Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 39 583
№ 39 583
РЕШЕНО

Отобрали дополнительные отпуска. Законно ли это?

Я работаю в АО "С" (горное дело) [Изменено модератором] подземным Машинистом горных выемочных машин (МГВМ).

В этом году нам отказались предоставлять дополнительный отпуск согласно ст 117 ТК РФ и Постановлению Совета министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647.

При этом ссылаются на  "Положения о гарантиях", принятых внутри компании. Согласно этим "Положениям", дополнительный отпуск должен быть 7 дней.  Хотя ст 117 ТК РФ и Постановление Совета министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 гарантируют нам, как подземникам, 24 календарных дня.

Скажите, что, Постановление Совета министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 утратило силу? Права ли администрация АО "С"?

До этого у нас было 28 дней основного и 24 дополнительного отпуска.

6 ответов

Здравствуйте!

Вы должны учитывать, что при применении Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства"  следует учитывать, что с 1 января 2014 года ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации.

Действие документа распространяется на промышленно-производственный персонал, занятый (независимо от ведомственной подчиненности) на подземных и открытых горных работах, на поверхности шахт, разрезов, карьеров и рудников, на транспортировке и обогащении полезных ископаемых, а также на работников, занятых на строительстве метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений (Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 25.09.1990 N 975).

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней (ст.117 ТК РФ):

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Так, что Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647 не утратило силу, но с 01.01.2014 допотпуска регулируются ст.117 ТК РФ.

Хотя, работодателю не запрещено установить допотпуск большей продолжительностью с учетом межотраслевых соглашений, коллдоговора, и других нормативно правовых актов, ведь в ст.117 ТК РФ указана минимальная продолжительность допотпуска, а значит, допотпуск может быть и большей продолжительностью.

Только просто взять и изменить допотпуск с 24 калдней, на 7 калдней, это неправильно.

Это связано с изменением условий ТД. А изменить условия ТД можно двумя способами по соглашению сторон ст.72 ТК РФ, либо проведя процедуру ст.74 ТК РФ.

Вы имеете право требовать, чтобы работодатель соблюдал процедуру изменения определенных условий трудового договора, установленную ст.74 ТК РФ:

  1. Должны быть причины, связанные с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства) и другие, которые работодатель укажет в уведомлении;
  2. Уведомление работодатель выдает работнику под подпись, при чем, не позднее, чем за два месяца до введения новых условий;
  3. Если работник не согласен с изменениями определенных условий трудового договора, то работодатель обязан ему предложить другую работу - как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу;
  4.  И только при отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ;
  5. Изменение определенных условий трудового договора исключает изменение трудовой функции, т.е. перевода на другую работу (должность).

Хотя, нужно помнить, что в случае отказа от изменений определенных условий трудового договора (исключение составляет изменение трудовой функции, т.е. перевод на другую работу (должность)), вы будете уволены по пункту 7 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае прекращения ТД по указанному пункту ст.77 ТК РФ работнику выплатят выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка ст.178 ТК РФ.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ при реализации в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

В каких случаях можно уменьшить гарантии работникам, занятым на вредных и опасных работах?

Пример, из судебной практики, предоставленный правовой системой Гарант и Письмо Минтруда РФ:

1. Снижение числа вредных факторов само по себе не свидетельствует об улучшении условий труда

Информационный бюллетень апелляционной, кассационной и надзорной практики ... за первый квартал 2018 года (утв. постановлением президиума суда Ненецкого автономного округа от 25.04.2018)

Президиум суда Ненецкого автономного округа включил в обзор практики дело, в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности снижения работодателем по результатам проведения специальной оценки условий труда размера выплачиваемой работнику надбавки за работу во вредных условиях труда.

При приеме на работу в 2008 году работнику была установлена соответствующая надбавка в размере 15%. Условиям труда работника по результатам аттестации рабочего места был присвоен класс 3.3. При этом на рабочем месте было установлено наличие четырех вредных производственных факторов: химического, биологического, тяжесть труда и недостаточность освещения.

В дальнейшем работодатель провел специальную оценку условий труда, по результатам которой класс условий труда остался тем же, однако из вредных факторов был зафиксирован только биологический.

Напомним, что в силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ при реализации в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Работодатель полагал, что данная норма не может рассматриваться в качестве препятствия для снижения размера надбавки за работу во вредных условиях труда в данном случае, поскольку имело место изменение условий труда, выразившееся в устранении работодателем ряда вредных факторов на рабочем месте.

Однако суд с таким подходом не согласился. Как указано в Обзоре, уменьшение гарантий и компенсаций возможно только при улучшении условий труда по результатам специальной оценки условий труда. При этом улучшением условий труда можно считать только уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте работника. Наличие на рабочем месте одного вредного производственного фактора вместо нескольких само по себе не может свидетельствовать об улучшении условий труда работника в целом, если итоговый класс (подкласс) условий его труда не уменьшился.

Отметим, что из аналогичного понимания термина "улучшение условий труда" исходят и специалисты Минтруда России в письмах от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161 и от 26.02.2016 N 15-1/В-601.

2. МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 26 февраля 2016 г. N 15-1/В-601

 
    Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, и сообщает следующее.
    При решении вопроса о предоставлении компенсаций, предусмотренных статьями 92117147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), следует руководствоваться положениями части 3 статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ, согласно которым к моменту вступления в силу данного Федерального закона виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 1 января 2014 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Официальный источник электронного документа содержит неточность: в абзаце имеется в виду Закон РФ от 28.12.2013 N 421-ФЗ.
 
 
    Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда будет считаться уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
    Указанное означает, что в отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 1 января 2014 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, сохраняется порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 1 января 2014 г. размеры компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда.
    Данная норма действует до улучшения условий труда на рабочем месте, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда, и не распространяется на гарантии и компенсации, предоставляемые работнику по иным, не предусмотренным статьями 92117147 и 219 Трудового кодекса, основаниям.
    При этом в случае установления по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда (например, был 3.2, стал 3.1), дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется в порядке, установленном статьями 92117147 и 219Трудового кодекса.
    Одновременно полагаем, что, если по результатам проведения специальной оценки условия труда не изменились (был подкласс 3.2, остался 3.2) или ухудшились (был 3.2, стал 3.3), занятому на таком рабочем месте работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также при необходимости установлены в соответствии со статьями 92117147 и 219 Трудового кодекса дополнительные гарантии и компенсации в связи с ухудшением условий труда, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.
    Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 - 2016 годах, осуществляется в соответствии с редакцией Трудового кодекса, действующей с 1 января 2014 г.
    Кроме того, согласно статье 219 Трудового кодекса работодатель вправе устанавливать работникам повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда с учетом своего финансово-экономического положения.
 

Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда
П.С. СЕРГЕЕВ

Вывод:

1. Что у вас было установлено на 01.01.2014 по результатам аттестации рабочих мест.

2. Какой класс и подкласс у вас установлен после специальной оценки условий труда после 01.01.2014. Вас должны были ознакомить с результатами СОУТ. И в ТД обязательное условие ст.57 ТК РФ - условия труда на рабочем месте. Работники должны быть ознакомлены с результатом СОУТ.

3. Какую процедуру провел работодатель, изменил продолжительность допотпуска - ст.72 ТК РФ по соглашению сторон, на что вы не обязаны были соглашаться, либо ст.74 ТК РФ, но в этом случае вам должны были выдать Уведомление и в нем указать причины, по которым изменили продолжительность допотпуска.

И лично я считаю, что Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647 может применяться, т.к. оно не противоречит ТК РФ, а в ст.117 ТК РФ указана минимальная продолжительность допотпуска.

И считаю, что изменить продолжительность допотпуска ваш работодатель обязан был соблюдая ст.74 ТК РФ, особенно, если работники отказались это делать по соглашению сторон. А при процедуре ст.74 ТК РФ работодатель в Уведомлении обязан указать причины этих изменений.

И работники имеют право оспорить данные причины в суде, т.к. это трудовой спор.

Не пропустите сроки обращения в суд ст.392 ТК РФ

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое