Продолжая работу с сайтом taktaktak.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов. Подробнее

Принять

Должен ли сотрудник полиции сначала предупредить гражданина о том, чтобы он прекратил действия, составляющие административное правонарушение, а только потом его задерживать?

Тульская обл.полиция

Проблема
Алексей  Власов Алексей Власов 7 марта 2019, 00:53
0

У меня возник естественный вопрос.
1. Должен ли сотрудник полиции сначала предупредить гражданина о том, чтобы он прекратил действия, составляющие административное правонарушение, а только потом его задерживать/составлять протокол.
2. В каком нормативном акте есть прямое указание на это?

В принципе, это вытекает из

п.п. 5, 11 ч. 1 ст. 12 N 3-ФЗ от 07.02.2011 "О полиции"
На полицию возлагаются следующие обязанности:
5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;
В соответствии с ч. 2 ст. 5 N 3-ФЗ от 07.02.2011 "О полиции"
Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Но где-то прямым текстом об этом указано?

Решение
Елена  Макей Елена Макей , эксперт 9 марта 2019, 00:13
1

Добрый день, Алексей!

Согласна в целом с вашим о толкованием норм ФЗ «О полиции».

По моему мнению, аналогичная цель применения полицией мер предупреждения (пресечение административных правонарушений) вытекает из статьи 1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях: 

задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
 разъяснено: 

КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения

Я это понимаю так: если в результате действий (бездействия) наступили определенные последствия и между ними имеется причинно-следственная связь, то у суда будут основания установить признаки состава правонарушения и считать его оконченным.

Соответствующих прямых указаний в законе я не нашла.

Елена  Макей Елена Макей , эксперт 9 марта 2019, 01:12
1

Также обратите внимание на часть 2 статьи 14 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" о правах полиции на публичных мероприятиях. Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:

-требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);

-требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения.

Абзац 2 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» гласит: обязательным условием для квалификации действий (бездействия) участника несанкционированного публичного мероприятия по части 61статьи 20.2 КоАП РФ является наличие последствий, выражающихся в создании помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, а также причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями. 

Пунктом 37 указанного Постановление обращено внимание судов на то, что невыполнение представителем органа внутренних дел обязанностей, предусмотренных соответственно частями 1 и 3 статьи 12, статьями 13, 14 Закона о публичных мероприятиях, может свидетельствовать об отсутствии в действиях (бездействии), совершенных организатором публичного мероприятия либо его участниками состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 КоАП РФ.

Алексей  Власов Алексей Власов 9 марта 2019, 02:03
0

Про последствия понятно, но вот во всех решениях, в том числе и по митингам в первую очередь, пишут, например

Несмотря на указанные предупреждения, лица, находившиеся возле памятника В.И. Ленину, начали выкрикивать лозунги, выражающие несогласие с политикой действующей власти, расклеивать стикеры.

Хоц А.Н. находился в числе этой группы лиц, снимал происходящее на камеру телефона, предупреждение о необходимости прекращения противоправных действий слышал. Данные граждане, в том числе, Хоц А.Н., не прореагировали на указанное предупреждение, в связи с чем, он дал команду их задерживать как участников незаконного пикетирования.

https://centralny--tula.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=22646504&delo_id=1500001&new=0&text_number=1

По этому закону, в том же постановлении Пленума, выведено:

28. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.

То есть само отсутствие нагрудного знака организатора - уже нарушение! Без предупрежений.

Алексей  Власов Алексей Власов 9 марта 2019, 03:04
0

Это по пункту 6.1 КоАП РФ, а по другим можно и не предупреждать. Так считает Пленум ВС РФ!
Но насамом деле

В соответствии с положением ч. 1 ст. 14 «54-ФЗ»

По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.

В соответствии с ч. 1 ст. 15  «54-ФЗ»

Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

Елена  Макей Елена Макей , эксперт 10 марта 2019, 01:30
1

Алексей, вы хорошо знаете нормативную базу и практику применения, поэтому согласитесь, что нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья, не образует состав административного правонарушения.

При этом объективную сторону состава правонарушения образуют определенные действия в том числе..., осуществляемые и после предупреждения. Именно продолжение указанных действий после предупреждения может стать обоснованием для применения задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Елена Макей, эксперт

юрист, журналист (Ассоциация "Юристы за гражданское общество")
Магистр частного права. Стаж работы по специальности - 20 лет. Специализация - некоммерческое право (правовое обеспечение деятельности НКО, инициаторов их создания). Прошла обучение в Школе по правам человека Польской Хельсинской Группы; стажировку при поддержке Фонда Фридриха Науманна...
Обращение:

7 марта 2019, 00:53,
1 год назад
Рейтинг: 20

Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).

Яндекс.Метрика