Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 17 509
№ 17 509
РЕШЕНО

С какого возраста обязаны взять ребенка в детский сад?

Здравствуйте! Моему сыну сейчас год и 5 месяцев,после 2 лет хочу отдать его в садик и выйти на работу,но отслеживая нашу очередь пришла  к выводу,что и к 3 годам такими темпами мы не попадем,очередь отодвигается в обратную сторону,причем количество льготников +10, а кол-во людей перед нами +100... Новосибирск вообще не решает проблему  с садами,и я хочу через суд добиться путевки сыну в мае 2016 или раньше. С какого возраста я могу отдать сына в сад? Мы - не льготники. С чего начать борьбу за путевку, ребенок январский и сидеть до 3,7 я не имею возможности. В середине года,например в 2 года (январь 2016) моего ребенка примут в сад? или только в сентябре? Почему очередь движется так непонятно,хотя и так все ясно,все продается и покупается. Сидеть дома я не могу,надо идти работать. на частный сад денег нет,бабушек тоже нет. Жду ответа. В садах,в которых мы стоим на очереди открытым текстом сказали,что до 3 лет даже не звоните нам. Почему я должна бегать по инстанциям,если по конституции положено БЕСПЛАТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ???

3 ответа

Добрый день, на нашем сайте многие как и Вы пишут о несоблюдении законов в этой области. Я тоже нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и проживаю в Новосибирске. Льготную очередь не имею и хочу выйти на работу, но прекрасно представляю себе свои возможности как юриста в решении этой проблемы и возможности наших властей. 

Советую изучить ответы наших экспертов на такой же вопрос: http://taktaktak.org/problem/17270

Вы можете обратиться в прокуратру, если считаете, что очередь движется несправедливо и можете обратиься в суд и даже выиграть его, т.к. есть законодательство, которое на Вашей стороне, и суд выносит решение согласно нормам закона. Но на стадии ипсолнения решения Вас вряд ли ждет успех, т.к. фактическое исполнение решения должно обеспечиваться ресурсами, которых нет у муниципальных властей. Мэрия не может забрать у кого-то место и отдать его Вам.

Здравствуйте!

Существует судебная практика по предоставлению места в детском саду.

Для этого, сначала сделайте письменный запрос в отдел образования админисрации когда Вам будет представлено место в детском саду на несовершеннолетнего ______.

Затем обращайтесь в районный суд по месту нахождения администрации с требованием обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ___ место в детском саду.

Вот правовая позиция для иска:

В статье 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такуюзащиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Статьёй 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона). Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа. Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). 

Непредоставление ребёнку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении заинтересованным лицом полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Данная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в постановлении от 15 мая 2006 г. № 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Такая правовая позиция была высказана Верховным судом Российской Федерации в определении по делу Дело № 35-КГ14-2  от 14.08.2014 года .

Департамент образования Администрации  города Новосибирска организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти; осуществляет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Таким образом, у органа местного самоуправления имеется законодательно установленная обязанность по реализации социального права граждан на получение дошкольного образования, однако закрепленная в Конституции Российской Федерации и Законе «Об образовании» общедоступность дошкольного образования предполагает, прежде всего разумность сроков реализации указанного социального права, при этом в силу требований закона должен учитываться принцип очередности, за исключением льготной категории граждан.

Также следует принять во внимание п. 1 п.п «в» Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «По реализации государственной политики в области образования и науки», согласно которому Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

Таким образом, действиями Ответчика нарушаются права  Истца, как законного представителя несовершеннолетнего ________ по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении.

Из-за грубого нарушения ответчиком действующего законодательства, Истцу были причинены нравственные страдания: истец была вынуждена прсить родственников сидеть с ребенком, ______________. в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку факт нарушения прав истца по не предоставлению его сыну места в муниципальном образовательном учреждении дошкольного образования г. Новосибирска достоверно установлен, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости имеет право взыскать в пользу Истца компенсацию морального вреда в размере _______ рублей

Прошу:

1) обязать ответчика предоставить несовершеннолетнему ______ место в  дошкольном образовательном учреждении.

2) взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере _________ рублей, в качестве компенсации морального вреда.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое