Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 5 147
№ 5 147
РЕШЕНО

Регистрация автономной некоммерческой организации одним лицом

Здравствуйте.

Объясните, пожалуйста, некоторые частные детали регистрации АНО при создании ее одним лицом.

1. Я буду одним учредителем. Могу ли я сама себя назначить высшим исполнительным органом (директором, президентом)?

2. Какова должна быть структура управления АНО?

Достаточно ли будет директора и совета (правления)? Или нужна еще ревизионная комиссия?

И сколько человек минимум должно быть в совете? Обязательно ли их указывать в решении о создании АНО, подаваемом в минюст? В образцах решения из сети члены совета указываются. Или я неправильно понимаю, и там указываются только названия органов?

7 ответов
Одно физическое лицо может учредить две АНО , и за какой период времени . Название ано может иметь похожие названия, но в уставе прописаны разные целевые назначения . Спасибо

Ольга, добрый день!

К подробнейшей консультации Анны могу добавить практические советы:

  1. Учредитель может назначить себя лично исполнительным органом (единоличным) своим решением об учреждении АНО.

  2. Правление - коллегиальный высший орган управления, единоличный исполнительный орган — директор. Ревизионная комиссия ( ревизор) не нужна, так как согласно закону надзор за деятельностью АНО осуществляет учредитель.

  3. Правление должно состоять из не менее чем 3-х членов. Правление формируется при создании АНО, поэтому будущих членов Правления учредитель приглашает присутствовать при принятии решения и указывает в решении о создании, что эти граждане приглашены.

  4. Данные членов Правления( ФИО, адрес регистрации) указывать необходимо.

    Удачи!

Здравствуйте Елена.

Спасибо за конкретные ответы на конкретные вопросы.

Я все-таки не совсем понимаю деталей в формировании руководящих органов, хотя закон "О некоммерческих организациях" читала несколько раз, в том числе, в изложении Анны.

При составлении устава у меня возникли следующие вопросы:

1. Может ли единсвенный учредитель, он же директор, входить в состав Правления?

2. Возможна ли такая схема формирования Правления, при которой оно лишь частично обновляется при желании какого-либо из членов выйти из Правления или при замене члена, нарушающего Устав и не исполняющего своих бязаностей? То есть состав Правления постоянен обновляется лишь по мере необходимости.

3. Является ли Директор сотрудником АНО, с которым необходимо заключать трудовой договор? Возможно ли отсутвие в АНО работников?

Добрый день, Ольга!

1. Учредитель, назначенный директором мжет входить в состав Правления, может и не входить, как укажете в уставе.

2. Правление состоит из определенного кол-ва членов ( нечетного) и избирается на определенный срок ( обычно 3 года). Кооптация ( включение) в состав Правления по решению членов Правления новых членов  (но не более необходимого количества) возможно. Исключение членов Правления также возможно в любой момент. Важно, чтобы был соблюден кворум на заседаниях, и количество членов Правления позволяло голосовать по вопросам компетенции Правления.1 раз в три года проводится заседение с целью утвердить своим решением Правление в прежнем составе либо в новом.

3. С директором может быть заключен трудовой договор, договор возмездного оказания услуг, договор об оказании услуг добровольцем. Директор - исполнительный орган, на него может быть возложена материальная ответственность, поэтому рекомендую первый либо второй варианты.

За деятельность в качестве членов Правления члены Правления получать вознаграждение не могут, при этом лица, с которыми заключен трудовой договор по иным основаниям ( за определенную работу),  не могут составлять более трети членов Правления.

Есть вопрос по ОКВЭД, правильно-ли я понимаю, что в уставе прописываются не номера, а конкретные виды деятельности 

Физические и юридические лица могут создавать автономные некоммерческие организации с целью оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, а также иных услуг. При этом данную организационно-правовую форму выбирают и те, кто мог бы создать коммерческое предприятие. Такой выбор связан с определенными преимуществами, которыми в силу гражданского законодательства наделена автономная некоммерческая организация. В настоящей статье рассмотрим правовое положение, порядок создания, а также другие правовые моменты, касающиеся автономных некоммерческих организаций.
Основной акт законодательства, регулирующий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирование и использование их имущества, права и обязанности их учредителей (участников), - Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). Закон о некоммерческих организациях применяется ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку иное не установлено указанным Законом и иными федеральными законами. В перечень некоммерческих организаций входит такая форма некоммерческих организаций, как автономная некоммерческая организация.
Основное отличие некоммерческой организации от коммерческой заключается в том, что она создается не для извлечения прибыли. Хотя это не означает, что автономная некоммерческая организация не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Единственное ограничение - предпринимательская деятельность должна соответствовать целям, для достижения которых создана автономная некоммерческая организация (пункт 2 статьи 10 Закона некоммерческих организациях). В противном случае некоммерческую организацию обвинят в нарушении требований действующего законодательства (Постановление ФАС Центрального округа от 23.06.2008 г. по делу N А14-5930/2007/232/19).
Автономная некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (Постановление ФАС Центрального округа от 23.07.2008 г. по делу N А14-5930/2007/232/19). Такой деятельностью признаются:
- приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;
- приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
- участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.
Основной отличительной чертой автономной некоммерческой организации является то, что полученная прибыль не распределяется между учредителями, она направляется исключительно на достижение целей, ради которых такая организация создана (пункт 1 статьи 2, пункт 3 статьи 26 Закона о некоммерческих организациях). При этом ни учредители, ни автономная некоммерческая организация не отвечают по обязательствам друг друга.
Рассмотрим, каким должно быть наименование автономной некоммерческой организации. Наименование некоммерческих организаций, помимо указания на организационно-правовую форму, обязательно должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (пункт 1 статьи 54 ГК РФ). При этом в отличие от коммерческой организации, у автономной некоммерческой организации не может быть фирменного наименования.
Наименование (полное, сокращенное) автономной некоммерческой организации должно быть обязательно приведено на государственном языке Российской Федерации - русском (подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"). При этом дополнительно наименование может быть указано на языке народов Российской Федерации или иностранном языке.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, если в наименовании автономной некоммерческой организации использованы имя гражданина, символика, защищенная законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица, как части собственного наименования, при регистрации некоммерческой организации в уполномоченный орган или его территориальный орган нужно представить документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Применительно к вышесказанному отмечаем, что в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать, в том числе, в следующих случаях:
- если ранее уже была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
- если представители уполномоченного органа посчитают, что наименование автономной некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Автономная некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в порядке, установленном Главой III Закона о некоммерческих организациях.
Она имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Такая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Автономная некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее учредительными документами; вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом); имеет печать с полным наименованием на русском языке; может пользоваться штампами и бланками со своим наименованием, а также зарегистрировать в установленном порядке эмблему (статья 3 Закона о некоммерческих организациях).

Число учредителей автономной некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом (пункт 1.3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). При этом членства в автономной некоммерческой организации нет. В роли учредителей автономной некоммерческой организации могут выступать как физические, но только полностью дееспособные (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации), так и юридические лица.
Пунктом 1.2 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях установлен перечень лиц, которые не вправе стать учредителями автономной некоммерческой организации.
В состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации не могут быть включены следующие категории:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.
Если в состав учредителей войдет хотя бы одно лицо из этого списка, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать (подпункт 5 пункта 1 статьи 23.1 Закона о некоммерческих организациях).
В том случае, если один из учредителей в последующем захочет выйти из автономной некоммерческой организации, то сама организация от этого не пострадает, поскольку имущество, переданное учредителем автономной некоммерческой организации, обратно ему не возвращается. В момент передачи имущество становится собственностью автономной некоммерческой организации, а учредители не сохраняют на него никаких прав. При получении от учредителя в качестве взноса недвижимого имущества, автономная некоммерческая организация должна обратиться в Федеральную регистрационную службу с целью регистрации перехода права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 ГК РФ). Отметим, что это должна сделать именно автономная некоммерческая организация, получившая имущество.
Данные разъяснения основаны на следующем. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В рассматриваемой ситуации правообладателем недвижимого имущества является автономная некоммерческая организация, поэтому именно она должна обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации своего права собственности на данное имущество (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 г. N А41-К1-21569/07).
При принятии решения о создании автономной некоммерческой организации учредители должны подготовить учредительные документы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях для автономной некоммерческой организации учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (участниками).
В уставе автономной некоммерческой организации должны быть определены:
- наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
- место нахождения некоммерческой организации;
- порядок управления деятельностью;
- предмет и цели деятельности;
- сведения о филиалах и представительствах;
- источники формирования имущества некоммерческой организации;
- порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
- порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
- иные положения, предусмотренные федеральными законами.
Кроме того, учредители (участники) автономной некоммерческой организации вправе заключить учредительный договор (пункт 1 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях). Заключая такой договор, учредители тем самым обязуются создать юридическое лицо - автономную некоммерческую организацию.
В учредительном договоре определяются такие моменты, как:
- порядок совместной деятельности по созданию автономной некоммерческой организации;
- условия передачи организации своего имущества;
- порядок надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации;
- порядок выхода учредителей из состава некоммерческой организации.
Прямое указание на то, что учредительный договор относится к учредительным документам автономной некоммерческой организации, в Законе о некоммерческих организациях отсутствует, поэтому отнесение его к таковым является спорным моментом. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.11.2006 г. N Ф08-5833/2006 по делу N А53-3205/2006-С4-41 по этому вопросу даны следующие разъяснения. Учредительный договор автономной некоммерческой организации, заключенный ее учредителями не в силу обязательных предписаний закона, а по доброй воле, не относится законом к учредительным документам. Пунктом 2 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях установлено, что требования учредительных документов обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками). Поскольку учредительный договор не является учредительным документом, автономная некоммерческая организация не вправе требовать от учредителя внесения платежей, установленных учредительным договором. Этот документ порождает права и обязанности только между самими учредителями.
При этом, как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, учредительный договор порождает гражданско-правовое обязательство, исполнения которого можно требовать в судебном порядке (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.2006 г. N 5244/06). Согласно пункту 3 статьи 308 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон. При этом договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должнику следует произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от него исполнения обязательства в свою пользу. Учредительный договор как раз и является таким договором: учредители заключают договор в пользу третьего лица - автономной некоммерческой организации, которое в силу закона вправе выставлять им требования.
Автономная некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Регистрацией некоммерческих организаций, в т.ч. автономной некоммерческой организации, занимается Минюст (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").
Согласно пункту 4 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях документы, необходимые для регистрации автономной некоммерческой организации, нужно представить в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании такой организации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях к таким документам относятся:
- заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
- учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
- решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
- сведения об учредителях в двух экземплярах;
- документ об уплате государственной пошлины;
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
- при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.
Если необходимые для государственной регистрации документы будут представлены в уполномоченный орган не полностью либо оформлены ненадлежащим образом, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации откажут.
Решение об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации можно обжаловать в вышестоящий орган или в суд. Если же отказ учредители считают обоснованным, устранив недостатки, документы можно опять представить в Минюст или его территориальный орган в общеустановленном порядке.
Необходимо отметить, что при государственной регистрации автономной некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 9 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях).
В структуре органов управления автономной некоммерческой организации выделяют высший и исполнительный органы управления.
Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный высший орган управления (пункт 1 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях).
Данный орган в автономной некоммерческой организацией создается, чтобы обеспечить направленность деятельности организации на достижение целей, для которых она была создана. Он отнесен к высшему органу управления автономной некоммерческой организации и уполномочен на решение следующих вопросов:
- изменение устава автономной некоммерческой организации;
- определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового баланса;
- утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации.
Учредительными документами автономной некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение перечисленных вопросов.
На основании пункта 5 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть от общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления. Данное ограничение имеет целью не допустить излишней независимости организации от ее учредителей, которые в этом случае могут терять право собственности на имущество, переданное ей.
Автономная некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций. Исключение составляют компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.
Данная норма согласуется с положением статьи 11 ТК РФ, согласно которой трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор). Данное положение ТК РФ не применяется, если в установленном ТК РФ порядке эти лица одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В Законе о некоммерческих организациях не сказано, кто входит в состав коллегиального органа, однако есть ограничение. Для такого органа, созданного для управления автономной некоммерческой организации, лица, являющиеся работниками организации, не могут составлять более чем треть от общего числа членов коллегиального высшего органа управления (пункт 5 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях).
Также, что касается заседания коллегиального органа, то оно может проводиться на законных основаниях только тогда, когда на нем присутствует более половины его членов. При этом решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании коллегиального органа. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Исполнительный орган автономной некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению высшего органа управления, которым для автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления.
Исполнительный орган решает те вопросы, которые не относятся к компетенции коллегиального органа управления. Он осуществляет текущее руководство деятельностью автономной некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления организацией. Такими полномочиями обладает, как правило, руководитель автономной некоммерческой организации, который согласно Закону о некоммерческих организациях может рассматриваться как один из представителей исполнительного органа управления автономной некоммерческой организации или являться единоличным его представителем (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.04.2006 г. по делу N А82-9622/2005-10).
Круг прав и обязанностей руководителя автономной некоммерческой организации определяется заключенным с ним трудовым договором. По отношению к третьим лицам руководитель автономной некоммерческой организации действует в рамках доверенности, выданной некоммерческой организацией (статья 185 ГК РФ). Доверенность выдается в письменной форме и, если предполагается совершение сделок, требующих нотариальной формы, нуждается в нотариальном удостоверении. К компетенции руководителя автономной некоммерческой организации относятся вопросы управления, которые не являются исключительным правом учредителя или коллегиального органа автономной некоммерческой организации. 

 

Ольга, это общие правила регистрации АНО. Обратитесь в Министерство юстиции по Самарской области (на консультацию), там все подробно расскажут, возможно помогут с составлением устава. Так как порядок регистраций некоммерческих организаций в разных субектах РФ неодинаков.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое