Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 35 026
№ 35 026
РЕШЕНО

Депортация гражданина Белоруссии, отбывающего срок до 2022 г. по п. «а» ч.2 ст.131, п.«а» Ч.2 ст.132, п. «а» ч.2 ст.127, ч.1 ст.222 УК РФ

Мой сын отбывает срок в ИК в Пермском крае. В настоящее время в Минюст РФ соответствующими службами ИК поданы документы на его депортацию в Беларусь по окончании отбытия срока наказания или УДО.

Мой сын родился в Москве, имеет собственную квартиру в Москве, в студенческие годы поменял гражданство по условиям обучения. В Москву вернулся в 2002г как гражданин Беларуси и пытался восстановить гражданство России - не получилось. В Москве у него есть 8-ми летний сын, мой внук, который прописан постоянно в его квартире. Его сын в настоящее время проживает со своей матерью в квартире её нового мужа.

Мама моего сына умерла в Москве, когда ему было 13 лет. Я как его отец, нахожусь в преклонном возрасте и имею ряд серьёзных болезней. Мне нужна его помощь сейчас и потом после его освобождения.

Вопрос: как избежать депортации моего сына, каковы его действия и мои? Никаких действий не принималось, т.к. о депортации стало известно на прошлой неделе.

1 ответ

Здравствуйте!
вашему сыну следует начать процедуру обжалования решения мин. юст о нежелательности пребывания иностранного гражданина.

Следующая правовая позиция может быть полезна при составлении жалобы:
В соответствии с ч. 3 ст.25.10 ФЗ от 15.08.1996 № 114 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданинав случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина  создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии со ст. 26 ФЗ от 15.08.1996 № 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»: въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешён в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства: имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ и за её пределами. 

Частью 3 ст.  62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такого рода ограничения должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам и не являться чрезмерными. В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он, имея целью воспрепятствовать злоупотреблению правом, должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целям меры. 

В этой связи существует позиция Конституционного суда РФ от 12.05.2006 № 155 «По жалобе гражданина Украины на нарушение его конституционных прав п. 2 ст. 11 ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека п. 13 ст.7 и п. 13 ст. 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», согласно которой: в Российской Федерациииностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Правоприменительными органами и судами, исходя из гуманитарных соображений - учитывается семейное положение иностранногогражданина или лица без гражданства и иные исключительные, заслуживающие внимание обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимым депортация данного лица из РФ, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории РФ.

Конституция РФ гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в РФ их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 12.05.2006 № 155-О, в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Нормой ст. 8 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 каждый имеет право на уважение его личной,семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. 

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. 

В силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. 

В правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 02.03.2006 № 55-О по жалобе гражданина Г.Т.К. на нарушение его конституционных прав п. 7 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, и соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закреплённым целям, а также отвечать характеру совершённого деяния. 

Согласно ст. 15 Конституции РФ и ст. 3 Закона № 115-ФЗ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, а правовое положение иностранных граждан в РФ, наряду с законами РФ, определяются и международными договорами РФ. 

Конституционный суд РФ в определении № 55-о от 02.03.2006, сославшись на судебные акты Европейского Суда по правам человека указал, что исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания)иностранных граждан в РФ и соответственно конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закреплённым целям (ст. 55 ч. 3 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершённого деяния. 

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальный) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.06.2013 N 902-О, Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантируетиностранным гражданам право въезжать в определённую страну или проживать на её территории и не быть высланными и что лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Правовой позицией Конституционного Суда РФ предусмотрено, что при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.

Таким образом, суд  будет учитывает указанные выше обстоятельства, а также нормы национального и международного законодательства, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, считает необходимым признать оспариваемые решения незаконными, нарушающими права и законные интересы административного истца и подлежащими отмене. 

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое