Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 14 293
№ 14 293
РЕШЕНО

Должна ли иметь страховая компания книгу отзывов и предложении?

Здравствуйте, уже чуть ли не каждый человек знает о сговоре страховых компании и если в Москве хоть как-то решили эту проблему, то регионы страдают и по сей день. Оформить ОСАГО без доп. страхования невозможно. За хамское обращение представителей филиала ООО Росгосстрах, потребовал книгу отзывов и предложении, на что нецензурно ответили, что данной книги нет и могу идти на три буквы. Сразу поехал в Роспотребнадзор, что бы те привлекли к административной ответственности должностных лиц ООО Росгосстрах, за отсутствие книги отзывов и предложении и за отказ предоставить ее по первому требованию. Юрист Роспотребнадзора (с кем я и общался) сказал, что вряд ли данная книга у них реально отсутствует и что штраф за это маленькая около 3000 руб. Мелочь, но хоть так. Но почему-то Роспотребнадзор передумал и пришел ответ, что видите ли страховые компании не обязаны иметь книгу отзывов и предложении (прикреплен ответ). Ведь в законе о защите прав потребителей указано, что те, кто продают что либо или оказывают УСЛУГИ обязаны иметь книгу отзывов и предложении. Подскажите, пожалуйста, должны ли иметь страховые компании данную книгу? И что предпринять, если права граждан никто не защищает против сговора страховых компании?
IMG-20150127-WA0001.jpg
8 ответов

 Здравствуйте!

Чтобы ответить на этот вопрос нужно изучить Правила предоставления страховых услуг, а также, Постановление Правительства по предоставлению страховых услуг, т.к. единого закона, где есть перечень в каких случаях должна быть Книга жалоб и предложений, нет.

Например:

По закону книга отзывов и предложений однозначно должна быть в наличии: 

– у представителей розничной (в т. ч. мелкорозничной) торговли (п. 41 письма Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»);

 
– в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания (п. 8 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»); 
– у предприятий бытового обслуживания (п. 3 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»); 


– в автосервисах (п. 11 постановления Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств») и др.

Однако, в не меньшем количестве правил, утвержденных все тем же Правительством РФ, не содержится обязанности Исполнителя иметь книгу отзывов.

Это следующие правила:

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354

Правила оказания универсальных услуг связи утверждены постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. N 241

Правила оказания платных ветеринарных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898

 

 Нашла на сайте одной страховой компании ссылку на Книгу жалоб и предложений в электронном виде http://sv-m.ru/zhaloby/. Только, хотелось бы найти документ, который обязывает страховые компании иметь эту Книгу.

 

  Нет единого документа - Правила оказания страховых услуг, был в 2014 году проект этих Правил, но видимо, так проектом и остался этот документ.

А чтобы было где-то указано, что страховые компании обязаны иметь книгу жалоб и предложений, такого документа нет.

Знаете, вам ответили из Роспотребнадзора на каком уровне? Направьте этот запрос на вышестоящую организацию, может оттуда придет более корректный ответ.

 

   К сожалению ответил сам руководитель Роспотребнадзора. Их же юрист говорил, что исключено отсутствие у Росгосстрах данной книги. Значит, знает что иметь они обязаны. Иначе и жаловаться бы не стал. 

  Книга отзывов и предложений (также книга жалоб и жалобная книга) — инструмент обратной связи с клиентом в советских и постсоветских предприятиях розничной торговли и СФЕРЫ УСЛУГ. Предназначена для быстрого реагирования на нарушения в обслуживании. 

  Страховая компания и предоставляет услуги. Тогда получается книга отзывов и предложении должны быть только у тех, кто что либо продает. В общем наше законодательство и ответа полного не дает, а вроде и что то бубнит. Смотря кому эти законы понадобятся..... 

 Я вам указала несколько Правил, где тоже предоставляют услуги различные, но при этом Книги жалоб и предложений они иметь не обязаны. А по страховым услугам, я даже не нашла Правил предоставления этих услуг, только проект этого документа, который так  и не приняли.

Кто прав, юрист или начальник Роспотребнадзора, я не отвечу, т.к. не нашла ни какого подтверждения. Если сделаете запрос в вышестоящую организацию, то может поставите точку в этом вопросе.

 Спасибо за внимание. Воспользуюсь Вашим советом 

Добрый день!

Да, есть в законе о защите прав потребителей норма про жалобную книгу.

Также не отмен и действует Приказ Минторга РСФСР от 28.09.1973 N 346 "Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания" (вместе с "Инструкцией о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания", утв. Приказом Минторга СССР от 23.07.1973 N 139)

В соответствии с пунктом 8 Правил продажи отдельных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять покупателю по его требованию. Обязательных требований к форме книги отзывов и предложений и порядку ее ведения Правительством РФ не установлено.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85587/© КонсультантПлюс, 1992-2015

 

Но про страховые компании там не сказано. Однако,  частности, Вам будет полезен сайт http://grazdanin51.ru/docs/4 там есть статья «Книга жалоб: а ведь иногда работает...»:

А обязана ли организация иметь «Книгу отзывов и предложений»?

Обязана. Практически все общественные учреждения, организации, предприятия и даже мелкие заведения по закону должны иметь такую книгу. И перечень таких учреждений и заведений не малый: начиная от мелкой торговой палатки на улице и заканчивая крупным банком. Жалобная книга есть даже в полиции.

 

 

Здесь также обсуждение по страховым, пишут что у страховых есть жалобные книги http://www.rustrahovka.ru/response/ekspert---premium.html?sect=10638

 

Всего доброго!

 

 

Суть вашей проблемы, в том, что Вам навязывают оформить ОСАГО с дополнительными услугами.

По закону личное страхование при кредитовании – дело добровольное.  Кредитный договор или договор ОСАГО и договор личного страхования являются самостоятельными гражданско-правовыми обязательствами с самостоятельными предметами и объектами. В силу ч. 2 ст. 935 ГК РФ, обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.

Принцип свободы договора является одним из основных начал гражданского законодательства РФ. Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.

Предоставление кредита или оформление ОСАГО при условии обязательного оказания услуг по страхованию жизни и здоровья Заемщика без возможности предоставления ему права выбора заключения договора без включения данного условия, ущемляет права потребителей, установленные п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Таким образом, просто идите оформлять кредит или ОСАГО в другую организацию.

 

И еще почитайте статью «ОСАГО с нагрузкой. Прокуратура проверяет, не навязывают ли страховщики автовладельцам лишние услуги» http://www.rg.ru/2014/01/15/osago-site.html

Всего доброго!