Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 39 005
№ 39 005
РЕШЕНО

Профессиональная переподготовка

Дает ли право профессиональная переподготовка на базе ВПО ( не профильного) вести спецдисцилины по ФГОС СПО. Педагогическое образование имеется.
6 ответов

Здравствуйте!

А расшифровку сокращений можно дать?

Последняя информация по требованию к образованию для педработников с правовой системы Гарант:

Работать педагогом иногда можно и без образования

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 165-ФЗ

Внесены поправки в Закон об образовании в части требований к педагогическим работникам. По общему правилу, установленному ст. 46 Закона, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Однако теперь Закон содержит несколько исключений из этого правила.

Предусмотрено, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. А к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. Порядок допуска указанных лиц к педагогической деятельности надлежит подготовить Минпросвещения по согласованию с Минобрнауки и Минтрудом.

Кроме того, установлено, что предусмотренные законом требования к уровню образования не распространяются на тех педагогов, которые были приняты на работу еще до вступления в силу Закона об образовании, если их соответствие занимаемой должности было подтверждено аттестационной комиссией.

Отметим, что нынешний Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В действовавшем до этого момента законодательстве единых требований к уровню образования педагогов закреплено не было. Такие требования определялись в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В ноябре 2018 года Конституционный Суд РФ указал на недопустимость увольнения педагогических работников, принятых на работу до вступления в силу действующего Закона об образовании, из-за отсутствия у них необходимого образования, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности (подробнее см. новость от 21.11.2018).

Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) установлено статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ).

ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП):

- программ повышения квалификации;

- программ профессиональной переподготовки (часть 2 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ).

Так, для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

<Письмо> Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании":

"Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательных организациях ДПО возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ.

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, ДОТ при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

 В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно – в этом случае остается возможным выдача сертификата."

Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Формы подготовки и ДПО работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации установлены ст.187 ТК РФ.

Из судебной практики Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2016 г. N 60-КГ16-6:

Трудовое законодательство не содержит норм, позволяющих работнику по своему усмотрению определять время и место прохождения переподготовки, в том числе в случаях, когда повышение квалификации работника является обязанностью работодателя.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. N 60-КГ17-6:

Верховный Суд РФ повторил свою правовую позицию относительно порядка реализации права работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

Ссылаясь на статью 197 ТК РФ суд указал, что данное право реализуется путём заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Каких-либо исключений из этой процедуры законом не установлено.

Трудовое законодательство не содержит норм, позволяющих работнику по своему усмотрению определять время и место прохождения переподготовки, в том числе в случаях, когда повышение квалификации работника является обязанностью работодателя.

ВПО - высшее профессиональное образование. ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Уточнее по вопросу: 1. вот смотрите одна укрупнененая группа специальностей 20.00.00"Техносферная безопасность" включает в себя и пожарную безопасность и безопасность жизнидеятельности ( уровень ВПО). Может ли, человек отучившишь на бжд преподавать специальные дисциплины ( на пример профессия пожарный или тактика тушения пожаров) в спо по специальности пожарная безопасность? Практического опыта ( стажа) у него нет. 2. Имея образования по направлению промышленное и гражданское строительство, пройдя переподготовку по направлению пожарная безопасность ( дистанционно) вести специальные дисциплины по специальности пожарной безопасности и специальности защита в чс 3 если нет, то чем это грозит учебному заведению и как его убедить отправить преподавателей на обучение за счет ОУ.

Для педработников обязательное применение профессиональных стандартов в части требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции ст.195.1 ТК РФ.

Вы прошли переподготовку.

Откройте профессиональный стандарт по специальности, которую вы хотите преподавать, и определите, имеете ли вы право преподавать.

Что касается переподготовки, повышения квалификации, то работник не может навязывать эту инициативу работодателю, т.к. именно работодатель определяет необходимость направлять работников на переподготовку или повышение квалификации ст.196 ТК РФ.

Для каких-то специальностей и профессий, там где лицензионная деятельность, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности ст.916 ТК РФ. Только это не те случаи, когда например, преподавателю немецкого языка, вдруг захотелось преподавать математику.

1. А если нет по профессии профстанларта? Сравнивать со стандартам обучения (ФГОС СПО 20.01.01 пожарный)? Там есть виды деятельности и они не соответствуют моему направлению подготовки. 2. По специальностям есть профстандарт и тоже не соответствует моему профилю, буду ли я нести ответственность при проверки Рособрнадзора или вся ответственность на администрации техникума? Заключение трудового договора было в январе 2020 года. И могут ли меня уволить на основании не соответствия профиля подготовки или обязать переучиваться за своей счет ?

Если нет профессионального стандарта по этой специальности, значит, ориентироваться нужно на профессиональный стандарт для педагога, учителя, и должностную инструкцию у работодателя.

Плюс работодатель в такой ситуации может сделать запрос в Рособрнадзор.

Переобучение за свой счет не предусмотрено законом вообще.

А что касается вопроса, могут ли уволить из-за несоответствия образования (квалификации), то здесь нужно учитывать позицию КС РФ, предлагаю ознакомиться с этой позицией, которую хорошо описали в правовой системе Гарант:

Отсутствие у педагога необходимого образования не всегда исключает возможность продолжения им работы

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 41-П

Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о конституционности ст. 46 Закона об образовании, в соответствии с которой правом на занятие педагогической деятельностью наделены лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Поводом для рассмотрения дела послужила жалоба гражданки, трудившейся воспитателем в детском саду с 1990 года и уволенной с работы в 2017 году по п. 13 части первой ст. 81 ТК РФ - в связи с возникновением установленных законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Увольнение было обусловлено тем, что у работницы отсутствовал необходимый уровень образования.

Суд отметил, что установленные рассматриваемой нормой Закона об образовании требования должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу. В соответствии с положениями ЕКС возможность назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается. Такое назначение осуществляется по рекомендации аттестационной комиссии. Причем до вступления в силу действующего Закона об образовании запрета на педагогическую деятельность для лиц, не обладающих необходимым уровнем образования в принципе не существовало. В связи с этим, суд заключил, что при введении в действие данного закона не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним образования у педагогов, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей. Само по себе отсутствие у таких педагогических работников соответствующего образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность.

Суд также отметил, что в отличие от ЕКС профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Вместе с тем как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

В итоге КС РФ признал ч. 1 ст. 46 Закона об образовании противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу данного закона, успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Отметим, что в 2016 году Минобрнауки России также высказывалось о невозможности увольнения педагогических работников, трудоустроенных до вступления в силу Закона об образовании, по мотиву отсутствия у них среднего профессионального образования или высшего образования (письмо N НТ-1295/12). Вместе с тем тогда в ведомстве отметили, что в иных случаях нормы ЕКС, допускающие по рекомендации аттестационной комиссии назначение на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, могут применяться лишь в отношении лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое