Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 40 143
№ 40 143
РЕШЕНО

Определенный соцработник отказывается со мной работать. Правомерно ли это?

Здравствуйте!

Уважаемые эксперты, помогите, пожалуйста, разобраться с вопросом в социальной сфере.

Я являюсь инвалидом 1 группы. Социальной защитой ко мне был прикреплен социальный работник, который приходил ко мне 1 раз в день покормить обедом, на протяжении года ко мне не было никаких претензий как к клиенту, никаких норм как клиент я не нарушал, все услуги всегда оплачивал самостоятельно в полном объёме и в срок.

Полгода назад произошёл конфликт между мной и супругой, проживавшей на тот момент со мной, супруга отказалась ухаживать за мной совсем. Тогда мне пришлось обратиться к соцработнику, чтобы она приходила 3 раза в день (объём работы увеличился и работа усложнилась значительно). На это супруга наговорила гадостей соцработнику и начала распространять нелестные слухи по району про соцработника. Через месяц соцработник сказала: я отказываюсь к тебе ходить, потому что у меня начались проблемы в семье из-за сплетен.
Я вызвал заведующую отделением и попросил объяснить отказ, на что она попросила на месяц поменять соцработника, чтобы утихли сплетни. Я ей объяснил, что личные семейные конфликты в моей или в её семье никак не могут относиться к работе, она пообещала, что через месяц соцработника вернут (естественно, никто этого делать не собирался). Спустя месяц, слава Богу, с новым соцработником получилось сработаться и нужды уже не было в предыдущем (много нюансов и сложностей в плане ухода, можно сказать, моя жизнь и здоровье зависят от этого).

На данный момент соцработник уходит в отпуск, я позвонил заведующей и попросил, чтобы поставили ту соцработницу, которая была, на время отпуска, так как она со мной знакома и знает, что делать. Заведующая отказала, мотивируя тем, что эта соцработница слишком загружена, хотя до этого мы с ней договаривались об этом заранее.

Я обратился к замдиректора соцслужбы, после моего звонка заведующая отделением перезвонила и сказала, что назначит, кого я прошу.

Через 2 дня приезжает замдиректора соцслужбы, юрист, психолог, и сообщает мне о том, что соцработник написала объяснительную и отказалась. Я спрашиваю, какая причина отказа и можно ли ознакомиться, на что получил ответ, что это внутренний документ. Со слов, причина отказа та же самая, не хочет, чтобы собирали про неё сплетни. Я также попытался объяснить, что личные причины не могут являться основанием для отказа, на что мне ответили, что они не могут заставить, если она не хочет.

Подскажите, пожалуйста, в рамках правового поля, какие причины у соцработника могут быть для отказа от клиента. И является ли причиной данный отказ соцработника?
Чем мне мотивировать, если я прав?

14 ответов

Здравствуйте!

Я вам объясню с позиции ТК РФ.

У работника есть должностная инструкция либо в его трудовом договоре указаны должностные обязанности, и работник обязан их исполнять.

 За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания ст.192 ТК РФ:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Т.е. если работник отказывается исполнять свои ДИ, то его имеют право привлечь к дисциплинарному взысканию, при чем, это право работодателя, а не обязанность работодателя.

Причины отказа исполнять свои должностные обязанности работник должен указать в объяснительной, это обязательный документ, который запрашивает работодатель.

Работодатель должен учесть и следующие моменты: 

- тяжесть проступка; 

- обстоятельства, при которых он совершен; 

- отношение провинившегося к труду;

- его предшествующее поведение; 

- длительность его работы в организации; 

- возможность применить менее строгое взыскание.

И если работодатель признает эти причины уважительными, то тем более, работодатель не привлечет работника к дисциплинарному взысканию.

Вам работодатель соцработника объяснил, что она написала объяснительную, кстати, вас действительно не обязаны с этим документом ознакомить, вы являетесь третьим лицом, и это возможно только с письменного согласия соцработника.

Видимо, работодатель соцработника принял ее объяснение и причины, которые она указала, как уважительные, поэтому, ее не привлекут к дисциплинарному взысканию,  а тем более, если ее причины признали уважительными, то заставить ее выполнять работу с вами  не могут.

Это я вам объяснила с позиции Трудового кодекса РФ.

То если по позиции ТК РФ, с другой стороны если подчиненный имеет близкие отношения с начальником то Трудовой кодекс не закон и трактовать любое действие они могут так как хотят?
Скажите пожалуйста, а я могу как-то запросить для ознакомления их трудовой договор? Или он является тоже внутренним и  я не имею права ознакомления с ним?

Ваше право подать жалобу на действие соцзащиты и решение руководство этого соцработника в вышестоящую инстанцию, т.е. департамент по социальной защите города, области, чтобы уже вышестоящая инстанция сделала свое заключение.

Способы доставки заявлений (документов) на выбор:

  1. Лично в организацию. В этом случае обязательно документ должен быть зарегистрирован. Это значит, что на копии данного документа лицо, принявшее его, должно указать свою должность, поставить подпись, дать расшифровку подписи и указать дату, когда заявление было принято. Если в организации есть секретариат, то в данном случае на документе дополнительно проставляется входящий номер, под которым заявление зарегистрировано в журнале входящей документации.
  2. По почте заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения. Еще возможный вариант — факсом или электронным письмом, но с почтового отделения.
  3. Через курьерскую службу. Этот способ дороже, но быстрее и надежнее.
  4. Через доверенное лицо, вашего представителя (по нотариальной доверенности, как правило).
  5. Через сайт организации (если речь идет о государственной структуре). В разделе «Обращение граждан» описать свою ситуацию, проблему. Но нужно учитывать, что при этом способе ответ на ваше заявление вы получите в течение 30 дней.

Вы не можете запросить документы, которые имеют отношение к конкретному гражданину, которые содержат его персональные, биометрические данные, только с письменного согласия этого гражданина.

Отвечать на первый ваш вопрос, я не буду, т.к. это домыслы, кто с кем в каких отношениях состоит, всегда нужны доказательства.

Повторюсь, ваше право подать жалобу в вышестоящую инстанцию, будет проведена проверка, вам пришлют официальный ответ на вашу жалобу.

Первый вопрос я  не выдаю за факт, этим вопросом я хотел поинтересоваться о пользе и бесполезности закона в отношении граждан,  вопрос гипотетический, так же может быть?

Здравствуйте Андрей!

По моему мнению, Вы не имеете право выбирать конкретного социального работника осуществляющего долговременный уход за Вами. Это прерогатива органа социальной защиты.

Так, согласно Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, утвержденной приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 667, деятельность работников уполномоченных организаций в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в постороннем уходе, и основывается на следующих принципах: справедливость, ответственность, компетентность, индивидуальность, добровольность, наглядность, конфиденциальность, принятие, целесообразность.

Подбор гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, социального пакета долговременного ухода осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания или уполномоченной данным органом организацией в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в постороннем уходе.

Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги их получателям в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

Социальное обслуживание в рамках системы долговременного ухода предоставляется гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе, на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

В договоре в обязательном порядке указываются объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого бесплатно, а также перечень и объем социальных услуг, определенных индивидуальной программой, предоставляемых на условиях, установленных статьями 31, 32  Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

Функционирование системы долговременного ухода обеспечивается уполномоченными органами, организациями и работниками, участвующими в организации и предоставлении гражданам, нуждающимся в посторонней помощи, социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг, а также услуг, не относящихся к социальным услугам (социальное сопровождение), включая негосударственными организациями.

Предоставление социального пакета долговременного ухода гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, осуществляется социальным работником (патронажным работником), дополнительно подготовленным в целях осуществления трудовых функций по обеспечению ухода гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, и наделенным трудовой функцией по взаимодействию с работниками уполномоченных организаций в рамках межведомственного взаимодействия.

Если в заключенном с Вами договоре о предоставлении социальный услуг не указана фамилия конкретного социального работника, то у Вас нет законных оснований требовать, чтобы долговременный уход за Вами осуществлял конкретный работник.

Я даю консультацию, а если начинать рассуждать, как и почему законы не всегда работают, то это будет уже не консультация.

Но, даже существование этого сайта доказывает то, что когда права граждан нарушаются, они отстаивают свои права, просто каждому приходиться пройти свой путь, чтобы получить положительный результат.

А в вашей ситуации, вам не отказали в оказании социальной помощи, просто соцзащита приняла решение о том, кто будет вам ее оказывать.

А если соцзащита, как Работодатель приняла решение в отношении своего работника: не применять к работнику дисциплинарное взыскание, значит, работодатель счел причины, которые указал  в объяснительной работник уважительные, и  повторюсь, что сказала выше, это право работодателя привлечь работника к дисциплинарной ответственности, а не обязанность. И еще, в нашей стране запрещен рабский труд в соответствии с международной конвенцией, и запрещен принудительный труд в соответствии со ст.4 ТК РФ.

Тем более, например, у этого же соцработника, как у работника тоже есть право защищать свои трудовые права, обращаться в проверяющие инстанции, в суд. 

Нужно учитывать и интересы этого работника.

А соцзащита не отказала вам в социальной помощи, вы ее будете получать, поэтому я точно не вижу, чтобы ваши права были каким-то образом нарушены.

Я считаю, исходя из той информации, которая есть, закон не нарушен и баланс интересов соблюден.

Я все-таки не проводила служебную проверку, не видела документов, поэтому не могу сделать заключение о том, почему работодатель принял те причины, которые указала соцработник в своей объяснительной, как уважительные причины, чтобы не работать с вами.

Однако, считаю, вам соцпомощь оказывается, вам в ней не отказали, закон не нарушен.

А работодатель, если посчитал, что у работника уважительные причины, я не могу ставить его заключение под сомнение, т.к. нужно учитывать, что работник это не раб, и принудительный труд запрещен ТК РФ. 

Вадим здравствуйте!
Это получается с вышеизложенным, инвалид не имеет ни на что право, право только получать то что дают?
По вашему мнению с вышеизложенным мною нету никаких нарушений моих прав? То есть это стандартная нормальная ситуация и сделать с этим ничего нельзя и не стоит?

А вот с учетом требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" вам объяснят наши юристы.

Я знаю, что хотели в ст.18 Закона внести изменения, когда соцработник мог бы отказаться от предоставления обслуживания, например, это инфекционные болезни, психические расстройства, онкологические заболевания, эти изменения должны были рассмотреть в декабре 2020, но на сколько я в курсе, проект был снят с рассмотрения.

С юридической точки зрения здесь нет нарушения.

А вот с этической точки зрения это неправильно, с одной стороны. А с другой стороны, если конкретный работник не хочет с Вами работать, то Вы его никакими  Вашими жалобами не заставите, а лишь вынудите человека уволиться

У меня нет цели кого-либо заставить или вынудить. 
Я просто не хочу чтобы это в дальнейшем повторялось со мной или с кем-либо другим, я даже не уверен, что эта причина была не выдумана. Как быть бедным бабулькам, это же неправильно и ненормально, захотели выдумали причину, захотели бросили, захотели нет. 
Извините, пожалуйста - с этической точки зрения это неправильно, с одной стороны: вы имеете в виду с моей стороны неправильно? Если не затруднит ответьте, для меня это важно.

"С этической точки зрения это неправильно, с одной стороны" - это я имел ввиду со строны органа социального обслуживания, так как они отвечают за создание благопроятных условий для инвалидов. Но я не буду касаться рассуждений об этической стороне, так как я юрист и даю консультатции лишь опираясь на нормы права

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое