Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+

Лица встречных

Заметки с XVI Международного фестиваля документальных фильмов «Встречи в Сибири».

Если на открытии фестиваля Министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева призвала новосибирских кинематографистов к созданию новых кинолент о деятелях культуры, то сам прошедший фестиваль показал, что в этом направлении сделано уже немало.

Даже в архивных кадрах киножурнала «Сибирь на экране», выпусками которого, как в старые добрые времена, предварялся каждый просмотр фестивальных фильмов, прошли уникальные киносюжеты про многих новосибирских мастеров культуры, иных из которых теперь можно увидеть живыми лишь на экране – знаменитых братьев Геннадия и Александра Заволокиных, писателя Николая Самохина, кинорежиссёра Вадима Гнедкова…

К слову сказать, киножурнал с сюжетом о премьере спектакля в тогдашнем Новосибирском ТЮЗе, поставленном режиссёрами Львом Беловым и Вадимом Гнедковым по произведению Николая Самохина, поднявшегося на экране на сцену «на поклоны» из зрительного зала, предшествовал по сути премьерному показу фильма о Николае Яковлевиче Самохине «Уроки физиогномики». Автор фильма – бывший новосибирец, ныне живущий в Белоруссии Сергей Трахименок, режиссёр Анатолий Шпартов, операторы Борис Травкин и Андрей Дук, художники Галина Семачко и Сергей Сивуха, тексты-монологи из произведений Николая Самохина удивительно точно прочитал Геннадий Гаранский, внешне и манерой чтения чем-то напоминающий героя. Фильм иллюстрирован фотографиями писателя (кадров с Живым Н. Самохиным создатели ленты, к сожалению, не имели). Так подробно я перечислил съёмочную группу неспроста: в заключительных титрах картины указано, что «фильм был сделан за счёт личных средств съёмочной группы». Это обстоятельство многое объясняет и снимает возможные нарекания в адрес авторов.

В рамках отдельной рубрики «ДНИ АРНОЛЬДА МИХАЙЛОВИЧА КАЦА» зрители с удовольствием посмотрели фильмы режиссёра Виталия Гоннова «Полчаса с оркестром» и «Осенняя симфония Арнольда Каца» (режиссёр Станислава Касаткина), а также несколько уникальных архивных записей разных лет исполнения оркестром Новосибирской государственной филармонии под управлением Арнольда Михайловича Каца произведений Г. Малера, С Губайдуллиной, П.Чайковского, предоставленных фестивальной публике из личных архивов Кима Долгина (Москва) и Эллы Давлетшиной (Новосибирск). Причём, запись 6-й симфонии П.И.Чайковского, как заметил один из зрителей, оказалась последней записью, на которой А.М.Кац дирижировал исполнением симфоний…

Когда-то, на открытии ХII-го фестиваля «Встречи в Сибири» всеобщий зрительский восторг вызвала картина английского режиссёра «Молоды сердцем» - о группе американцев довольно почтенного уже возраста, гастролирующих по городам и весям с лихими рок-н-ролльными песнями. «Это – «наш ответ Чемберлену», - заявил один из героев дебютной киноленты Олеси Евтуш на кинопремьере её картины «Мы не амёбы». К сожалению, по ряду веских причин этот «ответ» можно назвать лишь подступом к теме, так как пожилые артисты, выступающие со своими спектаклями в детских домах Новосибирской области, не показаны столь же всесторонне, как в фильме-«конкуренте», мы мало что узнаём как о них самих, так и об их артистическом мастерстве.

В теме о пожилых людях наверняка запомнится другой кинодебют, состоявшийся на фестивале. Это фильм омских режиссёров Владимира Буряка и Александра Гильза «Трудовая армия». Её герои ,которым к началу войны в 1941 году исполнилось лишь 16-17 лет, предстали перед нами седовласыми людьми «третьего возраста», чудом выжившими в сталинских «трудовых лагерях», в которые их свозили в товарных поездах – чтобы они сами, в голоде и холоде строили себе эти лагеря, обносили их колючей проволокой и сторожевыми вышками, а потом их использовали в качестве рабов на лесоповале, в шахтах, на рудниках… А вся их «вина» была в том, что они были немцами по национальности. Слушая их рассказы о том, что довелось им пережить, понимаешь, что эти мало кому известные страницы нашей истории ещё ждут своих описателей, а многочисленные жертвы среди «трудармейцев» - своих памятников. В фильме показан первый такой памятник. Своеобразным памятником им стал и этот фильм, по окончании которого зрители потрясённо молчали, не решаясь захлопать, и аплодисменты раздались только через пару минут.

На просмотре фильма режиссёра Тамар Тал (Израиль) «Жизнь в фотографиях» в зале не было ни одного свободного места. Сидели на ступеньках, стояли вдоль стен. Фильм уже с огромным успехом демонстрировался в целом ряде стран – от США и Канады до Австралии. И его стоило посмотреть! Ибо этот фильм – подлинный пример человечнейших отношений между поколениями. Его героев - 96-летнюю Мириам и ее внука Бена - объединило общее дело по спасению семейного фотоателье и почти миллиона негативов, зафиксировавших ключевые события истории Израиля. Разница в возрасте порождала смешные и грустные эпизоды, но они шли вместе по пути, для которого требовались любовь, отвага и взаимное сочувствие. Авторам фильма не только удалось быть рядом с героями в дни их торжества и в день страшных переживаний – после ограбления и разгрома их студии, но и подметить тончайшие нюансы их взаимного общения.

Обо всех фильмах подробно не расскажешь. За рамками этих заметок остался показ работ молодых кинематографистов "Школы Булата Юсупова", один из которых повторно показали на церемонии закрытия, а также пронзительный фильм сербских кинематографистов "Отсюда нет дороги назад".

Хочется особо выделить ещё фильм бывшей москвички, а ныне уже более 20 лет жительницы Амстердама Оксаны Максимчук "Адаптерс". Она сняла правдивый и поражающий искренностью рассказ о своём – среднем поколении, чью жизнь «разорвала» на разные части перестройка, взяв серию интервью у своих бывших однокурсниц, одноклассниц, двое из которых живут теперь, как и она, в Амстердаме, одна – в Париже, а трое – в Москве. Они рассказывают о себе прямо, чрезвычайно открыто – настолько, что, думается, российские телеканалы вряд ли решились бы показать этот фильм. Ну хотя бы из-за сцены оформления одной из героинь – Юлей – брачного союза с... любимой женщиной. Не спросила она разрешения наших депутатов!..

Резюмируя, хочу сказать, что 16-е «Встречи в Сибири» прошли вполне успешно. Хотелось бы пожелать следующим, 17-м, более активной и широкой предварительной рекламы – фильмы фестиваля того стоят.

07 сентября 2013, 18:57

фестиваль
Встречи в Сибири
Документальное кино