Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 17 157
№ 17 157
РЕШЕНО

Не можем добиться пособия на детей, не посещающих сад.

Здравствуйте! Проживаем в г. Армавире Краснодарского края. Внук и внучка (обоим около 3 лет) не посещают д/с. В интернете нашла информацию, что на таких деток положено пособие. Обратилась в соцзащиту. В пособии отказали, сославшись на то, что в Краснодарском крае пособия не выплачиваются. В чем виноваты эти детки? В том, что живут в Краснодарском крае? Или все-таки идёт нарушение закона в нашем городе?

4 ответа

Добрый день!

Выплата такого пособия предусматривается именно законами (или постановлениями) субъекта РФ. То есть если на региональном уровне такая выплата не предусмотрена, то и выплаты не будет. 

Здравствуйте, Людмила,

К сожалению, проект Федерального закона "О внесении изменений в закон об образовании", связанный с выплатой ежемесячного денежного пособия, который должен был вступить в силу 01.01.2012 до настоящего времени не федеральном уровне не утвержден.

Поэтому, в настоящее время вопрос о предоставлении компенсации решается на уровне субъекта Российской Федерации. То есть, в каждом городе, области, крае — свое решение и своя поддержка родителей, чьих детей не взяли в детский сад из-за нехватки мест. Также в каждом регионе свои размеры компенсаций за непосещение детского сада. Если ваш ребенок не ходит в детский сад из-за нехватки мест, обращайтесь в местные органы социальной защиты населения, либо в Отдел департамента образования. В каждом регионе могут быть установлены свои социальные меры и размеры пособий по поддержке таких родителей и детей.

На сколько мне известно такую  компенсацию выплачивают  лишь в нескольких регионах, среди них  Красноярск, Кировск, Архангельск, Пермь, Липецк, Самара, Томск, Ямало-Ненецкий АО, Смоленская обл, Ярославль, Ханты-Мансийский АО, Березники (Пермский край).

Здравствуйте!

По состоянию на 2013-2014 перечень регионов , где выплачивали такую компенсацию:

- В Москве и Московской области данная выплата не полагается, а вот с Санкт-Петербурге размер компенсации за непредоставление места в детском саду составит 6 000 рублей для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

- По состоянию на 2013 год известно, что в Кирове на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет компенсация положена в размере 2 500 рублей в месяц.

- В Перми эта сумма составила 5 295 рублей, а на детей в возрасте от  3 дот 6 лет – 4 490 рублей в месяц. В пермском крае в Березниках на детей до 5 лет выплачивают 4 640 руб.

- В Красноярске на детей от 1,5 до 3 лет родителям выплачивают по 3 709 рублей.

- В Липецке же компенсация положена только на детей в возрасте 3 до 6 лет и размер компенсации равен 5 000 рублей.

- В Самаре напротив, выплачивают только на детей с 1,5 до 3 лет и при этом на первого ребенка полагается 1 000 руб., на второго -1 500 руб., а  на третьего- 2 000 руб.

- В Томске выплачивают компенсацию за непредоставление детского сада на детей в возрасте от 1,5 до 5,5 лет в размере 4 000 руб.

- В Ямало–Ненецком АО на каждого ребенка полагается компенсация в размере 3 210 рублей детям от 1,5 до 3 лет и до 5 лет в размере 4 210 руб.

- В Ярославле на детей от 1,5 до 3 лет выплачивают совсем немного, а именно  591 руб. в месяц, а вот на детей от 3 до 6 лет выплата составляет 5000 руб.

- Ханты-Мансийский АО тоже принял участие в данной программе и выделил на малышей от 1,5 до 3 лет по 6 826 руб., а с 3 до 4 лет в районе 3 000 рублей.

- В Смоленской области на детей от 1,5 до 3 лет  полагается 4 000 руб., а от 3 до 7 лет  — 5 000 руб.

- Ну а в Архангельске на детей до 6 лет полагается 2 000 руб.

- В Чите и вовсе выплачивают компенсацию, если ребенок посещает частный детский садик. При этом компенсацию выплачивают не со всей стоимости за садик, а с одной 1 000 рублей. А именно за одного ребенка – это 20%, за второго – 50%, а за третьего – 70%. Таким образом компенсация составляет 200, 500 или 700 рублей.

Здравствуйте!

как верно указали эксперты, в Краснодарском край не выплачивают компенсацию за непредоставление места в детском саду. Однако, существуют законы, по котором ребенку до остижения возраста 3х лет обязаны предоставить место в детском саду. Вы можете добиться устройства детей в детский сад и получить компенсацию морального вреда за нарушение зак-ва, которое допускает администрация.

Для этого, сначала сделайте письменный запрос в отдел образования админисрации когда Вам будет представлено место в детском саду на несовершеннолетнего ______.

Затем обращайтесь в районный суд по месту нахождения администрации с требованием обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ___ место в детском саду.

Вот правовая позиция для иска:

В статье 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такуюзащиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Статьёй 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона). Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа. Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). 

Непредоставление ребёнку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Данная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении от 15 мая 2006 г. № 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Такая правовая позиция была высказана Верховным судом Российской Федерации в определении по делу Дело № 35-КГ14-2  от 14.08.2014 года .

Департамент образования Администрации г.Краснодара организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти; осуществляет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Таким образом, у органа местного самоуправления имеется законодательно установленная обязанность по реализации социального права граждан на получение дошкольного образования, однако закрепленная в Конституции Российской Федерации и Законе «Об образовании» общедоступность дошкольного образования предполагает, прежде всего разумность сроков реализации указанного социального права, при этом в силу требований закона должен учитываться принцип очередности, за исключением льготной категории граждан.

Также следует принять во внимание п. 1 п.п «в» Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «По реализации государственной политики в области образования и науки», согласно которому Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

Сделаем вывод, действиями Ответчика нарушаются права  Истца, как законного представителя несовершеннолетнего ________ по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении.

Из-за грубого нарушения ответчиком действующего законодательства, Истцу были причинены нравственные страдания: истец была вынуждена прсить родственников сидеть с ребенком, ______________. в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку факт нарушения прав истца по не предоставлению его сыну места в муниципальном образовательном учреждении дошкольного образования г.Краснодара достоверно установлен, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости имеет право взыскать в пользу Истца компенсацию морального вреда в размере _______ рублей

Прошу:

1) обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ______ место в  дошкольном образовательном учреждении.

2) взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере _________ рублей, в качестве компенсации морального вреда.