Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 43 183
№ 43 183
РЕШЕНО

Можно ли вернуть оплату за дистанционных курсах в интернет академии?

Здравствуйте!

Консультант по телефону довольно навязчиво и грамотно мне все рассказала, как проходит обучение и я сама, не знаю как вошла в свой сбербанк онлайн и по подсказке этой девушки менеджера нажимала кнопочки и взяла кредит на сумму 40 000рублей, который явился оплатой за весь годовой курс обучения.

В течение 10 дней я обучалась самостоятельно на платформе, выполняла задания и поняла, что это мне не подходит, что я уже сильно возрастная и мне это не осилить. Обратилась в Академию с просьбой расторгнуть договор и вернуть мне всю сумму 40000руб, т.к. как по Закону защиты прав потребителя еще не прошло 14 дней. В Академии мне ответили, что согласно их публичной оферте, если я обучалась 10 дней, то мне вернут лишь половину оплаты, минус проценты банка, это всего 14 000 руб. Подскажите пожалуйста, правы ли они? Могу ли я настаивать на возврате всей суммы? Куда и как мне обращаться?

5 ответов

Здравствуйте Галина!

Закон о защите прав потребителей не содержит нормы о зависимости возможности расторжения договора оказания услуг и возврата денежных средств от временного срока - 14 дней.

Согласно статье 32 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

На мой взгляд, публичная оферта академии о возврате лишь половины оплаты за не полный срок обучения, не соответствует действующему законодательству.

Так, например, Верховный Суд РФ в определении от 11.07.2023 г. № 5-КГ23-57-К2 выразил правовую позицию о том, что условие договора, согласно которому у потребителя при отказе исполнения договора отсутствует или ограничивается право на возврат уплаченных денежных средств, является недействительным, как ущемляющее права потребителя.

Обратитесь в академию с письменным требованием о возврате денежных средств. При отказе от добровольного удовлетворения Ваших требований, подайте жалобы в территориальные органы Рособрнадзора и Роспотребнадзора, или жалобу в прокурату, или обратитесь в суд с иском о защите прав потребителей.

Добрый день, Галина!
Попросите организаторов обучения обосновать фактически понесенные ими расходы на ваше обучение за 10 дней. Исходя из заявленных ими требований это 20 тысяч рублей. Уточните у организаторов обучения, что входит в указанные затраты.

Направьте претензию на качество услуг, как указал эксперт выше.

Также посмотрите сайт, указаны ли реквизиты образовательной лицензии Академии? Или это он-лайн курсы от ИП или самозанятого?

Уплата банковских процентов - 6 тысяч рублей. Размер процентов также можно оспорить как необоснованный, завышенный. Вы можете бесплатно обратиться к финансовому уполномоченному с заявлением о несогласии с размером начисленных процентов за период.

Правила возврата средств на счет в банке за отмененную услугу, если она действительно не соответствует описанию:

http://www.sberbank.ru/ru/person/help/vozvrat

Добрый день, Галина!

Дополняю ответ новой судебной практикой.

Верховный суд РФ в Определении от 22.10.2024 года по делу № 4-КГ24-57-К1 о возврате денежных средств потребителю за пройденные им он-лайн бизнес-курсы указал: потребитель вправе отказаться от исполнения договора об услуге, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора, напоминает ВС. При этом Закон о защите прав потребителей не предусматривает возможности определения цены, возвращаемой потребителю при отказе от исполнения договора в связи с существенными недостатками услуг, за вычетом стоимости фактически оказанных услуг.

Таким образом, условием возврата средств при оказании услуг по проведению он-лайн курсов являются недостатки услуги и иные обстоятельства. Возврат возможен при отказе потребителя от услуги и по, например, личным причинам: возраст, состояние здоровья.
Расчет возвращаемых средств должен быть обоснован сторонами, но не ущемлять прав потребителя.