Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
18+
РЕШЕНО
Как узнать адрес ответчика для подачи искового заявления?
Я подал иск на должностное лицо (руководителя) общественной организации, который не выдаёт мне необходимую справку, которую он обязан выдать. Суд вынес определение об оставлении заявления без движения, мотивируя это тем, что я не указал адрес места жительства ответчика согласно ст.131 ГПК. Хотя юридический адрес организации указал. Отсюда у меня возникло сразу три вопроса:
1.Как быть в данной конкретной ситуации?
2. Откуда вообще рядовой гражданин может узнать адрес регистрации должностного лица, если в выписки из ЕГРЮЛ его нет, хотя, видимо, должен быть?
3.Получается, что, если истец не знает адрес регистрации ответчика, так он на него и в суд по гражданскому делу подать не может?
24 ответа
Елена Макей
19 января 2013, 22:59
Эксперт
Владимир, по вашему запросу в ИФНС по месту регистрации юрлица( либо в любое другое ИФНС по Москве) по предъявлению паспорта выдадут справку по специальной форме после сопоставления содержащиеся в ЕГРЮЛ сведений о персональных данных конкретного физического лица с изложенными в вашем запросе сведениями о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ. Сведения в ЕГРЮЛ о физлице и его адресе регистрации есть, а вы укажите в запросе последние известные вам сведения и они совпадут, надеюсь.
Запрос составляется в произвольной форме и должен содержать данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при его наличии) и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос. Запрос бесплатный, срок 5 дней.Елена Макей
19 января 2013, 23:06
Эксперт
Если подали иск:
Виктория Кочеткова
11 января 2013, 18:59
Подайте заявление не на должностное лицо, а на общественную организацию, а там уже эта организация в лице директора и будет отвечать, и не нужно вам тогда адрес директора указывать, а только адрес этой организации.
Евгения Раздъяконова
12 января 2013, 13:39
действительно, если Вам должны были справку дать от имени общественной организации, тогда и указывать надо в качестве ответчика - общественную организацию.
Если ответчик физическое лицо, то существуют адресные бюро, куда можно сделать запрос с целью выяснения места жительства, а если откажут (что вполне обоснованно), то заявлять ходатайство в суд с приложением отказа, о том, чтобы суд делал запрос: суду точно не откажут
Владимир Петров
20 января 2013, 11:43
Ну что, Елена, могу Вам сказать... Из того, что я здесь прочитал на данный момент, Ваше комментарии кажутся мне наиболее полезными, особенно - в части теории (ведь вроде читал эти же законы и чего-то не видел!) .
И это при том, что другие комментарии - почти все - очень даже недурны и содержательны : я ,например, недавно предпринял некоторые действия по своему делу и гордо думал, что всё придумал САМ, а сейчас перечитал эту страницу и понял, что просто скомпоновал несколько данных советов и чуть-чуть добавил от себя:)
Вот только ст. 254 ГПК РФ здесь неприменима. Я как, видимо, и Вы, считаю, что мой случай - это, дело, возникшее из публичных правоотношений, т.е. когда одна сторона имеет по отношению к другой некоторые властные полномочия (интересно, есть где-нибудь в ЗАКОНАХ точное определение, что такое "публичные правоотношения"?). Обычно под этим подразумевается гос. власть, но ведь распоряжения негосударственной организации (того же СНТ) также могут быть обязательны для её членов. И вот этот момент ОЧЕНЬ ВАЖЕН потому, что, если мы ошибаемся, эта статья из подраздела 3 ГПК РФ уже "отпадает" вместе со всем подразделом, а применять истцу его нормы мне кажется выгодным. В частности, там везде указан один и тот же перечень ответчиков : " органы гос. власти, органы местного самооуправления, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, гос. и муниципальные служащие". Заметьте, о негос. организациях не сказано ничего, т.е., если применять этот подраздел ГПК к ним, то, получается, именно как к должностным лицам, а не юр.лицам? (только что дошло!)
Вернёмся к ст.254 ГПК , думаю, Вам это самой может пригодиться: в п.10 Постановления Пленума ВС №2 от 10.02.2007 говорится, что к общественным организациям не могут применяться нормы гл. 25 ГПК РФ. Это я сам "раскопал" :).
P.S. А ещё мне понравилось, что Вы указываете конкретные статьи конкретных законов. По идее так и надо делать :).
Владимир Петров
12 января 2013, 17:38
Большое спасибо за интересную мысль. Но дело в том, что должностное лицо в данном случае - это председатель садоводческого товарищества, а сама организация - это фактически все её члены(в том числе и я). И я не считаю, что за "художества" одного наглого человека должно отвечать всё товарищество. Конечно, потом можно будет требовать, чтобы руководитель компенсировал ущерб товариществу, но это значит - два раза делать одну и ту же работу и в итоге я всё равно столкнусь с той же проблемой (адрес регистрации) . Кроме того, в наших местных нормативах, требующих справку для межевания участка, сформулировано почему-то "справка от председателя", а не "справка из товарищества".
Да и вообще: в ГПК РФ есть нормы, позволяющие обжаловать решения, действия( бездействие) именно должностных лиц, например, гл.25. А как это делать, если адрес должностного лица узнать затруднительно?
А отсюда уже вопрос: как вообще судиться с человеком, если неизвестен его адрес регистрации или его нет (например, БОМЖ)?
И ещё вопрос: а ОБЯЗАНО ЛИ должностное лицо предоставлять свой адрес при регистрации ЮЛ?
Владимир Петров
12 января 2013, 17:42
Большое спасибо, Евгения, но путь через адресное бюро по-моему "пахнет" невероятной волокитой. Я думал, что их вообще уже не существует.
Елена Макей
20 января 2013, 12:53
Эксперт
Владимир, спасибо за информацию.
Действительно, при подаче в суд жалобы на действия СНТ идут в порядке искового производства. Мне вчера одна член СНТ целую лекцию прочла о своем суде с председателем. Суд формально выигран, но решение практически не исполнено ( не исполнимо), председатель прячется, а правление его покрывает. Приставы ездить в дальний район города не хотят, она пишет жалобы уже не один год..
Вижу, однако, некоторое противоречие между нормами гл. 25 ГПК РФ, Постановлением Пленума ВС РФ
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=125966
и Определением КС РФ
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=48641;dst=100018
В Законе РФ "Об обжаловании..." нет конечно указания на подсудность и не может быть, поэтому суды руководствуются Постановлением Пленума с конкретным указанием на круг лиц-ответчиков и далее следует применять подсудность по ГПК РФ.
Удачи вам!
Елена Макей
20 января 2013, 15:02
Эксперт
Владимир, запрос о сведениях о физлице бесплатынй только для суда и госорганов))
Вам за него необходимо заплатить и потом внести в реестр судебных расходов, кот. вам в случае вашей победы в суде возместит ответчик:
размер платы - 200рублей ( срок 5 раб. дней)
400 рублей ( срок 1 рабочий день)
Оплата через СБербанк КБК платежа узнаете в ФНС.
Сведения о постановке физического лица на регистрационный учет по месту жительства: адреса нового и прежнего места жительства, дата постановки на регистрационный учет по новому месту жительства, дата снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства (в случае регистрации физического лица по месту жительства по удостоверяющему личность документу, отличному от паспорта, - номер свидетельства о регистрации по месту жительства) - эти сведения есть в ЕГРН (едином госреестре учета налогоплательщиков), но гражданам об иных лицах их не выдают.
Виктория Кочеткова
12 января 2013, 17:48
Поясню, почему против организации подавать в суд.
Например, любой трудовой спор подается не против должностного лица, а все организации, хотя, политику организации и например, тот же трудовой конфликт вытекает из того, что диктует руководитель организации - директор, это художества именно директоров, к тому же основная масса этих директоров наемные работники, учредители вообще другие лица, но в суд работник подает именно на ООО или ИП.
А при регистрации юридического лица адрес предъявляет, т.е. свои паспортные данные учердитель, а вот его наемные работники, адреса записаны в их личные дела, т.е. адрес можно узнать именно уже в организации, но выдача персональных данных третьему лицу запрещена, эту информацию может запросить только ограниченное кол-во организаций, например, полиция, прокуратура, суд.
Т.е., как вам и написал эксперт уже в суде у организации запросить адрес должностного лица.
А вот если художества должностного лица превратилив в политику всей организации, то ответ несет вся организация.
Евгения Раздъяконова
12 января 2013, 20:44
Существуют! В прошлом году был у была представителем по делу, дело передавали из суда в суд по подсудности, т.к. указывали фактический адрес физ лица, не знали регистрацию. По поветстке по фактическому адресу он не являлся, затем суд сделал запрос в адресное бюро - и, о, чудо, ответчик в суде. Правда, с момента подачи заявления до первого заседания прошло полгода
Владимир Петров
20 января 2013, 15:13
Интересно, Елена,что же это за решение такое, что его нельзя осуществить без личного участия председателя? Взыскать средства можно с банковских счетов; что-то сделать, например свет подключить, - самостоятельно. Потом, опять же с него взыскать расходы. Разве что документ получить за его подписью? А разве за неисполнение решения суды не полагаются какие-либо санкции?
Елена, Вы не знаете, где в законах (а не в словарях и энциклопедиях) даётся чёткое определение, что такое "публичные правоотношения"?
Ладно, пойду почитаю Ваши ссылки :) А то мне несколько непонятен Ваш последний абзац : )
Владимир Петров
20 января 2013, 15:27
Елена, так мне и не нужны сведения из ЕГРН, мне нужны сведения из ЕГРЮЛ - адрес регистрации лица, имеющего действовать без доверенности... Всё, что мог, я в этом направлении уже сделал : )
Вообще, если хотите, можете писать мне на почтовый ящик, а то я уже начинаю путаться : )
Владимир Петров
22 января 2013, 23:22
Я прошу прощения, Елена, конечно же - Постановление №2 ВС от 10.02.2009г., а не 2007-го. Постараюсь больше не ошибаться.
Владимир Петров
13 января 2013, 01:49
Виктория, согласно выписки из ЕГРЮЛ у нас лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юр.лица, и один из трёх учредителей - именно председатель, т.е. мой оппонент. Кстати, я уже "раскопал" ФЗ №129 " О гос.регистрации юр.лиц и инд. предпринимателей" . Из него получается, как я понял, что можно запросить этот адрес в налоговой в том или ином виде. А если откажут. тогда можно ходатайствовать в суд, чтоб он сам запрашивал. Единственное: пока я буду это делать, истекут сроки на обжалование или удовлетворение определения об оставлении без движения. И тогда возникнет проблема: в какой суд подавать, если не знаешь адреса? Всё-таки хотелось бы судиться не с нашей организацией, а напрямую "обрадовать" своего "друга" :)
Интересно, можно СЕЙЧАС, пока заявление не вернули, подать ходатайство ,чтобы дело преостановили, пока я буду в налоговой справки наводить? Кстати, в том году я уже брал выписку из ЕГРЮЛ (формально, это была другая организация), так там эта прописка указывалась, а в новой выписки её нет.
Владимир Петров
13 января 2013, 01:59
Евгения, я думаю, вместо адресного бюро лучше обратиться в налоговую, как я понимаю, это одна из их обязанностей. Там, если ответят, то за 5 дней и за 200 руб (А в бюро как?). Вот только не знаю - они гос.пошлину возвращают, если отказывают.Посмотрите мой ответ Вашей коллеге, а то не хочу два раза одно и то писать :).
Елена Макей
19 января 2013, 22:42
Эксперт
Владимир, вы уверены, что именно это лицо руководитель организации?
Возможно, в СНТ идет смена должностного лица, действующего без доверенности, это 5 рабочих дней кроме 3-х дней - срока на подачу заявления).
О смене адреса физлиц сейчас ФНС обязана уведомлять ФМС в режиме взаимодействия ведомств, но реально это еще не во всех регионах работает. Хотя в Москве, наверное, работает порядок.
Анна Бутрина
15 января 2013, 12:19
Владимир, в выписке из ЕГРЮЛ всегда указывается место нахождение юридического лица. И как Вы правильно написали, получить ее можно в МИФНС за 200 руб. (это когда физическое лицо просит о предоставлении сведений). Но будет-ли это юр.лицо фактически на этом адресе?
Елена Макей
21 января 2013, 16:52
Эксперт
Добрый день, Владимир!
В Постановлении ВС РФ, указанном вами есть ответ на этот вопрос ( субъекты обжалования, их полномочия,кот. подлежат обжалованию и др.).
А в законе я не находила, попробую найти:)
Но, возможно, это вопрос ближе юристам-конституционалистам, тем, кто публичным правом занимается по специализации.
Владимир Петров
15 января 2013, 13:17
Понимаете, Анна, если организация не находится по своему официальному юр. адресу, то я считаю, что это уже их проблемы. Я же хочу подать в суд именно на руководителя - конкретное физ.лицо, поэтому суд требует в определении об оставлении без движения, чтобы я указал его адрес регистрации (место жительства), а его в выписке из ЕГРЮЛ почему-то нет.
Инесса Тихонюк
16 января 2013, 01:37
Уважаемый Владимир! Вы не имеете права подавать иск на имя председателя организации. Вы имеете право подать иск ТОЛЬКО НА ОРГАНИЗАЦИЮ. Кто будет представлять ее интересы в суде, Вас не должно интересовать Это может быть любой из учредителей, любой член организации ( в этом случае решение принимается Правлением и вносятся изменения в документы, в том числе, представляемые в МЮ РФ), или адвокат. Это уже не Ваша забота Вы указываете наименование организации, адрес ее регистрации, указанный в выписке ЕГРЮЛ, и все. В случае неявки (однажды или дважды) суд может принять решение направит запрос в МЮ, или налоговую - это на усмотрение суда. На всякий случай хочу Вас предостеречь от заявлений в суде, что именно лично этот человек Вам что-то должен. Не стоит показывать суду, что у Вас имеются личные неприязненные отношения -помалкивайте, и делайте вид, что этого человека (если председатель явится в суд) Вы вообще видите его чуть ли не впервые, никаких претензий к нему не имеете, кроме как удовлетворить свое законное требование к организации. Вопрос будет решен за одно заседание.
Поясню, почему суд указал Вам на необходимость доработки документов. Суду не слишком принципиально, по каким именно основаниям НЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛО. Если из нескольких возможных факторов они выбрали один, и не самый принципиальный, это не говорит о том, что Вы неправы. Просто в иске где-то есть ошибка, разъяснять которую они не обязаны. Вот и весь ответ. Им не нужен адрес. Перепишите шапку иска и подайте вновь.
Владимир Петров
20 января 2013, 14:32
Здравствуйте, Инесса. Вы говорите как опытный практик, который знает, как ЕСТЬ В ЖИЗНИ. Но я думаю (может быть, по неопытности), что право - эта область, где можно успешно добиваться, чтобы в жизни было так, как написано в теории. Если, конечно, тебе это НАДО и ты хорошо знаешь теорию.
Вы говорите "не имеете право подавать иск на имя председателя" - в жизни, видимо, так оно и есть. А из КАКОЙ НОРМЫ ЗАКОНА это следует?
Кто будет представителем ответчика в суде, мне действительно неважно.
То, что суды пытаются отклонить всё, что можно, здесь я с Вами полностью согласен. Но согласитесь, если мне отводилось аж 18 календарных дней, чтобы предоставить адрес ответчика , и я так или иначе смог это сделать :), то потом судье будет несколько неудобно менять "ненадлежащего" ответчика на "надлежащего", да ещё и мотивировать своё решение.
И последнее :" ...в иске есть ошибка, разъяснять которую они не обязаны." - Вот здесь я бы с Вами поспорил. Что значит : "разъяснять... не обязаны" ? Разве определения и решения судей не должны быть МОТИВИРОВАННЫМИ? Если судья вернёт моё заявление на основании недостатка, не указанного в определении об оставлении без движении, то я буду обжаловать это решение. Потому что так можно "завернуть" абсолютно любое заявление - указать одни недостатки, а отклонить из-за других. В мире, знаете ли, нет почти ничего совершенного : всегда можно к чему-нибудь придраться.
P.S. А за практические советы - большое спасибо (побольше бы таких!), обязательно буду иметь в виду. Я вообще думаю больше на судебные заседания не ходить - только время тратить.
Владимир Петров
22 января 2013, 22:35
Скажите пожалуйста, Инесса, а почему , если суду интересно не рассматривать дело, то "из нескольких возможных факторов они выбрали один (вернее, в моём случае - два), и не самый принципиальный", а не придрались ко всему, чему можно? "Поленились" что ли?
Инесса Тихонюк
24 января 2013, 22:29
Нет, дело не в этом. Суд действительно не обязан ни в какой форме консультировать стороны ( неважно в какой форме) в отношени ошибок, допущенных в иске. К сожалению, гражданину достаточно сложно самостоятельно подготовить иск. Могут быть незначительные по существу иска ошибки, играющие принципиальную роль при вынесении решения. Выходить за пределы иска суд также не имеет права. Если Вы требует что-то, ссылаясь на нармы закона, а на самом деле, имеете право на большее, определенное другими нормами - суд никак не сможет осведомить Вас об этом.
И если к иску есть несколько замечаний, суд выберет наиболее значимое для того, чтобы не рассматривать его. Пример: в иске к взысканию по исполнению обязательства (например, в денежной форме) , допущены, например, ошибки-не указан номер договора и не приложен к иску договор, не указана норма закона, на основании которой должно производиться взыскание, нет копий платежных документов, не произведен расчет цены иска..... Но если у Истца есть обязательства досудебного урегулирования спора ( по закону или договору) суд оставит иск без рассмотрения до выполнения данного требования, не указывая на иные недостатки иска. Именно это я имела в виду.