Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 34 383
№ 34 383
РЕШЕНО

Отцу не предоставляют отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Что делать?

Добрый день. Месяц назад предоставил работодателю пакет документов на отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, свидетельства детей, справку из собеса. Работодатель отказывает мне и требует трудовую жены заверенную нотариально на основании приказа Минздрав развития глава 6 п.п. ж ст. 54, правомерно ли это. Подскажите, что делать?

66 ответов

Здравствуйте!

Дело в том, что трудовую книжку жены вы обязаны предоставить среди прочих документов, которые подается на оформление отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (пособия по уходу за ребенком до полутора лет). А копию с оригинала уже может сделать и ваш работодатель. Либо, вы работодателя оригинал трудовой книжки вашей жены с копией, но тогда копия должна быть заверена нотариально.

Если ваша жена никогда и нигде не работала, т.е. у нее нет трудовой книжки, то нужно написать заявление об этом, что трудовой книжки нет, т.к. мать ребенка никогда и нигде не работала.

И кстати, в пункте 54 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н  "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" указано, что нужно предоставить выписку из трудовой книжки. 

Но, ваша жена не может такую выписку предоставить, если она сейчас не работает, вот в таких случаях и предоставляется трудовая книжка, и с нее делается копия.

Так, что требование трудовой книжки второго родителя это обязательное требование, установленное законом, без этого документа, потом ФСС не возместит работодателю выплаченное пособие работнику.

Так, что предоставьте весь пакет документов. И по данному вопросу, чтобы вам разъяснили, обратитесь в территориальный ФСС работодателя, который потом и будет возмещать работодателю это пособие.

Добрый день.

Спасибо за оперативные ответы, но я еще раз прочитал п.54 и не нашел где написано что я должен предоставить копию трудовой книжки жены, но там написано что если не работает то справки из собеса достаточно.

ж) справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка;

Что касается вас хотят сократить, так вот вас пока хотят сократить, хотеть, это не означает, уже начали процедуру сокращения численности или штата, это именно целая процедура, с уведомлением, с соблюдением сроков и т.п.:

https://taktaktak.ru/blog/posts/2014/05/popali-pod-sokrashhenie-znayte-kakie-u-v/  Попали под сокращение? Знайте, какие у вас есть права!

Важно, также знать категории работников, которых запрещено увольнять по данному основанию:

— беременную женщину;

— женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет;

— одинокую мать, воспитывающую ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет;

— другое лицо, воспитывающее ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери;

— родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет;

— единственного кормильца ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях;

— работника в возрасте до восемнадцати лет только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Вот, когда вам выдадут Уведомление, т.е. начнут нарушать закон, тогда вы начнете действовать, чтобы работодатель нарушение закона устранил и ответил за это, например, привлекали к адмответственности по п.5.27 КоАП РФ.

И возвращаюсь к вашему желанию оформить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет и соответственно пособие по уходу за ребенком до полутора лет, в ситуации, когда мать детей не работает.

Да, в законе сказано, что пособие по уходу за ребенком может оформить, либо мать, либо отец, даже родственники.

Но, дело в том, что ФСС отрицательно смотрит на ситуацию, когда мать ребенка не работает, а отец ребенка оформляет отпуск по уходу за ребенком и пособие по уходу за ребенком, в этом усматривают злоупотребление правом, чтобы получить пособие в большем размере.

Ведь фактически уход осуществлять именно мать, а отец ребенка продолжает работать, и ФСС отказывает в возмещение пособия работодателю, и даже через суд работодатель потом не может вернуть это пособие.

Так, что в таких ситуациях, нужно получить согласие ФСС на то, что пособие по уходу за ребенком до полутора лет будет получать, работающий отец, а мать ребенка при этом не работает.

Вот поэтому, работодатель и пытается затянуть предоставление вам отпуска по уходу за ребенком. 

Хотя, я бы в такой ситуации, просто сделала запросы в ФСС, чтобы было официальный ответ, будет ли они возмещать пособие в такой ситуации.

Я не собираюсь с вами спорить, вы читаете закон, как вам удобно, а это не допустимо. Я занимаюсь пособиями работникам 20 лет, а соответственно, указанным Приказом с 2009 года, в законе четко указано:

г) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по уходу за ребенком;

д) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100, - для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 39 настоящего Порядка, из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам;

е) выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке, - для лиц, указанных в подпункте "г" пункта 39 настоящего Порядка.

Когда гражданин не работает, то он предоставляет трудовую книжку, либо в соцзащиту, либо работодателю того родителя, на которого оформляют это пособия, и соответственно, соцзащита или работодатель делают копию с трудовой книжки. Не хотите предоставить трудовую книжку, чтобы с нее сделали копию, тогда предоставьте копию, заверенную нотариусом.

И трудовая книжка это обязательный документ, ФСС никогда не возместит пособие работодателю, а там, где пилотный проект (когда пособие напрямую выплачивается работнику), не назначит и не выплатит пособие.

Консультация вам дана, а ваше согласие или не согласие с ней это ваше право, но спорить с вами я не буду, вы закон прочитали, как вам удобно.

комментарий удален

Справка из соцзащиты доказывает, что пособие не оформлялась матери ребенку, как неработающей.

Трудовая книжка доказывает, что мать ребенка не работает в этот период, а значит, не оформляла пособие, как работающая.

Достаточно примеров, когда граждане занимались сокрытием данных, оформляли пособия в нескольких местах - соцзащита, работодатель, а причина была еще и в том, что должностные лица не все документы запрашивали, которые обязаны были запросить.

Установить, что в реализации пилотного проекта участвуют:

с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2019 г. - Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область.

Так, что ваш Приморский край входит в пилотный проекте.

А это, когда работодатель принимает у работника документы, делает расчеты по ним, а дальше сразу же передает в ФСС, ФСС напрямую уже выплачивает пособие работнику. Кроме того, в пилотном проекте заявление на пособие заполняется по установленной форме.

Так, что, либо вы предоставите полный пакет документов, либо ФСС никогда эти документы не примет у работодателя, и не назначит и не выплатит пособие.

Если заявление не изменилось, то оно заполнялось вот по такой форме, которое в приложении.

Заявление на выплату пособия образец заполнения.pdf

Давайте с вами еще вот с этой стороны рассмотрим.

Вы предоставите все документы работодателю, он их передает в ФСС, т.к. пилотный проект, ФСС дает согласие на пособие, не смотря на то, что мать ребенка не работает.

Вы не забывайте, что пособие по уходу за ребенком до полутора лет назначат с даты отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. А дата отпуска по уходу за ребенком до 3 лет будет текущая, например, 16.11.2017.

Работодатель никогда не предоставит отпуск "задним" числом, это не предусмотрено и запрещено законом.

Тем более, что за прошедший период начислялась заработная плата до предоставления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет.

Это я вам к тому, что с даты рождения ребенка до даты предоставления вам отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, пособие по уходу за ребенком до полутора лет придется оформить матери ребенка в соцзащите.

комментарий удален

Вы для начала весь пакет документов предоставьте.

А вот, когда все документы собраны, а вам отказывают в отпуске по уходу за ребенком и пособие по уходу за ребенком, то соответственно  - ГИТ и прокуратура, лучше одновременно.

Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней.

Кстати, если нужно неполное рабочее время, то для этого есть ст.93 ТК РФ. 

Работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет).

При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.

И еще, документы и заявление под подпись сдавайте, т.е. официальными способами, чтобы были доказательства.

Заявление (документы) вы подаете следующими способами (на выбор):

-  через секретариат, отдел кадров (персонала) организации, чтобы на втором экземпляре вам поставили входящий номер и отметку должностного лица о приеме данного заявления;

- заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения;

- через курьерскую службу;

- с почты (речь идет о почтовом отделение, главпочтамте) факсом или электронным письмом (если есть официальный электронный адрес).

Для вас самое лучшее, это курьерской службой, но тогда если не отправлять оригиналы, то значит, копии должны быть заверены нотариусом.

комментарий удален

20.11.2017 предоставите трудовую книжку жены, и уже отказать не должны.

И вы поняли, что Заявление на выплату пособия должно быть по форме ФСС, иначе, опять документы вернет уже ФСС.

Я вам указала, по пилотному проекту в вашем Приморском крае, заявление обязательно по форме ФСС.

Вообще, это безобразие то, что работодатель не выдал перечень документов, которые вы должны предоставить, чтобы оформить отпуск и пособие.

Обычно, где я работаю, я выдаю каждому работнику Перечень документов по конкретному пособию.

А вот такие работодатели просто издеваются над работниками. Но, в законе не указано, что работодатель обязан выдать Перечень документов, что работодатель обязан разъяснить закон, а если этого не сделает, то несет ответственность. Конечно, в ДИ должностного лица, который работает у работодателя это должно быть, но работодатель опять же действует в своих интересах.

комментарий удален

Это не обязательно, у нас тут и Банки, и Сбербанк, и другие очень крупные организации, и решаем проблемы их работником. Мне название работодателя не важно, важна ситуация, и как мы ее будем решать.

Бланк Заявления в ФСС, оформляйте сразу же, можете еще свои приложить, но, чтобы не было проблем опять, делайте правильно. Это совершенно точно, если у вас пилотный проект.

Заявление на пособия и отпуска в ФСС.pdf
комментарий удален

Виктория добрый день.

Уточните пожалуйста, когда идешь в отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет и подписан приказ, работодатель должен расчитать сотрудника в день ухода в отпуск и выплатить отпускные дни (ежегодный и дополнительный)?

Так как в отпуске по уходу за ребенком нельзя ходить в ежегодный и дополнительный отпуск согласно законодательства РФ.

Спасибо.

Где это вы такое прочитали, что должны быть выплачены отпускные за ежегодный отпуск перед отпуском по уходу за ребенком 3 лет? Это выдумка.

Отпуск очередной предоставляется в соответствии с графиком отпусков ст.123 ТК РФ за Рабочий год текущий, но есть категории, кто может использовать отпуск в удобное для них время:

http://taktaktak.ru/blog/posts/2014/05/otpusk-v-udobnoe-dlya-rabotnika-vremya/ Отпуск в удобное для работника время,— кому он положен?

И да, верно, пока вы находитесь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет даже, если в период отпуска работаете на условиях неполного рабочего времени, права на отпуск оплачиваемый не может быть, т.к. два отпуска одновременно запрещены законом, чтобы получить отпуск оплачиваемый, придется прервать отпуск по уходу за ребенком, а потом сново возобновлять, и снова собирать все документы на отпуск по уходу и пособие по уходу за ребенком.

Да, и выплата компенсации за отпуска неиспользованые возможна либо при увольнении ст.127 ТК РФ, либо в соответствии с требованиями ст.126 ТК РФ:

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Т.е. это не обязанность работодателя заменить часть отпуска оплачиваемого, которая превышает 28 калдней, денежной компенсацией, что означает, работодатель может и отказать в такой замене.

Так, что если не успели воспользоваться до отпуска по уходу за ребенком до 3 лет отпуском оплачиваемым, право у вас возникнет только после этого отпуска по уходу за ребенком, и опять же только в соответствии с графиком отпусков.

комментарий удален

Слушайте, а что вас не устраивает, пусть платят по ст.155 ТК РФ, главное, чтобы был приказ об этом, и чтобы копия заверенная надлежащим образом была у вас на руках.

А вообще, обращайтесь в ГИТ, прокуратуру, суд, если снова игнорируется тот факт, что вас запрещено увольнять по п.2 ст.81 ТК РФ, в суде и разберетесь, сокращена или нет, ваша должность.

И тогда, возникает вопрос, а зачем было оформлять отпуск по уходу за ребенком, сидели бы дома и получали бы по ст.155 ТК РФ, до тех пор, пока не возникла бы у работодателя законная причина, вашего увольнения по п.2 ст.81 ТК РФ.

комментарий удален

Вы должны понимать, что работник это экономически и подчиненная сторона, во взаимоотношениях с работодателем.

И работодатель будет действовать так, чтобы вы либо сами уволились по собственному желанию, либо будет воздействовать на вас психологически. За психологическое насилие наказания не предусмотрены, к сожалению.

У меня много консультируемых, которым приходится каждый день какие-то нападки отражать работодателя, но каждого я предупреждаю о том, что если и можно выдерживать это все, то как показывает опыт не более 1 года.

Вы уже сопротивляетесь, т.к. подавали в суд на работодателя, он суд проиграл, это для него пощечина и унижение, он будет дальше делать все, чтобы от вас избавиться. Либо продолжайте сопротивляться, либо ищите выход.

Один из вариантов - увольнения по соглашению сторон, но с допвыплатами.

комментарий удален

Как вариант, можно рассмотреть увольнение по соглашению сторон пункт 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 78 ТК РФ), но правильно оформите Соглашение.

В Соглашении о расторжении трудового договора должны быть четко прописаны все составные части выплат при увольнении, особенно, если работодатель обещает выплатить «отступные». Пусть работодатель назовет это не выходным пособием, как предусматривает ст. 178 ТК РФ, а, например, премия, материальная помощь, также пусть работодатель укажет в Соглашении размер этой выплаты и сделает пометку, что указанный размер — это размер выплаты до удержания с нее подоходного налога 13% или после.

Второй экземпляр Соглашения должен быть выдан вам на руки (ст. 67 ТК РФ).

расторжение ТД по соглашению сторон трудового договора с допвыплатами.doc

Выплаты работникам при увольнении по соглашению сторон

Нужно ответить на два вопроса:

1. Законны ли дополнительные выплаты при увольнении по п.1 ст.77 ТК РФ, кроме тех, которые предусмотрены ТК РФ?

2. Законно ли указать эти дополнительные выплаты именно в Соглашении о расторжении по соглашению сторон?

Ответ на этот вопрос интересует работодателей и работников, особенно в текущей ситуации кризиса, когда работодатели для экономии расходов, а также, для упрощения делопроизводства, подменяют увольнением по п.1 ст.77 ТК РФ увольнение по п.1, 2 ст.81 ТК РФ.

С  учетом последней судебной практики (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2016 по делу N33−4820/2016, Апелляционное определение  Московского городского суда от 18.06.2015 по делу N33−20726), работнику нужно точно знать, что  в  локальном нормативном акте работодателя об оплате труда, есть пункт о том, что при увольнении работника могут выплачиваться дополнительные суммы, эти суммы должны соответствовать системе оплаты труда, и не могут носить произвольный характер. Лучше исходить из аналогии с ТК РФ (ст. 178, 180 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ №922 от 24.12.2007 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы") — в размерах трех-пяти должностных окладов или средних ежемесячных заработных плат.

Верховный Суд РФ в определении от 10.08.2015 N 36-КГ15-5 указал, что трудовым законодательством не предусмотрено право сторон определять условия о выплате выходного пособия при заключении Cоглашения о расторжении трудового договора.  Вывод:  Выплата выходного пособия не может быть предусмотрена соглашением о расторжении трудового договора.

 И это основано на том, что Соглашение о расторжении трудового договора дополнительным соглашением к трудовому договору не является и регулировать правоотношения между работником и работодателем, возникшие из трудового договора, не может, так как заключено непосредственно в целях прекращения трудовых правоотношений и регулирует вопросы, связанные непосредственно с таким прекращением.

Тем не менее, многие суды общей юрисдикции по-прежнему исходят из тезиса о том, что соглашение о расторжении трудового договора является неотъемлемой частью самого трудового договора и, как следствие, таким соглашением может регулироваться в том числе и вопрос о выплате работнику выходного пособия (см., например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2016 N 33-3588/2016, определение Ростовского областного суда от 14.04.2016 N 33-6225/2016, определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 03.12.2015 N 33-21488/2015).

А поэтому, чтобы договариваться с работодателем о выплате дополнительных сумм при увольнении по соглашению сторон, рекомендую:

  1. Узнать, а предусмотрены ли дополнительные выплаты при увольнении в локально нормативном акте работодателя, трудовом договоре или коллективном договоре;
  2. А дальше, до заключения Соглашения о расторжении трудового договора подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, где предусмотреть возможность дополнительных выплат при увольнении;
  3. И только после этого подписывать Соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон. И считаю, что и эти условия можно продублировать и в этом Соглашение.

Можно ли исключить из этой схемы пункт с подписанием дополнительного соглашения к трудовому договору, то, как показывает практика, что в большинстве случаев так и происходит, но нужно помнить про риски, и в этом случае, тогда нужно точно знать, что в ЛНА работодателя или коллективном договоре такие выплаты предусмотрены.

Я в данной ситуации могу только советовать, реагировать в письменном виде на каждый выпад работодателя - заявление, указывая на нарушения ТК РФ.

Обращаться в инстанции, включая суд.

Но, не вижу в этом смысла, а даю только консультацию, я объясняю закон, могу дать совет, но я не могу заставить работодателя исполнять закон или решение суда, если он действует, как самодур.

Поэтому, продолжать здесь на сайте переписку не вижу смысла, т.к. это все-таки не чат, и я не веду ваше дело.

Про неполное рабочее время я вам уже объясняла, нельзя сократить рабочее время на минуты, только на часы, если ваш рабочий день 8 часов, то неполное рабочее время это 7, 6 и т.п. часов в день (рабочую смену).

По заявлению женщины или лиц, имеющих право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ст.256 ТК РФ).

Какой продолжительности должно быть неполное рабочее время?

Примечание: Пунктом 8 Положения, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 №111/8-51 рекомендовалось несколько вариантов установления режима неполного рабочего времени для женщин, имеющих детей. Что же касается нормы п. 8 Положения №111/8-51 (носило рекомендательный характер), то в силу ст.423 ТК РФ данный нормативный акт применялся лишь в части, не противоречащей ТК РФ.  Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2016 г. №848 этот документ больше не действует.

Рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ), следует считать неполным рабочим временем. Такое пояснение дано в письме Роструда от  8 июня 2007 г. № 1619-6.  При этом, Трудовой кодекс не устанавливает пределы сокращения рабочего времени, не дает определения неполного рабочего времени, предусматривая лишь то, что оно может устанавливаться в виде неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели. Конкретного ответа, насколько можно уменьшить продолжительность рабочего дня (смены), нет.

Пособие по уходу за ребенком, работающим, выплачивается за счет средств ФСС. В судах неоднократно рассматриваются споры между организациями и региональными отделениями ФСС России по вопросу правомерности выплаты работнику страхового обеспечения в виде пособия по уходу за ребенком, в случаях, когда работнику устанавливается неполное рабочее время при незначительном сокращении продолжительности рабочего времени.

Страховщики считают такое сокращение продолжительности рабочего времени злоупотреблением правом, с целью формального соблюдения условия для сохранения права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком дополнительно к полному заработку.

Судебная практика, однако, складывается таким образом, что суды все чаще встают на сторону работодателя.

Так, ФАС Уральского округа принял такое решение в условиях сокращения ежедневной продолжительности работы на 12 минут (постановление от 10.12.2008 №Ф09-9217/08-С2), а ВАС РФ не усмотрел нарушения в сохранении за работником права на получение пособия при сокращении продолжительности лишь одного дня в неделю на 1 час (определение от 11.04.2013 №ВАС-4041/13), ФАС Северо-Западного округа признал законным режим рабочего времени, при котором продолжительность была сокращена всего на 1% (определение от 28 ноября 2016 г. №Ф07-10823/2016).

Тем не менее, некоторые региональные отделения ФСС России по-прежнему игнорируют сложившийся в судебной практике подход к решению данного вопроса. Точка в этом вопросе не поставлена.

В ФСС России исходит из того, что мама большую часть времени занята уходом за ребенком, а в свободное время подрабатывает. Поэтому сокращение рабочего времени на 12 минут в день (1 час в неделю) они посчитают фиктивным и откажутся возмещать пособие. На днях суди чиновников поддержали (постановление ФАС Уральского округа от 14 августа 2017 г. № А50П-505/2016, Ф09-2710/17).

Чтобы сохранить пособие по уходу за ребенком при выходе на работу, формального снижения продолжительности рабочего времени недостаточно

Определение Верховного Суда России от 18 июля 2017 г. N 307-КГ17-1728

До Верховного Суда РФ дошел спор между организацией и региональным отделением ФСС России по вопросу правомерности отказа Фонда в принятии к зачету расходов страхователя на выплату работнику страхового обеспечения в виде пособия по уходу за ребенком.

Претензии со стороны ФСС России вызвал тот факт, что работнику в период отпуска по уходу за ребенком на основании ст. 256 ТК РФ была предоставлена работа на условиях неполного рабочего времени с сохранением соответствующего пособия, хотя продолжительность рабочего времени работника была сокращена менее чем на пять минут в день.
 

Арбитражные суды не усмотрели в этом каких-либо оснований для признания выплаты пособия произведенной с нарушением, указав, что даже при таком снижении продолжительности рабочего времени работник считается работающим на условиях неполного рабочего времени, а значит, установленные статьей 256 ТК РФ условия для сохранения за ним права на пособие выполнены.

А вот Верховный Суд РФ занял иную позицию. Судьи пришли к выводу о том, что сокращение рабочего времени менее чем на 5 минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В рассматриваемой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении обществом правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда. В связи с этим суд признал отказ ФСС России в принятии к зачету соответствующих расходов работодателя правомерным.

Неполный рабочий день какой продолжительности позволит сохранить пособие?

Информация Удмуртского регионального отделения ФСС от 27 октября 2017 г.

Статья 256 ТК РФ предоставляет право во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничений в части того, сколько именно часов в неделю можно работать, не теряя права на пособие. Сам по себе термин "неполное рабочее время" включает в себя любой режим работы, при котором продолжительность рабочего времени меньше нормальной для соответствующей категории работников (см. ст. 1 Конвенции МОТ N 175). В связи с этим ранее в судебной практике встречались примеры признания правомерным выплаты работнику пособия и при незначительном сокращении продолжительности рабочего времени. Так, например, ФАС Уральского округа принял такое решение в условиях сокращения ежедневной продолжительности работы на 12 минут (постановление от 10.12.2008 N Ф09-9217/08-С2), а ВАС РФ не усмотрел нарушения в сохранении за работником права на получение пособия при сокращении продолжительности лишь одного рабочего дня в неделю на 1 час (определение от 11.04.2013 N ВАС-4041/13).

Ситуация изменилась после того, как Верховный Суд РФ определением от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 признал не основанной на законе выплату работнику пособия в ситуации, когда он продолжал трудиться с сокращением ежедневной продолжительности работы на 5 минут. Суд указал, что такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В приведенной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Это свидетельствует о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС России.

Однако при таком подходе остается открытым вопрос: при какой максимальной продолжительности рабочего дня выплата пособия не будет считаться злоупотреблением правом? Ответить на него попытались специалисты Удмуртского регионального отделения Фонда. По их мнению, неполное рабочее время работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, не может превышать 60% нормальной продолжительности рабочего времени работника (например, 60% составит 5 часов при 8-часовом рабочем дне либо три дня в неделю при предоставлении неполной рабочей недели). Однако, на чем основан данный вывод, осталось неясным.

Ориентироваться нужно на ВС РФ, нельзя злоупотреблять своим правом, это незаконно, неполное рабочее время это уменьшение рабочего дня (смены) на часы.

Я не соглашусь в ФСС, что специалисты считают, что при 8 часовом рабочем дне неполное рабочее время равно 5 часам, это тоже некорректно, все-таки, неполное рабочее время это уменьшения именно на часы, но если 8 часовой рабочий день, то неполное рабочее время это уже 7 часов в день и т.д.

Так, что если вы уменьшили рабочий день на 95%, то это некорректно, неверно, и я вам об этом писала, ваш работодатель прав, требуя от вас уменьшение рабочего времени на часы, но ваше право уменьшить на час.

И то, что вы терпети уже 2,5 года, это ваш выбор, это ваше решение, но вряд ли работодатель остановится. Я вам уже сказала, консультацию я вам дала, дальше вы уже сами проводите работу с работодателем, как это делать тоже объяснила, когда игнорирует работодатель полностью и нарушает ТК РФ, то ГИТ, прокуратура и суд, и лучше одновременно, больше, вам ничем не помогу.

комментарий удален

Слушайте, вы точно не поняли, что не может быть 38 часовой недели при неполном рабочем времени, она может быть только 35 часов в неделю, на 1 час меньше каждый рабочий день, это, во-прервых.

Во-вторых, вы оформили отпуск по уходу за ребенком, плюс работа на условиях неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком.

Вам работу эту не могут предоставить, т.к. должности вашей, нет, поэтому это должно быть оформлено:

1. Либо простоем ст.72.2, 157 ТК РФ;

2. Либо оплачиваться по ст.155 ТК РФ.

Законом как раз и разрешено, что пособие по уходу за ребенком до полутора лет за работником сохраняется при условии работы его на условиях неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком, т.е. выплачивается и зп, и пособие по уходу за ребенком, одновременно, это законно - ст.256 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н  "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Вообще, я считаю, что, если должность отсутствует (сокращена, упразднена, ликвидирована, оптимизирована и т.п., но по факту исключена из ШР), то это не простой, а именно оплата в соответствии со ст.155 ТК РФ.

комментарий удален

Это можно сделать, например, через сайт через Платные услуги, но сначала опишите, что за документы нужно будет изучать, что у вас за ситуация, вроде бы по вашей ситуации все прояснили. Можно найти и через соцсети меня, кому, как удобнее.

комментарий удален
комментарий удален

Я вам выше объясняла, что уменьшить рабочий день на 30 минут злоупотребление правом, уменьшать рабочий день нужно хотя бы на 1 час, при 8 часовом рабочем дне и 5 дней в неделю, это 7 часов в день и 35 часов в неделю.

И ваш работодатель прав, таких Решений ВС РФ было уже несколько, нельзя уменьшить рабочий день (смену) на минуты, например, 5 или 20, или 30, уменьшайте на 1 час.

А приостановить процедуру сокращение численности или штата это право работодателя, кроме того, ГИТ и специалисты Минтруда рекомендуют, что если под сокращение попадал должность "льготника", которого нельзя уволить по п.2 ст.81 ТК РФ, то эту процедуру отменить, приостановить. Если ваш работодатель сделал именно это, то это законно.

А чтобы выйти не работу в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет на условиях неполного рабочего времени, уменьшайте рабочий день на 1 час, либо устанавливайте неполную рабочую неделю, например, из 5 рабочих дней в неделю работайте 4 или 3 дня.

Работодатель может уменьшить должностные обязанности, понизить зарплату, перевести на другую должность без согласия сотрудника, в отпуске по уходу за ребенком в режиме неполного рабочего времени.

Давайте не сваливать все в одну кучу, это все разные процедуры и разные ситуации, и если это уже началось хождение о том, какой работодатель злодей, как он незаконно действует, то я не буду это обсуждать.

Я последний раз вам объяснила, по вашей ситуации, уменьшайте рабочий день на 1 час, если будете работать 5 дневную рабочую неделю, чтобы рабочий день был 7 часов.

Работодатель приостановил процедуру увольнения сокращения численности или штата, не исключил из ШР вашу должность, он молодец, он сделал то, что нужно было сделать.

А перевод на другую должность без согласия работника запрещен ст.74 ТК РФ, только с согласия работника ст.72.1 ТК РФ.

Без согласия работника возможен только временный перевод на срок до 1 месяца и это в случае ЧП, но у вас там ведь не горит, наводнения, землятрясения и т.п. нет, либо в случае простоя, если просто опять же из-за случаев ЧП ст.72.2 ТК РФ.

А сейчас я вижу, что это вы упорствуете и хотите идти в разрез с законом, требуя, чтобы вам снизили рабочий день так, чтобы это шло в разрез с тем, какие разъяснения дают в Минтруде, ВС РФ, ФСС РФ.

комментарий удален
комментарий удален

Когда вы уменьшите рабочий день на 1 час и он будет равен 7 часам, а работодатель будет препятствовать тому, чтобы вы работали неполное рабочее время в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, вот в этом случае, обращайтесь.

И еще, допсоглашение к ТД это основной документ в оформление трудовых отношений, второй экземпляр должен быть на руках. А вот приказ, это тот документ, который оформляется только после того, как  будет подписано допсоглашение к ТД, т.е. приказ оформляется на основании допсоглашения к ТД, а не иначе.

Приказ это распорядительный документ, который скажем так, завершает сделку между Работодателем и Работником, но самым главным, важным и основным всегда будет ТД (допсоглашение к ТД).

Другое дело, чтобы подписать допсоглашение к ТД нужно его изучить, и понять, что хотят, чтобы вы подписали.

комментарий удален

Я вам говорила, что я могу изучить ваше допсоглашение к ТД, которое вам выслали, только рекомендую на руках иметь оригиналы, а еще, повторяю, пока вы не уменьшите рабочий день на 1 час, смысла смотреть этот документ, не вижу.

1. Работодатель обязан вам предоставить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет ст.256 ТК РФ. Он это исполнил;

2. Работодатель обязан предоставить вам в этот период работу на условиях неполного рабочего времени, но при этом, работодатель имеет право исходить из особенностей условий работы организации, производства, читайте изменения в ст.93 ТК РФ.

И что работодатель имеет права требовать, чтобы неполное рабочий день (смена), которую вы выбрали, как вид неполного рабочего времени, был уменьшен на час (ы), а не минуты, т.к. это является злоупотреблением право исходя из ответов Минтруда, ФСС, ВС РФ.

Если вы не согласны с этим, тогда вам придется обратиться в суд и тоже дойти до ВС РФ, и там посмотрите, вдруг в вашем случае, ВС РФ примет другое решение и будет законным уменьшение рабочего дня (смены) на 30 минут.

До тех пор пока вы не придется к соглашению с Работодателем о том, каким должно быть неполное рабочее время, работодатель законно тянет время, чтобы вам такую работу предоставить, и вы находитесь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

Если работодатель приостановил или отменил процедуру сокращение численности или штата может быть подтверждено тем, что работник не был уволен в тот срок, который у него указан в Уведомление. Каких-то других Уведомлений законом не предусмотрено.

В вашей ситуации, когда вы были незаконно уволены, восстановлены на работе, вы можете запросить выписку из ШР, ответ работодателя и будет тем документом, есть ли на текущий момент в ШР ваша должность или нет.

И кстати, если вам этого мало, и выхотите, чтобы ШР проверила ГИТ, прокуратура или даже суд, то скажу следующее, для ГИТ, прокуратуры, суда, я как представитель работодателя нарисую ШР так, как это нужно будет на текущий момент. Это я вам к тому, верить или не верить.

Вам выдали ответ, что ваша должность в ШР сохранена, и другого ответа работодатель на любом другом уровне  вряд ли предоставит, а поэтому лучше примите этот ответ, главное, сохраните письменный ответ на руках.

комментарий удален

Слушайте, я слишком много уделила времени вашей проблеме, то что вы упорствуете  и придумали то, как это должно быть, и не хотите согласиться с тем, что вы это не имеете право требовать, это ваша проблема.

Я вам уже все объяснила достаточно подробно.

И при чем здесь ст.155 ТК РФ, если ваша должность не сокращена, если работодатель вам выдал выписку из ШР о том, то ваша должность не сокращена, процедура сокращения численности или штата приостановлена, что является правом работодателя и это совершенно законно.

Теперь вы должны исполнять свои ДИ и получать зп, установленную вашим ТД, системой оплаты труда.

комментарий удален
комментарий удален
комментарий удален

Слушайте, это проблема работодателя, пусть платит, то, что установлено ТД, системой оплаты труда.

Либо можете потребовать, чтобы вам предоставили ДИ (должностную инструкцию), с которой вы были ознакомлены под роспись по вашей должности.

И укажите, что изменить ДИ могли только в соответствии со ст.74 ТК РФ.

комментарий удален

Слушайте, документы давайте через Платный сервис.

И еще, мне не надо, что вы придумали, мне нужен документ Работодателя и в полном объеме, т.е. отсканированный, мне какие-то вырезки или выдержки из этого документа не нужны.

Допсоглашение к ТД это где-то вот такой документ.

соглашение к трудовому договору.Доп.doc

Пример по вашей ситуации - неполное рабочее время.

Только ваша ситуация это отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, вы находитесь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и работаете на условиях неполного рабочего времени.

соглашение к трудовому договору 4 ч 2013.Доп.doc

И еще через платный ресурс доступ к теме будете иметь только, вы, я и модератор, который публикует тему, т.е. другие граждане не увидят этот документ, и вообще, то, что будет в этой теме публиковаться, а мне как эксперту, вообще все равно, кто у вас работодатель, и тем более ваши персональные данные, я смотрю документ и работаю с ситуацией.

комментарий удален
комментарий удален

Смотрите, мне прислали вашу проблему, чтобы я ее оценила, буду я ли ей заниматься. 

Я оказалась, потому, что вы нагородили в ней весь тот огород, который уже разбирали, и который даже разбирать больше не стоит, но, видимо, то, что вам было объяснено, вы не принимаете и не хотите слышать. Вы себе, что-то придумали и решили, что это должно быть именно так, но это не должно быть именно так.

И еще, я сказала, что изучу ваши документы, но изучать документы коллег я не буду,  и не буду их даже сравнивать, т.к., во-первых, я не знаю ситуаций этих коллег, а с ваших слов я не приму, во-вторых, я разбираю только вашу проблему, а не проблемы всех коллег, и то, что делает работодатель в отношение всех работников.

И я вам последний раз объясняю очень кратко вашу ситуацию, и больше к вашей проблеме возвращаться и заниматься я не буду.

1. Вас работодатель уволил, что было незаконно, и вас восстановил суд;

2. Работодатель приостановил процедуру сокращения численности или штата, оставив вашу должность в штатном расписании, что правильно, что законно и это полностью право работодателя;

3. Дальше работодатель объявляет вам простой, что законно, и кстати, ели процедура приостановлена и ваша должность оставлена в ШР это правильный ход со стороны работодателя именно простой.

Статья 155 ТК РФ была бы законна, если бы ваша должность была исключена из ШР, но ее не исключили, ее оставили или вернули, неважно, и вам законно объявили простой;

4. Дальше вы подаете документы на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, который вам работодатель предоставляет.

Период отпуска не оплачивается, и приказ о простое уже не применяется, его даже не надо отменять, т.е. если вы присутствуете на рабочем месте, а при этом находитесь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, то вам никто ничего платить не будет, этот период неоплачиваемый, и это ваша личная проблема и инициатива - находиться на рабочем месте в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;

5. Дальше вы подали сразу же документы на работу на условиях неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, что работодатель обязан исполнить.

И я вам сразу же указала на то, что означает  - неполное рабочее время, это уменьшение рабочего дня на часы, если вы будете устанавливать неполный рабочий день (смену). 

Вы же требовали от работодателя уменьшить рабочий день на минуты, работодатель вам указал, что вы не можете требовать такого уменьшения рабочего дня, ВС РФ уже дважды закрыл эту "лавочку" под названием злоупотребление правом и создание искусственной ситуации, когда фактически уход за ребенком осуществляет другое лицо, и кстати, районные суда после решений ВС РФ тоже решения выносят соответствующие.

И так, хотите работать неполное рабочее время в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, сокращайте рабочий день хотя бы на 1 час.

А пока, вы находитесь в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, то этот период вам не оплачивается.

6. Что я могла сделать в этой ситуации - изучить документы работодателя, присланные вам на неполное рабочее время - допсоглашение к ТД, приказ.

Сравнивать ваши документы с документами работников других даже не вижу смысла, т.к. я не знаю их ситуации, то, что вы мне расскажите, это будет с ваших слов, что меня не устраивает вообще, все ситуации разные, хотя работникам часто кажется, что у все всё одно и тоже.

Работодатель больше месяца меня вводит в заблуждение и не дает выйти на неполный рабочий день на 35 часовую неделю не разъясняет а настаивает на графике 20 часов в неделю.

Пока не подписано соглашение о неполном рабочем дне, я не могу выйти на работу, а работодатель будет затягивать этот процессэто законно?

комментарий удален

Добрый день. Помогите пожалуйста, почему вы мне не отвечаете?

Нахожусь на работе, мне не дают документов допсоглашение и приказ, на выход на неполное рабочее время, ни чего не разъясняют. Передал работодателю заявления о предоставили документов, сижу жду, работодатель молчит, заявления под входящий принял.

Подскажите с какого момента сотрудник считается, приступившим к работе и сколько нужно сидеть?  

Наймите себе юриста, который будет заниматься вашим делом плотно, отвечая на все ваши вопросы.

А если работодатель нарушает ст.93, 256 ТК РФ не предоставляет вам возможность работать в период отпуска по уходу за ребенком, то подавайте жалобы в ГИТ, прокуратуру (одновременно).

Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней.

Только не надо писать в эти инстанции, как вы все сваливаете в одну кучу, как вы излагали сюда свою проблему, и в платный раздел, тогда эти инстанции дадут вам отписку и заниматься вашей проблемой не будут.

У вас сейчас проблема именно в том, что работодатель лишает вас права трудиться в период отпуска по уходу за ребенком, это прямое нарушение ст.93, 256 ТК РФ. 

При чем, вы уменьшили рабочий день на 1 час, т.е. рабочий день 7 часов, рабочая неделя 35 дней, как это рекомендуется в разъяснениях Минтруда и ВС РФ, т.е. вы не злоупотребляете своим правом.

И тем более не надо в жалобе в ГИТ и прокуратуру сравнивать свою ситуцию с тем, что работодатель предоставляет другим вашим коллегам, этим тоже заниматься не будут.

https://taktaktak.ru/blog/posts/2014/01/instruktsiya-po-sostavleniyu-zayavleniya/    О форме заявления в любые инстанции

Дальше я не буду работать с вашей ситуацией, вы не слушаете, не слышите, и не хотите услышать, то, что вам объясняется.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое