18+
Рабочее время растягивается: надо проходить медика и механика. Как отстоять свои права?
На предприятии, где я работаю вахтовым методом в условиях Крайнего Севера водителем, условия труда, на мой взгляд, ужесточились. Хочу разобраться в их правомерности. Итак, работаем 12 часов через 12 часов. Табелируют 11 часов смена, за вычетом часа на обед. Ранее выяснял (по-моему, тут), что дорога до места работы не входит в рабочее время, и по закону это действительно так. Хорошо, смирился на час раньше вставать. Но теперь ещё и медика сказали проходить до выезда на работу и у механика подписать разрешение на выезд и осмотр исправности техники (авто). И позавтракать надо успеть. В итоге вставать приходится в 5 утра, бежать к медику, потом к механику, потом на завтрак, если успеешь, так как очереди везде. И далее на автобус. Чтобы к 7 утра выйти на линию. Итого по бумагам рабочий день с 7 утра до 7 вечера, а по факту с 5 утра.
Вопрос: как отстоять свои права, хотя бы чтоб медика и механика проходить с 7 утра. Понятно, что дорога и завтрак - это мои проблемы. Но медик и механик - это перебор.
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 10:22
Здравствуйте!
Не очень поняла вопрос, т.к. для водителей предрейсовый и послерейсовый медосмотр это обязательная норма, как и то, что механик должен сделать отметку о техническом состоянии автотранспорта. Я работала в транспортной компании почти 4 года, и даже удивляюсь, что еще где-то есть транспортные компании, где существуют такие нарушения.
Михаил Н
26 октября 2021, 10:27
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 10:35
Посмотрите последний комментарий, и обратитесь к работодателю пока хотя бы с устным вопросом, как оплачивается и "табелируется" время медосмотров с учетом Приказа Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. N 424.
Если устный вопрос не поможет, то задайте его в письменном виде.
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 10:30
На текущий момент действует Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей":
Рабочее время водителя включает:
время управления автомобилем;
время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв);
время работы, не связанной с управлением автомобилем.
Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Это время входит в рабочее, а значит, должно учитываться (отображаться в табеле учета рабочего времени) и оплачиваться. А вот, когда проходить этот осмотр, решает уже работодатель, где-то водители проходит осмотр и в 4 утра.
Михаил Н
26 октября 2021, 10:43
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 10:44
Если на устно ответили, как вы говорите, тогда обращайтесь в письменном виде, что туда написать, я вам указала.
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 10:47
Бегать вы, возможно, и должны с 5 утра, только время это должно входить в рабочее и оплачиваться.
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 10:43
О рабочем времени водителей с учетом нового Приказа Минтранса прилагаю анализ этого документа специалистами Гаранта.
Михаил Н
26 октября 2021, 10:53
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 10:53
И для сравнения, как что было раньше до 01.01.2021:
Приказ Минтранса России от 24.12.2013 N 484 "О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 г. N 15"
При осуществлении трудовой деятельности всем водителям автомобилей должен предоставляться перерыв для отдыха и питания в середине рабочей смены продолжительностью не менее 30 минут.
Водителям, осуществляющим перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Рабочее время водителя включает также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
На междугородных перевозках после первых четырех часов (ранее - трех часов) непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути.
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 11:00
Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. N 424 это общий документ для всех водителей, за некоторым исключением:
Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно, за исключением водителей:
- осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- водителей, занятых на международных перевозка;
- водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользовани;
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
- водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи граждана;
- в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаци;
- водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Если ваша организация и ваши ДИ, как водителя не входит в перечень исключений из Приказа Минтранса, то к вам применяется именно этот Приказ.
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 10:54
То есть сейчас и время проведения медосмотров, и время следования туда и обратно включается в рабочее.
Разбирайтесь с работодателем, отстаивайте свои права, только это могу рекомендовать.
Удачи!
Михаил Н
26 октября 2021, 11:04
Михаил Н
26 октября 2021, 10:59
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 11:07
Вот интересная ситуация, это ведь карьер, а не территория завода, но, вроде бы, как и можно применить это исключение.
Однако, я лично не возьмусь смело дать заключение, что вы входите в перечень этих исключений. Поэтому, все-таки обратитесь к работодателю в письменном виде, чтобы вам дали письменный ответ.
Только в письменном заявлении не делайте ссылки на перечень исключений, а только на то, что входит в рабочее время.
Михаил Н
26 октября 2021, 11:24
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 11:30
Знаете, если бы вы были "кость в горле", как вы пишете, тогда бы вас точно никто бы назад не взял. Не забывайте, что работодатель может и говорит, что если не нравится, увольняйся, но многие работники уже обходят некоторых работодателей стороной, а значит, потребность у работодателя в работниках есть.
А поэтому, если вы увольнялись, снова вас принимали, и с учетом, что кому-то надо работать, т.к. зп снизились, семьи распадаются, то смело можно задать свой вопрос работодателю.
Работодатели нуждаются в работниках, многие об этом забывают.
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 11:26
Но, исходя из п.15 Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей":
Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
И с учетом положения о том, что состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
А пп. "б" п.15 Приказа это:
время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
Работодатель не может требовать от водителя проходить медосмотр вне установленной для него продолжительности рабочего дня (смены).
А вот дальше пусть ваш работодатель даст вам письменный ответ на вопрос о рабочем времени и медосмотре, а вы можете уже с этим ответом обратиться, например, в ГИТ, Роструд.
Михаил Н
26 октября 2021, 12:35
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 11:54
Давайте договоримся с вами так. Когда будет ответ от работодателя, желательно именно в письменном виде, тогда на сайт снова обратитесь, подумаем дальше над ситуацией.
Просто даже интересно разобраться в ситуации.
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 12:57
Да.
Михаил Н
26 октября 2021, 12:49
Михаил Н
26 октября 2021, 13:07
Виктория Кочеткова
26 октября 2021, 13:13
100% работодателей нарушают ТК РФ в той или иной степени. Я всегда пишу, что тогда стоит найти себе "комфортного" работодателя и играть по его правилам игры.
Есть ситуации, когда точно надо добиваться справедливости, мы все-таки не рабы, но есть ситуации, которые стоит принять, это только создаст лишний конфликт.
Дальше уже вам решать. Я всю эту систему знаю очень хорошо, я все-таки представитель работодателя.