делегировать свои обязанности, например, подписывать приказы, другому должностному лицу. Это требует нотариального оформления доверенности, и издание приказа о передачи части своих полномочий должностному лицу.

Например, в крупных организациях, где филиальная сеть, таких, как кредитные организации, руководитель кредитной организации передает свои полномочия по работе с персоналам руководителями служб персонала.

Вам нужно выяснить, на основании какого документа, документы по личному составу подписывает должностное лицо отдела персонала.

Если вы выяснили, что это доверенность, то все законно.

Судя по тексту доверенности, это незаконно.

Именно доверенность, которая нотариально заверенная это законный официальный документ.

У меня в судах были дела, где приказы и другие кадровые документы подписаны руководителем службы персонала, и в суде предоставляется Доверенность, заверенная нотариусом, этого для судьи достаточно, чтобы признать документ, подписанный этим должностным лицом имеющим юридическую силу.

И я поняла, то должностное лицо службы (отдела) персонала, которое подписывает кадровые документы, имеет доверенность.

Соответственно, суд признает эти документы законными, имеющими юридическую силу.

Да. Но в доверенности прописано четко, какие именно документы они могут подписывать. Требования и приказы на взыскания там не прописаны. Отдел персонала занимается приемом на работу и увольнением. И все. И к тому же, есть второй момент, я отношусь к управляющей компании, а не к складу.

Запрос сделайте работодателю в письменном виде. Я не видела текста этой Доверенности, это, во-первых.

Во-вторых, я не знаю структуру организационную вашего юрлица.

Так, что оценку этой Доверенности пусть дает суд.

В-третьих, если доверенностью отделу персонала РЦ предоставлены права на кадровые документы и УК, нет здесь ничего незаконного.

Способы доставки заявлений (документов) на выбор:

  1. Лично в организацию. В этом случае обязательно документ должен быть зарегистрирован. Это значит, что на копии данного документа лицо, принявшее его, должно указать свою должность, поставить подпись, дать расшифровку подписи и указать дату, когда заявление было принято. Если в организации есть секретариат, то в данном случае на документе дополнительно проставляется входящий номер, под которым заявление зарегистрировано в журнале входящей документации.
  2. По почте заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения. Еще возможный вариант — факсом или электронным письмом, но с почтового отделения.
  3. Через курьерскую службу. Этот способ дороже, но быстрее и надежнее.
  4. Через доверенное лицо, вашего представителя (по нотариальной доверенности, как правило).
  5. Через сайт организации (если речь идет о государственной структуре). В разделе «Обращение граждан» описать свою ситуацию, проблему. Но нужно учитывать, что при этом способе ответ на ваше заявление вы получите в течение 30 дней.
  6. Обращение через электронную почту личную работника и работодателя:

Этот способ будет считаться официальным, если работник работает дистанционно, и это указано в его ТД.

Для дистанционных работников в частности, статья 312.1 Трудового кодекса определяет, что является дистанционной работой. Можно выделить два существенных признака такой работы: это выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя или его обособленного подразделения и использование для осуществления деятельности и взаимодействия между работодателем и работником информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (сети Интернет).

Особое внимание обращает на себя новый для Российского права способ взаимодействия дистанционного сотрудника и работодателя — это обмен электронными документами.

Причем стороны обязаны использовать квалифицированные электронные подписи (далее,- ЭЦП).

Различают несколько видов электронной подписи (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»):

  •  простая электронная подпись;
  •  усиленная неквалифицированная электронная подпись;
  •  усиленная квалифицированная электронная подпись.

Другой вариант, когда может суд принять обмен через электронную почту между работодателем и работником, если это определенно в ЛНА работодателя, указан электронный адрес работодателя в этом ЛНА. А при приеме на работу, работник предоставляет работодателю свой электронный адрес, и работодатель вносит электронный адрес работника в письменном виде, как официальный адрес, откуда будут поступать работодателю письма, документы и т.п. В каких-то организациях есть корпоративная электронная почта.

Например, ЛНА работодателя  - Положение по кадровому делопроизводству или просто по делопроизводству.

В-третьих, если доверенностью отделу персонала РЦ предоставлены права на кадровые документы и УК

Нет не представлены такие права, у них только РЦ, я же написала, они нас не оформляют, не проводят отпуска и не увольняют. Они только получают наши документы через курьера.

В общем понятно, незаконно они это все делают.

С учетом положения ч.6 ст.20, ч.1 ст.57 ТК РФ, п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", ст.185 ГК РФ полномочия работодателя могут быть переданы другому представителю.

Но, у меня есть свое мнение, как должны оформляться в данном случае кадровые документы.

Я считаю, что в кадровые документы при подписании уполномоченным лицом таких  документов нужно нести соответствующие изменения в реквизит "Подпись" издаваемого документа, должны быть добавлены поля для отражения реквизитов доверенности или приказа на право подписания кадровых документов.

Это ваше заключение, я документы не видела, и не анализировала, дать корректную оценку не могу, но я вам объяснила, как это должно быть.

Дальше решайте сами, что вы будете делать, если сделали вывод, что отдел персонала действует незаконно.

Удачи!

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое