Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 34 975
№ 34 975
РЕШЕНО

О порядке обращения в Конституционный суд РФ

В Тульской области существует местный закон Закон Тульской области  "О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Тульской области" от 17 декабря 2012 года N 1870-ЗТО
В статье 5 данного закона присутствуют дополнительные ограничения на проведения массовых мероприятий.

Статья 5. Места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций

Дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия запрещается, на территории Тульской области проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается в следующих местах:
1) территории, прилегающие к зданиям автовокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, зданиям, в которых размещаются органы государственной власти Тульской области, на расстоянии 100 метров от любой точки периметра указанных зданий;
2) стадионы, детские и спортивные площадки;
3) рынки;
4) остановки транспорта общего пользования.

Данные ограничения явно антиконститутционны. В одной из статей "Открытой России" предлагался способ оспорить местны закон в Конституционном суде.

Для этого необходимо изучить свой региональный закон митингах. В случае, если там присутствует запрет на проведение публичных мероприятий около органов государственной власти, необходимо:
— составить и подать уведомление о проведении митинга
— получить ответ (он, скорее всего, будет с отказом со ссылкой на региональный закон);
— подать заявление в суд в порядке КАС РФ
— в судебном заседании попросить суд направить запрос в Конституционный Суд России для проверки регионального закона на соответствие конституции страны;
— даже если вам откажут в направлении запроса в КС РФ и в удовлетворении жалобы, необходимо будет обжаловать решение суда в апелляционную инстанцию;
— имея решения судов первой и второй инстанции, можно самостоятельно обращаться в Конституционный Суд России.

Я не знаком с порядком обращения в Конституционный суд и еще вызывает вопрос в основании обращения в КАС. Там как бы надо прости 4 инстанции, чтобы подать в Конституционный суд. Вот за консультацией по порядке обращения в Конституционный суд и обращаюсь. Проблема касается неопределенного круга лиц, поскольку грубо нарушается Конституционное право граждан закрепленное в 31 ст. Конституции РФ.
Обращаюсь с просьбой оспорить в Конституционном суде положения местного закона.

Закон_Тульской_области_от_17_12.docx
13 ответов

Нашлись добрые люди в Республике Коми, подали жалобу в Конституционный Суд РФ, и Кнституционный суд выпустил

Постановление от 1 ноября 2019 г. N 33-П
https://rg.ru/2019/11/15/ks-33-dok.html


где указал, в частности, что общий запрет собраний, митингов, шествий и демонстраций может быть установлен, лишь когда он является более целесообразным средством предупреждения серьезного нарушения обычной жизни граждан, чем рассмотрение каждого случая организации публичного мероприятия в отдельности с учетом возможности сведения к минимуму соответствующих издержек (например, путем организации временных объездных маршрутов транспорта или принятия иных подобных мер) при одновременном уважении законных интересов организаторов в проведении публичного мероприятия в выбранном ими месте.

Законодателю Республики Коми надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. До внесения изменений отказ в согласовании проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций в обязательном порядке должен содержать обоснование, что их проведение вызовет реальную и неустранимую иным образом угрозу правам и свободам человека и гражданина, обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности.

Отмечается, что соответствующие изменения должны быть внесены также в законы других субъектов РФ, содержащие аналогичные положения.

Спасибо за полезную информацию, Алексей, и ваше постоянное внимание к проблемам нарушения права на свободу мирных собраний.

Алексей,  спасибо за комментарий.

Постановление Конституционного Суда РФ напрямую имеет значение для того региона, в отношении которого было разбирательство. А вот в других субъектах РФ нужно дальше работать с этой проблемой - чтобы региональные законодатели отменили такие ограничения. 

У Вас в Тульской области уже изменили закон?

В НСО после письма юриста Апологии протеста опубликован ответ о том, что в 2020 году только этим вопросом займутся. И то, что будет на выходе может быть еще "чудесатее"))

НСО ответ Глухову А.jpg

Простите, что поздно отвечаю.. У нас в Тульской области закон
Закон Тульской области № 1870 от 17.12.2012 года Публичных Мероприятий на территории Тульской области  N 1870-ЗТО от 17 декабря 2012 года

В нем есть

Статья 5. Места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций

Дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия запрещается, на территории Тульской области проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается в следующих местах:

1) территории, прилегающие к зданиям автовокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, зданиям, в которых размещаются органы государственной власти Тульской области, на расстоянии 100 метров от любой точки периметра указанных зданий;
2) стадионы, детские и спортивные площадки;
3) рынки;
4) остановки транспорта общего пользования.

Однако, мной было подано уведомление, на 12 декабря 2019 года на проведение митинга в "запретной" зоне.


В ответ мне пришло письмо, что там, увы "проходит" иное мероприятие, оформленное с грубым нарушением законадательства

В соответствии с п. 12 постановлением Пленума Верховного Суда Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"

Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Конкретных данных не было,  я подал иск и мне уже на суде вручили уведомление от "иной" организации, согласно которого, 12 декабря 2019 митинг ов славу Конституции РФ будет проходть в течение 11 часов!!!

То есть закон еще не отменили, но Решение Конституционного Суда РФ они не решились нарушить и даже фейковое уведомление придумали. Естественно, никто там ничего не проводил




 

2019_12_09 - Адм иск Администрация Тулы митинг - Интернет.pdf

Алексей, можно попробовать сходить в апелляцию, а потом в ЕСПЧ с жалобой на ст.10, 11 ЕКПЧ за нарушение свободы собраний, а можно и по 6й статье попробовать заявиться, т.к. в суде только появились эти фейковые уведомления и суд счел их надлежащими доказательствами.

Еще, как вариант, можно написать в Комитет по правам человека ООН, но надо выбрать одно из двух - ЕСПЧ или Комитет, одновременно нельзя. Мне перспектива в ЕСПЧ кажется вполне возможной, особенно с учетом множественности похожих жалоб из столичных городов

Апелляция прошла, теперь кассацию писать собрался.

По КАСу надо пройти 4 инстанции

На сегодняшний день наконец-то известно, обращение в какие инстанции в порядке, предусмотренном всеми процессуальными кодексами — ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ — в действующих редакциях не представляет собой внутренних средств правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, а в какие — является, по общему правилу, необходимым до подачи жалобы в ЕСПЧ. Если говорить кратко, то по ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ требуется, когда это возможно и разумно способно привести к признанию и исправлению нарушения, на которое подается жалоба, пройти не только апелляцию, но и обратиться с кассационными жалобами сначала в президиум суда уровня субъекта РФ, а затем в Судебную коллегию Верховного Суда РФ (обращение к Председателю Верховного Суда РФ как с кассационной, так и с надзорной жалобой, напротив, средством правовой защиты не считается, затраченное на него время шестимесячный срок на подачу жалобы в Страсбург не продлевает), в то время как по УПК РФ и КоАП РФ необходимо и достаточно обращение только в суд второй инстанции (обращение же в вышестоящие российские суды на течение срока для подачи жалобы в Страсбургский Суд не влияет).

По поводу соблюдения пункта 1 статьи 35 Конвенции. В Решении по делу "Чигиринова против Российской Федерации" (Chigirinova v. Russia) (от 13 декабря 2016 г., жалоба N 28448/16) Европейский Суд указал, что в спорах с участием государственных органов власти, рассматриваемых в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), лицо, которое намеревается подать жалобу в Европейский Суд, должно сначала использовать средства правовой защиты, предлагаемые существующей двухуровневой кассационной процедурой: во-первых, в президиуме суда субъекта Российской Федерации, затем в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

«Факты настоящего дела демонстрируют отсутствие адекватных и эффективных правовых гарантий против произвольного и дискриминационного осуществления широкой дискреции, предоставленной органам исполнительной власти. Соответственно, внутригосударственные правовые нормы, регулирующие полномочия по предложению изменения места, времени или способа проведения публичных мероприятий, не отвечают конвенционным требованиям "качества закона" … .» (Классическое дело Лашманкина против России)

Алексей, спасибо за ответ. 

И оставлю ссылку на дело Лашманкина, кстати его рекомендую процитировать на уровне кассаций. https://hudoc.echr.coe.int/eng#_Toc472665100

Здравствуйте!

В связи с отсутствием дополнений к теме от автора и экспертов, закрываем данное обсуждение.

А вдруг кто еще что скажет! 

Это возможно. Я перевела проблему в разряд решенных, но возможность комментировать её всё так же остаётся

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое