Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 14 508
№ 14 508
РЕШЕНО

Директор школы назначил себя председателем комиссии по стимулирующим выплатам и единолично принимает решения. Правомерно ли это?

 Здравствуйте!В школе сложилась такая ситуация.Директор  назначил себя председателем комиссии по стимулирующим выплатам.Комиссия заседала чисто формально, он сам решал, какому учителю  сколько поставить баллов.Члены комиссии только расписались.Через какое-то время он принес новые оценочные листы, в которых увеличил количество баллов завучам.На вопрос, почему это сделано после заседания комиссии, директор ответил, что он так решил. На все вопросы членов комиссии он отвечает угрозами вплоть до расторжения трудового договора с неугодными учителями.Один член комиссии поделился с другими членами коллектива о том, что директор в обход комиссии добавил баллы завучам. После этого директор угрожает судом за нарушение конфиденциальности.Разве это секрет?Ведь коллектив должен знать, кому и за какие заслуги  ставят баллы.Помогите, пожалуйста, разобраться.Спасибо!

12 ответов

 Здравствуйте!

Могу сразу же вас успокоить по вопросу нарушение конфиденциальности. Это даже смешно, т.к. не является коммерческой тайной:

К сведениям, составляющим коммерческую тайну Общества, не относятся сведения, которые указаны в постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 "О перечне сведений,  которые не могут составлять коммерческую тайну" и определенные Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» 

 

НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ:

 - учредительные документы организации (решение о создании юридического лица, учредительный договор, устав);

       - документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

 - сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;

 - документы платежеспособности;

 - о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

 - о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

 - документы об уплате налогов и обязательных платежей;

 - о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

 - сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;

 - о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

 - об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

 - о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

 - о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

 Работодатель обязан представлять указанные сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива Общества.

 А в вашем случае есть проверяющие организации - Департамент об образовании, профсоюз, прокуратура, ГИТ. Я в вашей ситуации, сразу же, писала заявления в эти организации, но, рекомендую делать это коллективно, т.к. доказать, что "остальные члены комиссии только ставили подписи, которые необходимо директору" будет сложно, лучше, чтобы и члены комиссии это подтвердили. А иначе, все начинания против директора результата не дадут.

 Кроме того, запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда ст.132 ТК РФ.

А еще, оплата труда, система оплаты труда, система премирования должны быть указаны в трудовом договоре, в локальном нормативном акте, например, в Положение об оплате труда, Положение о премировании, ст.135 ТК РФ, работники с данными документами должны быть ознакомлены под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора ст.68 ТК РФ.

Кроме того, оплата труда это обязательное условие трудового договора ст.57 ТК РФ.

Если работодатель меняет обязательное условие трудового договора в период после того, как трудовой договор уже подписан, то сделать это он обязан правильно, как это установлено в законе. Есть два варианта.

Изменение определенных условий трудового договора (ст.57 ТК РФ) возможно, но работодатель должен действовать в соответствии с требованиями ТК РФ.

1.    Первый вариант:

ст.72 ТК РФ по соглашению сторон, когда вы пишите заявление на согласие работать в новых условиях, далее подписывается Допсоглашение ТД и издается приказ об изменении определенных условий ТД.

2.    Второй вариант:

Это когда изменение определенных условий ТД проводится по инициативе работодателя ст.74 ТК РФ

Но для этого должны быть причины, которые работодатель укажет в уведомление, которое выдаст работнику под роспись, при чем не позднее чем за два месяца до новых условий. 

И вот в этом случае работник либо даст согласие на такой перевод и изменение определенных условий ТД, либо не будет согласен. Работодатель, если работник не согласен, обязан предлагать ему другую работу - как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.

А закончится это все может и увольнением работника:

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.


В случае прекращения ТД по указанному пункту ст.77 ТК РФ работнику выплатят выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка ст.178 ТК РФ.

Обратитесь к работодателю с письменным заявлением, чтобы изменение определенных условий ТД он провел в соответствии с законом ст.72 или 74 ТК РФ. 

 Так, что если ваш работодатель в лице директора меняет определенные условий трудового договора, локального нормативного акта (Положения о премировании, об оплате труда), то он может это сделать только, соблюдая закон ст.72, 74 ТК РФ.

И со всеми документами и изменениями работники должны быть ознакомлены под роспись. А тем более оплата труда не является коммерческой тайной. 
 

Рекомендую, обращаться в инстанции, можете писать через Инет на сайты организаций, чтобы получить письменный официальный ответ, хотя ответ в этом случае в течение 30 дней, но рекомендую, действуйте коллективно, бороться с директорами школ сложно. Хотя, здесь на лицо нарушение трудового законодательства ст.57, 72, 74 ТК РФ, дискриминация в вопросах оплаты труда ст.132 ТК РФ.

 

 А то, что делает ваш директор, это называется психологическим давлением, простое запугивание, особенно, когда работник не знает, что такое коммерческая тайна, да и ТК РФ не очень хорошо знает.

 А, кроме того, приказы о назначении премии, если премия предусмотрена Положением (ЛНА), должны издаваться, тем более, в каких-то случаях премии могут быть выдана в меньшем размере, в каких-то вообще не выданы, и работник должен быть с этим ознакомлен, т.к. это его право быть не согласным и оспорить приказ.

 А еще, если у работодателя есть ЛНА - Положение об оплате труда, премировании, то в соответствии со ст.8 ТК РФ:

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_1.html#p200
 

А в вашем случае, директор меняет локальный нормативный акт, принимает единолично изменения, которые ухудшают положение работников, т.к. в прежнем ЛНА были другие условия, а тем более, это еще и затрагивает определенные (обязательные) условия трудового договора (ст.57 ТК РФ).

У вас получается с любой стороны нарушение трудовых прав работников.

Добрый день! Положение о премировании работников – это внутренний (локальный) акт Вашей школы. Обычно всегда председателем такой комиссии является директор школы. Однако, это должна быть именно КОМИССИЯ – то есть решения должны приниматься коллегиально и большинством голосов. По этой ссылке может посмотреть пример такой акта (обычно они стандартные) http://kosimowa-e.narod.ru/komissja.html Да, решения комиссии должны быть публичными и должны доводится до сведения коллектива. В случае несогласия можете обращаться с жалобами в департамент образования Ульяновской области. Для грамотного составления обращения, жалобы в разные инстанции Вам поможет Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Полный текст смотрите здесь Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12146661/#ixzz3PuQT9aY1 Всего доброго!
сайт Министерство образования Ульяновской области http://mo73.ru/