18+
Создание АНО с двумя учредителями
Решили организовать АНО (центр развития русской культуры). Направления деятельности: организации и проведение концертов, выступлений, просветительская деятельность (лекции, мастер-классы и т.д.). Предполагается участие в соискании грантов, участие в конкурсах. В качестве учредителей выступают два физических лица. Предполагаемая структура: Совет учредителей (высший орган управления), Президент (или председатель организации) - один из учредителей, коллегиальный Исполнительный орган – Правление (пока что состоит из опять же нас двоих), Исполнительный директор (или генеральный директор, вероятно второй учредитель). Ревизора (или наблюдательную комиссию) делать не будем.
Вопросы:
1. Каким образом формируется состав учредителей с учетом требования 1/3 работающих. Можем ли мы со вторым учредителем сами с собой заключить договоры добровольца, т.к. у меня есть постоянное место работы (правда, я в декрете), у второго учредителя работы нет, но она бы не хотела трудоустраиваться. Придется ли нам принимать в состав учредителей третье лицо без трудоустройства?
2. Нужна ли лицензия на проведение единовременных мастер-классов и лекций?
3. Можно ли обойтись без ревизора?
4. Может ли сдавать отчетность одна из нас, т.е. не бухгалтер? И может ли работать бухгалтер также на основе добровольца?
5. Нужно ли для подобной деятельности специальное помещение или мы можем в качестве помещения указать квартиру одного из учредителей?
6. Возможна ли в нашем случае упрощенная система налогообложения? До какой величины оборота в год она возможна?
Спасибо.
Анна Гулевич
21 октября 2015, 23:39
Здравствуйте!
Понятие "Автономная некоммерческая организация" раскрывается в ст. 123.24 и 123.25 ГК РФ.
1. Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Вы со вторым учредителем можете иметь какое угодно место работы. Исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председатель, генеральный директор и т.п.) является выборной должностью и назначается общим собранием чледнов организации. Официально директора можно не трудоустраивать, либо оформить по совместительству.
2. Если вы не будете заниматься образовательной деятельностью (профессиональным обучением), то лицензию на проведение смеинаров оформлять не нужно.
3. Ревизора можете не выбирать и не прописывать этот орган в уставе.
4. Отчетность может сдавать директор организации.
5. В качестве юридического адреса можно использовать адрес одного их учредителей.
6. Можете выбрать УСН. Ограничений на оборот при выборе УСН не установлено.
Ксения
27 октября 2015, 18:38
Анна, добрый день! Спасибо за Вашу помощь. Хочу уточнить некоторые моменты.
1. Вариант с одним учредителем нам не подходит. Нас двое. Можем ли мы вдвоем быть учредителями, но одна из нас по совместительству быть устроена работать в этом АНО? Или так не будет соблюдаться правило 1/3?
2. Второй учредитель не работает и получает пособие на ребенка-инвалида. Не помешает ли участие в качестве учредителя получать ей это пособие и дальше?
3. Может ли в данной организации на момент регистрации вообще никто не работать?
4. Где граница профессионального и не профессионального обучения?
5. Можно ли собирать детские праздники и проводить занятия с детьми на арендуемых площадках без лицензии?
Спасибо.
Елена Макей
28 октября 2015, 15:06
Эксперт
Ксения
22 октября 2015, 19:33
Елена Макей
28 октября 2015, 15:07
Эксперт
Елена Макей
28 октября 2015, 15:08
Эксперт
Добрый день, Ксения !
Рекомендую вам полезные ресурсы , размещенные на нашем портале:
Алгоритм регистрации НКО:
http://taktaktak.org/blog/algorythm/2013/03/poshagovaya-instruktsiya-po-registratsii-nekommercheskoy-organizatsii/
Решение похожих проблем:
http://taktaktak.org/problem/13657
http://taktaktak.org/problem/15322
В СПБ давно работает Центр развития НКО, где юрист проводит бесплатные консультации по вопросам регистрации НКО для учредителей. Вы можете в дальнейшем туда обращаться.
Отвечаю на ваши дополнительные вопросы:
1.Учредителей АНО может быть несколько. Правило участия одной трети работников в деятельности коллегиального органа необходимо соблюдать, если этот орган создан. Отмечу, что создание коллегиального органа не является обязательным, возможно назначение единоличного исполнительного органа — директора - из числа учредителей.
2. Учредительство не помешает получать пособие. Бухгалтер в АНО может вести бухучет и налоговую отчетность по договору гражданско-правового характера либо работать в режиме неполного рабочего дня.
3. Работников в АНО вы сможете принять только после регистрации АНО в качестве юридического лица.
4.Семинары и развивающие занятия без выдачи документов об образовании, обучении не являются профобучением.
Согласно п.п.12-14 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
-профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
-дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
5. Проводить культурно-просветительские мероприятия с детьми вы вправе без лицензии в соотвествии с вашей уставной деятельностью.
Всего доброго!
Ксения
03 ноября 2015, 13:22
Елена, добрый день! Большое спасибо за развернутый ответ. Сразу отмечу, что в Центре развития НКО юрист проводит бесплатные консультации только для зарегистрированных НКО. Для тех, кто еще только собирается это сделать, консультации платные. Поэтому, если позволите, я еще уточню по структуре.
1. по структуре так и не могу понять. Вот выдержка из статьи 29. Высший орган управления некоммерческой организацией. 1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации..
Значит, коллегиальный орган все же обязателен?
Какой должна выглядеть структура управления в итоге?
Общее собрание учредителей (2 человека) - председатель организации/президент (человек на пособии без устройства на работу?) - исполнительный директор (по совместительству или договору добровольца). Обязательно ли директор несет финансовую оветственность?
Елена Макей
03 ноября 2015, 14:47
Эксперт
Ксения, добрый день!
Согласно изменения в главе 4 ГК РФ, нормы ФЗ о НКО применяются , если не противоречат указанным нормам. Поэтому, как я писала выше, коллегиальный высший орган управления не является обязательным. Я вам его не рекомендую создавать, так как надзор и ответственность за деятельность АНО возлагается на учредителей.
Структура управления:
1.Собрание учредителей (2 человека);
2. Единоличный исполнительный орган - председатель или директор.
Директор( председатель) может быть назначен на должность и быть добровольцем без оплаты.
Для оказания услуг вы как физлицо можете заключить договор оказания услуг на иной вид деятельности ( менеджмент, бухучет) с согласия второго учредителя во избежание конфликта интересов. При ведении финансово-хозяйственной детельности руководитель несет ответственность за действия, приведшие к причинению вреда юрлицу, нарушения законодательства юрлицом.
Ксения
04 ноября 2015, 14:00
Елена, спасибо. А если второй учредитель захочет также иметь номинальную должность, чтобы иметь возможность публичного представления своих полномочий ( у нас таков род деятельности, что необходим один "свадебный генерал" - публичное лицо, а второй "функционер").
Правильно ли я понимаю, что учредители по умолчанию могут дествовать от имени АНО без доверенности?
Елена Макей
04 ноября 2015, 22:59
Эксперт
Добрый день,Ксения!
Вам необходимо четко разграничить в уставе полномочия двух должностных лиц - председателя и директора ( каждый -единоличный исполнительный орган, действующий в пределах своей компетенции).
При регистрации юрлица укажите обоих должностных лиц, действующих без доверенности от имени юридичесокго лица, в заявлении для внесени их в ЕГРЮЛ.
Ксения
30 ноября 2015, 18:29
Елена, спасибо Вам огромное за подробные комментарии. Я прошу прощения, но никак не могу сообразить... Два единоличных исполнительных органа (директор и председатель/ президент организации) - это правление или просто два отдельных органа, которые так и прописываются, как два параллельных? Просто я начала писать устав и не могу сообразить, как это прописать. Собрание учредителей = высший коллегиальный орган или это отдельная песня?
За кем заркепить исключительные функции, которые обычно выполняет правление? Такие как
- изменение устава, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации;
- определение приоритетных программ и направлений деятельности;
- установление принципов формирования и использования финансовых ресурсов и имущества;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение годового бюджета и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств Организации.
- образование исполнительных и иных постоянных и временных органов и досрочное прекращение их полномочий.
Еще раз простите за непонятливость ((
Елена Макей
30 ноября 2015, 23:58
Эксперт
Ксения, добрый день!
Предлагаю вам 2 варианта:
1. Полномочиями, о которых вы пишите и которыми ранее было наделено Правление согласно Закону о НКО, рекомендую наделить Собрание ( или Совет) учредителей, куда входят 2 учредителя. Правление не создаете.
2. Указанные полномочия вы делите между Собранием учредителей и созданным по решению учредителей Правлению, в которое могут войти любые лица по приглашению учредителей и по должности исполнительный директор и председатель. Либо только приглашенные лица.
О единоличном исполнительном органе:
Могут быть 2 единоличных исполнительных органа с различными полномочиями ( Президент и Исполнительный директор). В этом случае вы вносите в ЕГРЮЛ 2 лиц, действующих без доверенности от имени юрица либо 1 лицо по вашему обоюдному выбору.