Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 37 432
№ 37 432
РЕШЕНО

Является ли сотрудник полиции, составляющий протокол административного правонарушения в неслужебное время, "правомочным" лицом?

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5  «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях»

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

В административных материалах, передаваемых в суд, постоянно отсуствуют сведения о том, находился ли сотрудник, составивший простокол об административном правонарушении, на службе, исполняет ли он при этом свои должностные обязанности, составляет ли он протокол в служебное время. Были случаи, что сотрудники полиции, составляя проткол на участников протеста в суде признавались, что "я только закончил смену, но меня попросили остаться", при этом как бы устный приказ руководителя, потом не подтверждается письменным и в табели рабочего времени не указывается переработка.

Является ли сотрудник полиции, составляющий протокол административного правонарушения в неслужебное время, "правомочным" лицом? 

3 ответа

Алексей, добрый день!

Деятельность полицейского в неслужебное время регулируется пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ: сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

-оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

-в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

В то же время пункт 1 указанной статьи обязывает сотрудника полиции:

-выполнять служебные обязанности в соответствиис должностным регламентом (должностной инструкцией); 

-выполнятьприказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

-соблюдать при выполнении служебных обязанностейправа и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

Здесь я вижу такой поворот: если приказ ( устная просьба) начальника остаться сотруднику в неслужебное время на службе привели не к пресечению правонарушения, а к нарушению прав граждан, то это является основанием для оспаривания действий должностного лица и сотрудника полиции. А также должно привести к прекращению производства по делу. 

Но такую практику мне не приходилось встречать, чтобы были взаимосвязаны противоправные действия полицейского, факт которых установлен в суде, и последствия в виде прекращения производства по делу об административном правонарушении (до передачи дела на рассмотрение либо в суде).

Простите, долго не отвечал, но я сформулировал

возражения к вашей позиции, что у меня, собственно, и вызывает сомнения.
1. В соотвествии со ст. 28.3 КоАП РФ есть уполномоченные лица, которые составляют протоколы.
Плробно описано здесь, в открытом документе "Гарант"
http://base.garant.ru/5872064/b5433770851c5a00afd7fbf7ec7d8c96/
Если кратко сформулировать:

 протоколы составляются должностными лицами органов, которые уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении в соответствии с нормами КоАП (см. коммент. к ним); при этом должностное лицо каждого из указанных органов составляет такие протоколы лишь в пределах компетенции того или иного органа (ясно, например, что протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.14 "Нарушение правил маневрирования", составляют должностные лица ГИБДД, а не налоговых органов);

То есть протокол об административном правонарушении (далее "ПОАП") может составлять исключить сотрудник того отдела полиции, куда доставили подозреваемого в совершении административного правонарушения (далее "ПВСАП")

Это первое ограничение.
Далее, соглано .  ч. 3 ст. 25

Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
То есть сотрудник полиции из ОП "Барвиха" не может составить протокол, находясь в ОП "Бескудниково"
Далее ограничения,  связанный с тем, что существует перечень
 

Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
 

То есть не каждый сотрудник полиции может составить "ПОАП", а только те, кто прописан в перечне, и по тем статьям, которые указаны. Данное обстоятельство является самым популярным предлогом доставления в отделение полиции. Почему нельзя составить протокол на месте? Потому что нет лица уполномоченного составлять протокол.

Более того, согласно

Приказа МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан"

6. По результатам выяснения обстоятельств факта совершения лицом административного правонарушения оперативный дежурный составляет протокол об административном правонарушении; в случаях, предусмотренных статьей 28.7 КоАП - выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; при наличии оснований, предусмотренных статьей 24.5 КоАП - выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении; передает или направляет материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении.

7. Оперативный дежурный обязан быть тактичным и вежливым в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью и возможность самовольного оставления ими данных помещений.

То есть "ПОАП" могут составлять только оперативные дежурные, находящиеся на службе. Оперативный дежурный находящийся вне рабочего времени? Это, достаточно, интересно.

Поэтому и возникает вопрос о правомерности принятия судами ПОАП составленными сотрудниками полиции, которые согласно табелю, не выполняли свои должностные обязанности. Дежурный находится на службе, соответственно и все остальные, даже если они не находятся на службе, должны быть вызваны приказом в связи со служебной необходимостью, однако начальники отделов полиции, просто забивают на это всё, а зачем? То есть основание для  нахождения должностного лица в отделении по полиции (приказ о заступлении на дежурство, приказ о вызове по служебной необходимости) отсуствуют в материалах дела об административном правонарушении.

Добрый день, Алексей!

Интересная дискуссия. Но в данном случае, соглашусь с вами: существенные недостатки есть не только в деятельности полиции, и наиболее часто это выявляется при доставлении, задержании, досмотре участников публичных мероприятий. Но противоречия есть и в ведомственных нормативных актах, регламентирующих и составление ПОАП и исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан.

В случае неисполнения полицией своих обязанностей и нарушения прав граждан при составлении ПОАП, применении мер обеспечения, ответственность несут вышестоящие должностные лица:

-текущий контроль за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляется должностными лицами территориальных органов МВД России, ответственными за организацию работы дежурных частей (п.29 Наставления); 

-начальник территориального органа МВД России несет персональную ответственность за исполнение обязанностей и реализацию прав полиции соответствующими оперативными дежурными после доставления граждан в дежурные части территориальных органов МВД России (п.30 Наставления).

Таким образом, должностные лица МВД обязаны проконтролировать соблюдение процессуальных норм при принятии решений сотрудниками о составлении ПОАП. Но они не контролируют либо контроль формальный. И более того, не всегда оформляют документы о возложении обязанностей дежурных в части принятия решений о составлении ПОАП на сотрудников полиции, не имеющих таких полномочий в момент доставления граждан в дежурную часть.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое