Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 40 122
№ 40 122
РЕШЕНО

Может ли частная медицинская клиника отказать пациенту в выдаче ему копии его медицинской карты?

Собираюсь сменить стоматологическую клинику, хочу забрать медицинскую карту. В клинике мне сказали, что по заявлению на имя главврача они делают выписку из медицинской карты. Карты у них ведутся на электронных и бумажных носителях. На бумажных - по стандартной форме 025/у. Имею ли я право требовать выдачи копии (например, ксерокопии) бумажного варианта своей медицинской карты, а не выписки из нее?

12 ответов

Здравствуйте!

Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи п.1 ст.22 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Справки и медицинские заключения оформляются (формируются) в произвольной форме и могут выдаваться на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 сентября 2020 г. N 972н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений").

В Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 апреля 2005 г. N 734/МЗ-14 разъяснено, что медицинская карта хранится в регистратуре: в поликлиниках по участкам и в пределах участков по улицам, домам, квартирам; в центральных районных больницах и сельских амбулаториях - по населенным пунктам и алфавиту. Карты граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, маркируются литерой "Л". 

Выдача медицинских карт на руки пациенту возможна только с разрешения главного врача учреждения.

Вывод: медицинская организация может выдать на руки карту пациенту, но не обязана.

Рекомендую, подайте письменное заявление на имя гравврача учреждения, возможно, вашу медкарту перешлют в то медучреждение, где вы хотите наблюдаться.

Способы доставки заявлений (документов) на выбор:

  1. Лично в организацию. В этом случае обязательно документ должен быть зарегистрирован. Это значит, что на копии данного документа лицо, принявшее его, должно указать свою должность, поставить подпись, дать расшифровку подписи и указать дату, когда заявление было принято. Если в организации есть секретариат, то в данном случае на документе дополнительно проставляется входящий номер, под которым заявление зарегистрировано в журнале входящей документации.
  2. По почте заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения. Еще возможный вариант — факсом или электронным письмом, но с почтового отделения.
  3. Через курьерскую службу. Этот способ дороже, но быстрее и надежнее.
  4. Через доверенное лицо, вашего представителя (по нотариальной доверенности, как правило).
  5. Через сайт организации (если речь идет о государственной структуре). В разделе «Обращение граждан» описать свою ситуацию, проблему. Но нужно учитывать, что при этом способе ответ на ваше заявление вы получите в течение 30 дней.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них пациент либо его законный представитель представляет запрос о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок из них на бумажном носителе (при личном обращении или по почте) либо запрос, сформированный в форме электронного документа, подписанного пациентом либо его законным представителем.

В случае направления запроса пациентом либо его законным представителем о предоставлении оригиналов следующих медицинских документов пациенту либо его законному представителю предоставляется их копия или выписка из них, за исключением случаев формирования указанных медицинских документов в форме электронных документов:

1) медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

2) медицинская карта стационарного больного;

3) история развития новорожденного;

4) история развития ребенка;

5) медицинская карта ребенка;

6) индивидуальная карта беременной и родильницы;

7) история родов;

8) медицинская карта стоматологического пациента;

9) медицинская карта ортодонтического пациента;

10) протокол патолого-анатомического вскрытия;

11) протокол патолого-анатомического вскрытия плода, мертворожденного или новорожденного;

12) медицинская карта прерывания беременности.

При формировании медицинской документации в форме электронных документов в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская организация по запросу изготавливает на бумажном носителе копии электронных медицинских документов и выписки из них в соответствии с настоящим Порядком.

Здравствуйте Алексей!

Будьте готовы к тому, что Вам могут отказать в выдаче медицинской карты по формальному основанию, а именно, что в клинике на Вас не ведется бумажная медицинская карта.

Так, согласно п. 3 Порядка заполнения учетной формы N 025/у, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н (ред. от 02.11.2020), карты не ведутся на пациентов, обращающихся за медицинской помощью в амбулаторных условиях в специализированные медицинские организации или их структурные подразделения по профилям онкология, фтизиатрия, психиатрия, психиатрия-наркология, дерматология, стоматология и ортодонтия, которые заполняют свои учетные формы.

Кроме того, как правило, медицинские организации отказывают в выдаче медицинских карт на том основании, что данная карта является имуществом организации, которое может быть истребовано лишь на основании постановления правоохранительных органов или судебного акта.

В выдаче ксерокопии медицинской карты Вам также могут отказать по формальному основанию – отсутствии в клинике копировального устройства (или тонера в копировальном устройстве).

Так что самое реальное для Вас – это требовать ознакомления Вас с бумажной медицинской картой (при её наличии) и предоставления возможности самостоятельно снять фотокопии с неё.

А если откажут в возможности снять фотокопию (сошлются на распоряжение главврача, на внутренние правила клиники или придумают что-то еще), можно ли будет куда-то пожаловаться?

Вывод:  саму медицинскую карту никто не выдаст, только с разрешения главврача, но копию или выписку из документов, выдать должны, даже, если ведется в электронном виде. А вы пишите, что ведется в двух вариантах.

Подавайте запрос на имя главврача.

Потребуйте, чтобы Вас ознакомлм с этити внутренними правилами. Постарайтесь снять с них копию.

Пожаловаться можно в территориальный орган Росздравнадзора или в прокуратуру.

В запросе делайте ссылку на Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" , п.1 ст.22 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и вам не имеют права отказать.

И кстати, кроме ксерокопии, могут скинуть все на флэшку (хотя об этом ни в одном законе не прописано, но это тоже один из вариантов копии документов, который предоставляет технический прогресс), мне именно так все и сделали, именно в стоматологии, поэтому странно, что у вас возникли проблемы.

Если откажут, то жаловаться будете в территориальный орган Росздравнадзора вашего населенного пункта. Если медклиника оказала некачественные услугу, жаловаться можно в Роспотребнадзор.

Видимо в вашем случае медицинская документация велась в строгом соответствии с законодательством, поэтому все документы и были предоставлены без проблем. В моей стоматологии документация явно ведется с нарушениями. Например, сегодня я там был и краем глаза увидел отсутствие в моей бумажной медицинской карте (она действительно имеется) некоторых важных записей, которые должны там быть. Разговаривал я с зам. ген. директора, женщиной. Так она, когда я захотел ознакомиться с картой, чуть ли не всем телом накрыла ее, чтобы я не дай бог не вздумал взять ее со стола и начать листать! Говорит, ознакомление только по письменному запросу (что, вроде бы, верно – в соответствии с приказом 425н). Но я вот думаю, если бы карта была оформлена как следует, зачем человеку на такой должности – заместителю руководителя клиники, что-то скрывать от пациента? Наоборот – взять и показать, что у них в клинике все в порядке - бери и смотри. Так нет! Ну и с копиями, видимо, та же история. Если делать выписку, в нее можно вписать (или, наоборот, не вписать) все что угодно. А копия гораздо более информативна – там же все-таки почерк врачей, да и другие правдивые вещи содержатся.

В частной стоматологической клинике не может быть внутренних ЛНА, которые противоречат НПА Минздрава РФ.

Подавайте запрос, на какие законы в него сделать ссылку, вы знаете. 
Одно дело, когда вы разговариваете, как пациент, и другое, когда указываете законы  в заявление, от вас уже не отмахнешься.

Здравствуйте, Алексей!

Для мониторинга эффективности помощи на сайте расскажите, пожалуйста, помогли ли вам рекомендации. Разрешилась ли ваша ситуация?

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое