Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 41 196
№ 41 196
РЕШЕНО

В материалы дела об административном правонарушении, после ознакомления с материалами, были добавлены документы. Что в таком случае делать?

Здравствуйте.

При составлении протокола об административном правонарушении защитником была составлена опись документов, которые находились в деле. При ознакомлении непосредственно на заседании административной комиссии оказалось, что, без вызова лица, в отношении которого ведется производство, были добавлены существенные документы.
1. Карточка, которая указывала, что транспортное средство принадлежит лицу.
2. Фототаблица.

И что в таком случае должно произойти? Ни представитель, ни само лицо об этом уведомлены не были, опись находится в материалах дела, дело продолжает рассматриваться.

Должны ли отменить в связи с грубыми процессуальными нарушениями? Сам факт того, что протокол был составлен без запроса документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство - уже прекращение производства.

11 ответов

Здравствуйте Алексей!

Не совсем понял обстоятельства описанной Вами ситуации и Ваш вопрос.

1) что за опись документов была составлена защитником? это ведь не официальный процессуальный документ и не имеет юридического значения;

2) кем были добавлены в материалы административного производсва перечисленные Вами документы? Вы выясняли в ходе производства?

3) что должны отменить в связи с грубыми процессуальными нарушениями, если дело ещё не окончено (рассматривается)?

4) по какой статье КоАП был составлен протокол?

ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Была в моей практике ситуация, когда документы "добавили", а судья  сказал, что это ничем не доказано. Мол, нет доказательств, того, что документы добавили.
С тех пор, при ознакомлении с материалами дела, составляю опись и приобщаю к  материалам дела в виде ходатайства.  И вот в этот раз я составил опись, приобщил к материалам дела, а потом с удивлением обнаружил, что мне на этапе составления протокола об административном правонарушении не все документы показали! А еще есть аудиозапись, где я строго спрашиваю у должностного лица, которое составляло протокол
 - Это все документы?
А оно и отвечает:
 - Все!
А потом волшебным образом появляются в деле материалы, которых не было.

2) кем были добавлены в материалы административного производсва перечисленные Вами документы? Вы выясняли в ходе производства?
Не знаю, они просто появились. Я могу только предполагать, что должностное лицо, которое составляло протокол поле того, как я ознакомился, туда "приобщило"

3) что должны отменить в связи с грубыми процессуальными нарушениями, если дело ещё не окончено (рассматривается)?
При составлении протокола материалы были добавлены, без извещения лица и законного представителя. 

4) по какой статье КоАП был составлен протокол?
ст. 8.15Закона Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО "Об административных правонарушениях в Тульской области" 

Алексей, добрый день.
Полагаю, что подтверждением вашей позиции об отмене постановления по указанному основанию можно считать выводы, следующие:

- из пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ": при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со  ст. 26.11 КоАП РФ ( суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу), а также с позиции соблюдения требований закона при их получении ( ч.3 ст.26.2 КоАП РФ);

- из пункта 3 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», в котором разъяснено: решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Здравствуйте Алексей !

В силу ст. 26.11 КоАП РОФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

То есть, по моему мнению, исходя из изложенных в вопросе обстоятельств, Вы сможете добиться отмены постановления по делу об административном правонарушении лишь в случае, если сможете доказать, что карточка и фототаблица получены с нарушением требований закона.

Между тем, из содержания Вашего вопроса, осуществить это будет досточно сложно. Так, в силу ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

При этом, КоАП РФ подробно не регламентирует перечень документов прилагаемых к протоколу об административном правонарушении и порядок их приложения к протоколу. Таким образом, в случае отсутствия при составлении протокола документов, которые порявились при рассмотрении дела об  административном правонарушении, нет основний утверждать о сущесвтенном недостатке протокола.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Более того, в ходе производства об административном правонарушении Вам была предоставлена возможность ознакомиться с карточкой и фототаблицей и Вы могли заявить своё мнение по поводу этих доказательств.

Я сразу написал, что это существенные документы. При составлении протокола, в материалах дела, с которыми я ознакомился, отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство. Посмотрел я эти документы, отказались мы протокол подписывать и ушли. 

То есть при составлении протокола не было известно кому принадлежит транспортное средство. И фототаблица и карточка учета такие сведения содержат. Но их в момент составления протокола  - не было. Так вот какие основания были составлять протокол именно в отношении Имярек?

Я в этой чУдной административной комиссии, один штраф по 8.15 уже отменил, на основании того, что владелец не бы вписан в страховку, а они это не проверили. Теперь они вообще решили документы не приобщать доказывающие права собственности при составлении. И так сойдет!

Поэтому это вопрос общий: можно ли приобщать документы к материалам производства по делу об административном правонарушении без уведомления лица, в отношении которого ведется производство, либо без уведомления официального представителя? 

По моему мнению, исходя их принципа диспозитивности (разрешено всё, что не запрещено) можно приобщать документы. Однако, лицу в отношении которого ведется административное производство должно быть предоставлено право в последующем ознакомиться с такими документами и заявить своё отношение к ним до разрешения дела об административном правонарушении.

Спасибо! Вы мне подсказали ответ. Принцип диспозитивности (разрешено всё, что не запрещено) действует ровно до того, как не нарушает права другого гражданина. В данном случае, мы были лишены возможности дать пояснения по протоколу, поскольку вообще не было доказательств, что данное транспортное средство приндлежит ИмяРек. Это нарушение права на защиту. Более того, сначала протокол был составлен, формально соблден принцип, что он составлен в присуствии некого лица, а только потом  были приобщены доказательства права собственности на транспортное средство. 
Эдак я так на любого могу сначала составить протокол, а потому  начать искать доказательства! 
А еще один глобальный вопрос, который меня мучает...

Распространяется ли Принцип диспозитивности (разрешено всё, что не запрещено) на действия должностных лиц??? 

Вот, например, 3-фз "О полиции"
Статья 6. Законность
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.


Всё остальное - превышение полномочий. Например:
1. Задержание без составлени протокола об административном задержании
2. "Отмазки" сотрудников полиции о том, что "я не задерживал, я предложил добровольно проследовать". Были случаи, когда особо наглые граждане справшивали (есть видео):
 - А что будет если я откажусь добровольно проследовать?
 - Тогда я применю физическую силу! - отвечал "грамотный" сотрудник полиции. 

Распространяется, но в определенных рамках. То есть, действовать следует в рамках прав обязанностей и регламентов, определенных нормативно-правовыми и локальными актами. А действия сотрудников, не регламентированные правами и обязанностями не должны нарушать конституционные права граждан.

Алексей, задержание на месте совершения правонарушения ( еще не доказанного) и применение физичесой силы при этом, полиция и суд называют законным пресечением.

И оправдывают на этом основании незаконные и необоснованные действия полиции.

Ну так по подозрению можно! Только сказать надо в чем подозревают. 

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое