Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 39 355
№ 39 355
РЕШЕНО

Расчёт и получение пособия по уходу за ребёнком до 1.5 лет

У женщины есть три работы. Одна основная, вторая на полставки по совместительству, третья на 0.1 ставки. На первых двух работах она работает с 2013 года, а на последней с 1 октября текущего года. Она беременна. С 10 октября текущего года в отпуске по БиР. Две первые компании ликвидируются. Её увольняют в период отпуска по БиР. На какое пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет она может рассчитывать и куда подавать документы? Какие выплаты она должна получить при ликвидации первых двух работодателей? Куда ей обращаться и какие документы брать от работодателей?
8 ответов

Здравствуйте!

Во-первых, то, что ее уволят по п.1 ст.81 ТК РФ в  период отпуска по БиР это законно и выгодно этой женщине, читайте наш Алгоритм:

https://taktaktak.ru/blog/algorythm/2016/10/vyiplatyi-posobiy-po-materinstvu-posle-likvidatsii-organizatsii-v-kakie-dveri-stuchatsya-v-kakih-razmerah-trebovat/ Выплаты пособий по материнству после ликвидации организации: в какие двери стучаться, в каких размерах требовать?

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, уволенным в период отпуска по БиР или отпуска по уходу за ребенком по пункту 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем)  - 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), ограничивается максимальным размером – 13 503,10  рублей в 2020 году, с 01.02.2020. (!) С 01.06.2020 максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 13 504 рубля.

Обратите внимание, что обязательно забрать все документы при увольнении, а то потом не будет знать, где эти документы брать. Перечень прилагаю.

А вот дальше, она ведь остается в трудовых отношениях еще с одним работодателем.

Вот, если бы она со всех трех мест работы была уволена по п.1 ст.81 ТК РФ, тогда бы она обратилась в территориальную соцзащиту за пособием по уходу за ребенком до полутора лет и получала бы его в повышенном размере, с 01.06.2020 максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 13 504 рубля.

Но, у нее трудовые отношения еще есть, где она работает по совместительству, где она также должна быть в отпуске по БиР.

А поэтому, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет и пособие по уходу за ребенком до полутора лет она будет оформлять у работодателя, с которым у нее продолжаются трудовые отношения.

Перечень документов при увольнении.docx

Во-вторых, что касается выплат при увольнении, вы прочитаете в том же Алгоритме, который указан в первом комментарии, но я вам еще предлагаю ознакомиться с вот этими нашими Алгоритмами, обязательно обратите внимание, в каком размере будет выплачена компенсация за неиспользованные отпуска:

https://taktaktak.ru/blog/algorythm/2014/05/vyiplatyi-pri-sokrashhenii-chislennosti-i/  Выплаты при сокращении численности или штата работников организации

https://taktaktak.ru/blog/algorythm/2017/03/pri-kakih-usloviyah-reshenie-sluzhbyi-zanyatosti-o-sohranenii-srednego-zarabotka-na-period-trudoustroystva-yavlyaetsya-obosnovannyim/ При каких условиях решение службы занятости о сохранении среднего заработка на период трудоустройства является обоснованным?

http://taktaktak.ru/blog/posts/2014/08/12444/ Учимся правильно рассчитывать компенсацию за неиспользованный отпуск и проверяем работодателя

http://taktaktak.ru/blog/posts/2014/08/12470/ За какой период работы выплачивается денежная компенсация за неиспользованные отпуска при увольнении?

Однако, с 13.08.2020 в ст.178 ТК РФ внесли изменения, теперь установленые конкретные сроки для обращения за выходным пособием и сроки его выплаты, поэтому предлагаю изучить материал из Гаранта.

Изменен порядок сохранения за работниками заработка при сокращении или ликвидации организации

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 210-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 203-ФЗ

В законодательство РФ внесены изменения, направленные на обеспечение права уволенных в связи с ликвидацией работников на получение предусмотренных законодательством гарантий. В частности, корректировке подверглись статьи 178318 ТК РФ и ст. 21 Закона о государственной регистрации юрлиц.

История этих поправок берет свое начало в 2018 году, когда Конституционный Суд РФ признал статью 178 ТК РФ противоречащей Конституции в той мере, в какой она лишает возможности уволенных в связи с ликвидацией работников воспользоваться гарантией в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, если право на эту гарантию они приобрели уже после прекращения организации-работодателя (подробнее см. новость от 25.12.2018).

Проблема, выявленная Конституционным Судом, была широко известна: закон устанавливает гарантию уволенным в связи с ликвидацией работникам в виде сохранения за ними среднего заработка на период трудоустройства. Но право на такую выплату у работников появляется лишь после увольнения, если они не найдут другую работу. Однако к этому моменту процесс ликвидации организации может быть уже завершен и, соответственно, обращаться за реализацией этого своего права работникам уже не к кому.

После постановления Конституционного Суда правительство начало работать над поправками, которые должны были решить эту проблему. Вначале был представлен пакет поправок в ТК РФ и ГК РФ, который, в частности, устанавливал необходимость выплачивать выходное пособие при ликвидации в размер двукратного среднего заработка (см. новость от 22.02.2019), однако он развития не получил. Искать выход решили через корректировку вместе с ТК РФ Закона о регистрации юрлиц (о развитии соответствующей концепции см. новости от 08.04.2019 и от 27.06.2019), что в итоге и вылилось в новые законы.

Суть изменений в следующем: организациям фактически запретили завершать процедуру ликвидации, пока не будут произведены все связанные с ликвидацией выплаты работникам.

Согласно новой норме ст. 178 ТК РФ при ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством. В свою очередь, по Закону о регистрации юрлиц в заявлении о ликвидации теперь необходимо будет подтверждать, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица.

Работникам, в свою очередь, больше нельзя будет тянуть с обращением к работодателям за выплатой среднего заработка на период трудоустройства: такое обращение в отношении каждого отдельного месяца периода трудоустройства работник может подать в письменной форме не позднее 15 рабочих дней с момента окончания соответствующего месяца. Причем эта норма касается уволенных как в связи с ликвидацией, так и в связи с сокращением. У работодателя будет 15 календарных дней с момента обращения работника на то, чтобы осуществить выплату.

Напомним, что ранее работник не был ограничен по срокам обращения за выплатой среднего заработка на период трудоустройства. А выплата среднего заработка на основании п. 12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 02.03.1988 N 113/6-64, осуществлялась работодателем в дни выплаты зарплаты. После внесения рассматриваемых изменений в ТК РФ эта норма, очевидно, применяться не должна.

Работодателям также предоставлена возможность ускорить расчеты с работником и не ждать, пока он получит право на средний заработок за период трудоустройства и обратится за соответствующей выплатой. Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства работодатель вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка (на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях - пятикратного месячного заработка). Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй или последующие месяцы со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты. Такой путь, конечно, потребует от работодателя увеличения расходов (ведь в реальности далеко не все работники получили бы компенсацию по максимуму: кто-то нашел бы работу раньше окончания периода сохранения среднего заработка, кто-то не стал бы обращаться в службу занятости, а чей-то случай невозможности трудоустроиться сама служба занятости не признала бы исключительным), зато позволит сэкономить время.

Принятые поправки, очевидно, потребуют корректировки позиции судов по вопросу о дате увольнения в связи с ликвидацией. Так, в некоторых случаях суды указывали на невозможность увольнения работника в связи с ликвидацией ранее окончания самой процедуры ликвидации (подробнее см. Энциклопедию решений "Дата увольнения в связи с ликвидацией организации").

Не вполне ясно, почему законодатель обошел своим вниманием Закон о ЗАТО, п. 4 ст. 7 которого устанавливает повышенный уровень гарантий для работников ликвидирующихся организаций, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях. Поправок, аналогичных тем, которые были внесены в ст. 318 ТК РФ, для этого закона предусмотрено не было.

Поправки вступят в силу 13 августа 2020 года.

Материал предоставлен правовой системой Гарант

А вот в этой проблеме сейчас я объясняла консультируемому с учетом его даты увольнения, в какие сроки он должен обратиться и куда, и с какими документами, чтобы получить выходное пособие: 

https://taktaktak.ru/problem/39354 Должны ли мне выплатить зарплату за третий месяц после сокращения?

И так, я писала следующее:

"И так, дата увольнения 14.08.2020.

Вам сразу же выплатили выходное пособие за первый месяц трудоустройства 14.08.2020-14.09.2020 (хотя, это не совсем корректные даты, как вам объяснил ваш работодатель). 

Второй месяц трудоустройства 14.09.2020-14.10.2020. И никто никогда не выплачивает выходное пособие автоматически. Вам нужно обратиться к работодателю с паспортом, трудовой книжкой и заявлением о выплате выходного пособия за второй месяц трудоустройства. И сделать вы это можете в течение 15 рабочих дней по окончании второго месяца трудоустройства от даты увольнения.

А выплатить вам должны будут в течение 15 календарных дней.

А вот дальше, о выходном пособие за третий месяц трудоустройства 14.10.2020-14.11.2020. Вы должны обратиться в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в службу занятости и не быть трудоустроенным в течение двух месяцев со дня увольнения. Тогда вам служба занятости выдаст справку об этом.

И вы обратитесь с этой справкой, паспортом, трудовой книжкой и заявлением о выплате выходного пособия за третий месяц трудоустройства. И обратиться вы с этими документами можете в те же сроки - не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.

Только, тут один момент, который вы поймете, прочитав наш Алгоритм. Выходное пособие за третий месяц выплачивают в исключительных случаях, то, что вас сократили это не является исключительным случаем.

А поэтому, есть и судебная практика, где служба занятости отказывала в справке гражданину. А есть судебная практика, когда служба занятости выдала справку, но отказал работодатель, т.к. не посчитал случай работника исключительным, и суд встал на сторону работодателя.

Так, что выходное пособие за третий месяц трудоустройства это большой вопрос."

В-третьих, еще раз про документы, которые нужно обязательно забрать, перечень прилагаю.

И обязательно запрашивайте документы в 3 экземплярах, не меньше.

Перечень документов при увольнении.docx

Конечно, т.к. вы работаете у третьего работодателя по совместительству на неполное рабочее время, то соответственно, это отразиться на размере пособия по уходу за ребенком до полутора лет ст.14 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

ВАЖНО! Определение Верховного суда РФ от 27.07.2015 N 309-КГ15-4727, от 07.08.2017 N 309-КГ17-9589от 17.01.2018 N 309-КГ17-20636, пункты 15-16 Постановления Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

Работникам с неполным рабочим временем, чей заработок в расчетном периоде был слишком мал или отсутствовал, пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, исчисленного из МРОТ без его уменьшения пропорционально установленной продолжительности рабочего времени.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот размер определяется с применением районного коэффициента.

Государственные пособия, пособие по беременности и родам налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) не облагают (ст. 217 НК РФ).

Размеры пособий в 2020 году прилагаю, где вы найдете минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Размеры пособий в 2020 году.docx

И очень опасное положение, когда женщину принимать на работу, пусть даже по совместительству перед отпуском по БиР.

Вы пишите: "а на последней с 1 октября текущего года. Она беременна. С 10 октября текущего года в отпуске по БиР."

ФСС РФ такие случаи очень внимательно рассматривает, что за необходимость было принять женщину перед отпуском по БиР с 01.10.2020 на 0,1 ставки, и 10.10.2020 она ушла в отпуск по БиР.

В таких случаях ФСС РФ отказывает и в пособие по БиР, и в пособие по уходу за ребенком до полутора лет, и суды в большинстве случаев встают на сторону ФСС РФ.

Какая необходимость была, почему в третий работодатель перед самым отпуском по БиР принимает на работу женщину по совместительству на 0,1 ставки?

Судебная практика, пример (правовая система Гарант):

1. Отсутствие профильного образования и опыта работы у сотрудницы, трудоустроенной на должность главбуха перед декретным отпуском, свидетельствует о попытке незаконно возместить расходы на выплату декретного пособия. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в определении от 14.10.19 № 302-ЭС19-17311.

При каких условиях трудоустройство незадолго до выхода в декрет можно считать фиктивным?

Определение Верховного Суда РФ от 14 октября 2019 г. N 302-ЭС19-17311

Отделение ФСС РФ после проведения проверки страхователя пришло к выводу о неправомерном предъявлении к возмещению сумм единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, и пособия по беременности и родам, выплаченных на основании листка нетрудоспособности работнице, поскольку посчитало ее трудоустройство незадолго до наступления страхового случая фиктивным.

Полагая, что решения фонда не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы страхователя, общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд.

Суд первой инстанции пояснил, что для признания расходов по обязательному социальному страхованию обоснованными и документально подтвержденными работодатель обязан подтвердить наличие реальных трудовых отношений с работником (застрахованным лицом), наступление страхового случая, факт выплаты и размер соответствующего пособия.

Однако обществом фактическое выполнение работником его трудовой функции не было доказано. Суд посчитал, что наличие экономической обоснованности приема на работу сотрудницы незадолго до наступления отпуска по беременности и родам в сложной финансовой ситуации (у организации была задолженность перед другими работниками по выплате заработной платы) с установлением заработной платы в размере, превышающем размер заработной платы генерального директора, обществом не было подтверждено. На дату приема на работу обязанности главного бухгалтера исполнялись директором, при этом доплата директору за исполнение обязанностей главного бухгалтера не производилась. При этом работница не имела диплома о профильном образовании или опыта работы в должности бухгалтера; в период нахождения работницы в отпуске по беременности и родам должность бухгалтера оставалась вакантной.

Формальное же соблюдение процедуры оформления трудовых отношений (оформление трудового договора, приказа о приеме на работу, табелей учета рабочего времени, запись в трудовой книжке) не является доказательством фактического исполнения трудовых обязанностей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что фондом в ходе проверки установлена совокупность обстоятельств, достаточных для вывода об искусственном создании страхователем условий для возмещения из фонда средств на выплату пособия по беременности и родам работнице. Суд апелляционной инстанций также указал на отсутствие оснований для признания недействительными решений отделения ФСС РФ, с чем согласился и суд округа.

Не согласившись с выводами судов, общество обратилось с жалобой в Судебную коллегию Верховного Суда РФ с просьбой об отмене принятых по делу судебных актов. Однако судья Верховного Суда РФ указал, что основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют, поскольку по существу сводятся к несогласию заявителя с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, по мнению судьи Верховного Суда РФ, судами не допущено. В связи с этим в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии было отказано.

Отметим, что к выводам о правомерности отказа ФСС РФ в возмещении сумм пособий при наличии признаков фиктивности трудоустройства работника незадолго до наступления страхового случая суды приходили и раньше (смотрите, например, определения Верховного Суда РФ от 11.11.2019 N 310-ЭС19-19907от 04.10.2019 N 310-ЭС19-16569

2. Трудоустройство за несколько дней до декрета лишает права на возмещение пособия из ФСС

Постановление АС Поволжского округа от 23.07.2020 N Ф06-63267/2020

Бухгалтер организации собралась в декрет. Работодатель обратился в ФСС за возмещением расходов на выплату ей пособия по беременности и родам. Однако инспекторы расценили действия организации-страхователя как недобросовестные и умышленно направленные на создание ситуации, направленной на получение возмещения из бюджета ФСС, и ответили отказом. Дело в том, что сотрудница была принята на должность бухгалтера незадолго до ухода в декрет...

Работодатель обратился в суд. Но судьи трех уровней поддержали позицию Фонда. Суду удалось установить, что новый бухгалтер отработала перед уходом в декрет действительно недолго - всего 12 дней. Несколько лет назад она уже занимала в этой организации должность бухгалтера, но последние три года нигде не работала. При этом ни до ее трудоустройства, ни после ухода в декретный отпуск на должность бухгалтера никого не принимали, это место было вакантным, обязанности бухгалтера директор организации выполнял самостоятельно.

Судьи отметили, что заключение трудового договора с беременной женщиной за несколько дней до оформления декретного отпуска вкупе с прочими обстоятельствами не было обусловлено производственной необходимостью, и признали отказ Фонда в возмещении расходов правомерным.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое