Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 36 179
№ 36 179
РЕШЕНО

Как добиться перерасчета выплат по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком?

В 2016 году ушла в декрет, расчетный период взяли 2014-2015г. В 2018 году тоже пошла в декрет, расчетный период 2016-2017г. В обоих случаях находилась в отпуске по уходу за ребенком и трудилась на условиях не полного рабочего дня. В первом отпуске по 4 часа в день (20) часов в неделю, во втором случае 3 часа в день(15 часов в неделю. При расчете пособий  дни по уходу за ребенком и работы на не полный рабочий день из расчета не исключили, хотя по закону должны были. Региональное фсс ответили, что нет такого закона  по которому дни исключаются. Федеральное фсс сказали, что расчеты делал работодатель  либо фсс по данным работодателя. Я точно знаю, что сначала расчет был произведен правильно потом после проверки на предприятии фсс сказали, что мне неправильно сделали расчет и часть пособия я вернула обратно. Я спросила  у работодателя  акты проверок или рекомендации для перерасчета от фсс, бухгалтер ответил, что ничего не было, и исправляла она справки "в ручном режиме" а не как рассчитывает программа (к слову лицензионная) по устному запросу фсс. Две недели назад мне перечислили пособие по БиР за декрет, я попросила бухгалтера предоставить справку по которой производился расчет и в ней для расчета взяты 496 дней вместо 121 (в июне я просила сделать предварительный расчет, для случая замены лет для расчета) и в июньской справке был 121 расчетный день, теперь 496 и пометка, что я официально вышла из отпуска по уходу за ребенком, чего я не делала. Понимаю, что теперь в суд должна подавать на работодателя, так как все данные подавал он, а бухгалтер получается сама себя подставляла. Вчера написала заявление работодателю (со всеми ссылками на закон) о перерасчете всех декретных и пособия, чтобы он предоставил достоверные данные в фсс. Фсс запросил это заявление и письмо от федерального фсс, которое находится у меня, письмо предоставить я отказалась, дала его прочитать только своему бухгалтеру, в нем и написано, что все данные давал работодатель и фсс  в том что с меня удерживали часть пособий не виновато. Я то хочу чтобы мне либо  пересчитали пособие либо, чтобы фсс дало ответ  на мое заявление, которое я подала через работодателя, для того, чтобы дальше идти в суд на фсс. И вчера они работодателю сказали, что в законе есть лазейки, и они могут пересчитать пособие, но есть вероятность, что через три года, когда будет проверка они могут его удержать, и хотят еще проверить, какая мне начислялась заработная плата, так как по закону я могу получать только 60%, а остальное возмещает фсс в виде пособия по уходу за ребенком в размере 40% от заработка , если больше получала могут удержать оставшуюся часть пособия, не могу найти в каком законе это прописано, или они это от себя говорят. Сумма которую хочу получить при перерасчете почти 350 т.р. за два декрета и одно пособие по уходу, упускать такой шанс не хочется, да и нервов столько уже потратила. Хочется совета, как действовать дальше. работаю экономистом на предприятии, начальник в курсе всех дел, вот только не пойму, бухгалтер на одной стороне с фсс или как?

22 ответа

Здравствуйте!

Для расчета пособий по материнству берут зп за 2 года к году события ст.14 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). 

У вас первое событие в 2016 году, для расчета взяли зп 2014 и 2015 года.

Второе событие у вас в 2018 году, для расчета 2016 и 2017 года.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период два года к году события, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды п.3.1 ст.14 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

По факту, если вы работали в 2016 и 2017 годах на условиях неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, то взяли зп за 2016 и 2017 года, но разделили ее на "ноль" календарных дней, т.к. 2016 и 2017 года это  исключаемые календарные дни, т.е. ваше пособие по уходу за ребенком до полутора лет должно быть выплачено в минимальном размере.

Хотя, вы могли - если работница в течение двух лет, которые входят в расчет, была в отпуске по беременности и родам и\или в отпуске по уходу за ребенком, один или оба года расчетного периода можно заменить на предшествующие. При условии, что это приведет к увеличению размера пособия. И не важно, что на расчетный период приходится только часть указанных отпусков.

И ФСС в своем письме от 30.11.2015 № 02−09−11/15−23247 разъяснил:

Исключением является случай, когда в годах, предшествующих расчетному периоду, работник также был в отпуске по беременности и рода и\или отпуске по уходу за ребенком, назовем это, из «декрета в декрет». В таком случае замена может быть произведена на годы, непосредственно предшествующие году наступления первого страхового случая.

Т.е. вы могли использовать 2014 и 2015 года перед первым страховым случаем.

И конечно, устной формы в делопроизводстве не бывает, то, что сказали в ФСС территориальном вы не докажите, если у вас на руках нет письменного ответа из ФСС.

Что касается программ это всего лишь программа, любой специалист должен проверять, что ему начислила или выдала программа.

И я так поняла, чтобы работодателю что-то ФСС возместил, они оформили для ФСС и для вас, как будто вы полностью вышли из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, т.е. когда вы прервали отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, то у вас появляются календарные дни, на которые можно разделить заработок за 2 года к году события. Только этот заработок на условиях неполного рабочего времени, что уже для вас невыгодно, т.к. делят его уже на большее количество календарных дней.

Алтайский край входит в пилотный проект, т.е. работодателю вы предоставляете документы, он по ним делает расчеты и передает в ФСС, ФСС напрямую на основании документов, делает вам перечисления пособий.

Хотите подавать в суд, т.к. у вас пилотный проект, делайте два Ответчика - Работодатель, ФСС.

Алгоритм действий по пилотному проекту по выплате пособий по б.doc

 И конечно, любые Письма не являются законодательным актом. Это экспертное мнение.

Ваш случай напрямую не указан в ФЗ РФ №255-ФЗ. 

Ясно только то, что в два года к году события 2016 и 2017 вы работали на условиях неполного рабочего времени, это, во-первых.

Во-вторых, эти два года состоят полностью из исключаемых периодов  - отпуск по БиР и отпуск по уходу за ребенком.

Т.е. заработную плату сумму определить можно, но вот, разделить эту сумму на ноль календарных дней, ведет к тому, что пособия будут равны нулю, но т.к. пособия не могут быть равны нулю, и законом они гарантированы, то они будут выплачены в минимальном размере.

Вот вам для примера ответ на похожий вопрос ФСС РФ.

Письмо Фонда социального страхования РФ от 25 октября 2013 г. № 15-03-09/12-2985П О порядке определения среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам

18 ноября 2013

Вопрос: Работница нашей организации в сентябре 2013 года принесла листок нетрудоспособности и заявление на отпуск по беременности и родам. Необходимо выплатить ей пособие по беременности и родам. Весь период 2011-2012 годов работница находилась сначала в декрете, а затем в отпуске по уходу за ребенком. Поэтому количество календарных дней, исключаемых из расчетного периода, составляет 731 день. В то же время в период отпуска по уходу за ребенком сотрудница работала в компании на условиях неполного рабочего времени и получала зарплату, на которую начислялись взносы в ФСС РФ. Заявление о замене лет в расчетном периоде сотрудница в организацию не подавала.

Как компании рассчитать средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам, если количество дней в расчетном периоде, на которое надо разделить заработок за расчетный период, равно нулю (365 дн. + 366 дн. - 731 дн.)?

Ответ: Департамент страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее из Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу исчисления пособия по беременности и родам и сообщает.

В соответствии с частью 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся, в том числе на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком.

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Согласно статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению застрахованного лица предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком застрахованные лица могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Таким образом, при определении среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам из расчетного периода исключаются календарные дни, приходящиеся на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, а суммы заработка, начисленные в этом периоде за работу на условиях неполного рабочего времени, на которые начислялись страховые взносы в Фонд в соответствии с Законом № 212-ФЗ, включаются в средний заработок застрахованного лица.

Из обращения следует, что расчетный период для исчисления пособия по беременности и родам сотруднице организации полностью состоит из исключаемых периодов. Поскольку, в данном случае, произвести расчет среднего дневного заработка не представляется возможным, и в рамках Закона № 255-ФЗ застрахованные лица не могут быть лишены права на пособие по беременности и родам, по мнению Департамента, в данном случае, возможно исчислить пособие из заработка, равного минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент наступления страхового случая.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ календарные годы (календарный год) расчетного периода по заявлению застрахованного лица могут быть заменены предшествующими годами (годом), в случае если это приведет к увеличению размера пособия.

Руководитель департамента страхования
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством ФСС РФ

М.Б. Сальникова

Я вам предлагаю два варианта:

1. Заменить года на 2014 и 2015, которые были перед первым страховым случаем. И подать заявление на перерасчет;

2. Если вас это не устраивает, то обращайтесь в суд, по вопросу того, что зп за 2016 и 2017 год есть на условиях неполного рабочего времени.

А при этом, эти 2016 и 2017 года состоят из исключаемых периодов отпуск по БиР и отпуск по уходу за ребенком до 3 лет.

Но, для меня, например, ответ ясный, если применять требование ФЗ РФ №255-ФЗ, там нет другого толкования, то у вас 2016 и 2017 полностью исключаемый период,  а значит, сумму зп за 2016 и 2017 год нужно делить на ноль, а значит, пособия в минимальном размере.

Для информации.

Определение Верховного суда РФ от 27.07.2015 N 309-КГ15-4727, от 07.08.2017 N 309-КГ17-9589, от 17.01.2018 N 309-КГ17-20636, пункты 15-16 Постановления Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

- работникам с неполным рабочим временем, чей заработок в расчетном периоде был слишком мал или отсутствовал, пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, исчисленного из МРОТ без его уменьшения пропорционально установленной продолжительности рабочего времени.

В расчетном периоде есть дни когда я вышда из отпуска по уходу, и они равны в первом периоде (2014-2015гг.) 313 в расчет взяли 716 , во втором периоде (2016-2017гг.)  121 в расчет взяли 496. Колличство дней в том то и дело не равно нулю из МРОТ пособие мне ни кто не расчитывал.

Мне немного объясните по 2014 и 2015 годам, а что у вас было в этих годах?

Если я правильно поняла, то 2014 и 2015 года это период перед первым страховым событием, которое у вас в 2016 году - первым ребенок, соответственно, в 2016 году у вас отпуск по БиР. Давайте  остановимся на отпуске по БиР за первым ребенком в 2016 году.

В 2016 году отпуск по БиР, для расчета пособия по БиР взяли 2014 и 2015 года.

Только теперь мне объясните, если вы в этих годах работали, и у вас не было периодов, которые я вам выше указала, которые должны были исключить, то почему вы пишите, что для расчета должны были взять 313 калдней.

Если 2014 и 2015 год в сумме дают 730 календарных дней.

Почему вы решили, что делить должны были на 313 календарных дня, что у вас было в 2014 и 2015 году?

Почему из 730 календарных дня  что-то исключили и это привело к 313 календарным дням?

Мне вот это объясните?

Мне объясните, как вы работали в 2014 и 2015 годах.

У вас в этих 2014 и 2015 годах были исключаемые периоды?

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

Хочу объяснить следующее, что 2014 и 2015 года в сумме это 730 календарных дня.

И если вы в эти года работали полностью, т.е. были где-то трудоустроены, и в этих годах не было ни отпуска по БиР, ни отпуска по уходу за ребенком, ни листков по нетрудоспособности, то зп за 2014 и 2015 года будут делить на 730 календарных дня.

Если вы в эти года, например, в 2014 году не были трудоустроены, ни где не работали, а трудоустроились только в 2015 году, то зп за эти два года будут делить на 730 календарных дня.

Если вы например, в 2014 году полгода не работали, а трудоустроились во второй половине, а потом работали весь 2015 год, то делить зп эти два года будут на 730 календарных дня.

Я вам хочу объяснить, что сумма календарных дней за 2 года это, как правило, 730 календарных дня или 731 календарных дня (где високосный год).

И делить сумму заработной платы всегда будут на сумму каледарных дней в эти два года к году события. И не важно, работали ли вы полностью в этих двух годах, или работали только один год из двух, или работали в каждом году по несколько месяцев, а весь остальной период не работали, делить всегда будут на 730 или 731 календарных дней (как правило).

Эти 730 календарных дня могут уменьшить только отпуск по БиР, отпуск по уходу за ребенком, листки по нетрудоспособности.

Мне объясните из каких исключаемых периодов у вас состояли 2014 и 2015 года, что в сумме это 313 календарных дня, а не 730 календарных дня?

Что за календарные дни вы вычли из 730 календарных дня в 2014 и 2015 году, что в сумме у вас дает результат 313 календарных дня?

Из каких исключаемых периодов у вас состояли 2014 и 2015 года, перечислите их по датам?

Давайте сначала поймем, что за исключаемые периоды были у вас в 2014 и 2015 годах.

А то, иногда женщины не понимают, что в сумме два года это, как правило, всегда 730 календарных дня.

При этом, бывают ситуации, когда женщина работала из двух лет только в одном году, и считает, что если она в одном году не работала, то остается только 365 календарных дня, но дело в том, если вы в каком-то из двух лет не работали, или работали в эти два года в каждом году не полностью, делить зп за эти два года будут всегда на 730 календарных дня.

Например, 2014 год работник не работал. В 2015 году работник работал.

Зп за 2014 год - ноль рублей, т.к. ее не было, т.к. не работал.

Зп за 2015 год - 100 тысяч рублей.

Вот возьмут сумму 0+100 тысяч=100 тысяч и будут делить на 730 календарных дня.

100000\730 = 136,99 рублей будет стоить один календарный день.

И это проблема работника, что он в какой-то год не работал вообще, или работал не полностью, делят всегда на 730 календарных дня.

И уменьшат эти 730 календарных дня только на те периоды исключаемые, которые я вам выше в первом комментарии перечислила из ФЗ РФ №255-ФЗ.

Вы пишите, что в 2014 и 2015 году должны были взять для расчета 313 календарных дня, а взяли 716, при этом не даете объяснений, что у вас было в эти 2014 и 2015 годах, какие исключаемые периоды?

Пока вы не объяните, это только ваши слова и ваше желание.

Закон я вам при этом объяснила.

Для расчета возьмут зп за 2 года к году события, т.е. зп в 2014 и 2015 году,  разделят на 730 календарных дня, которые приходятся на эти два года. Из этих 730 календарных дня вычтут только отпуск по БиР, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, листки по нетрудоспособности.

При этом, в 2016 году у вас был первый страховой случай (первый ребенок).

Что за исключаемые периоды в 2014 и 2015 году?

Пока вы не объясните, в 2014 и 2015 году 730 календарных дней, а не 313, как вы пишите.

Простите пожалуйста, сама Вас запутала . В 2013 г родился первый ребенок, и вплоть до 07.02.2015г была в отпуске по уходу до 1,5, лет и не одного дня не сидела без работы, после больничного сразу на не полный день вышла. 28.06.2016 г . родился второй ребенок, на не полный день вышла с 18.12.2016г отпуск по уходу закончился 28.12.2017. И теперь жду третьего малыша с 23.08.2018 ушла на больничный.

Получается что 2014 год полностью исключается ( была в отпуске по уходу ) и в 2015 году 38 дней ( отпуск по уходу за первым ребенком), плюс еще 14дней  больничного по состоянию здоровья. Вот и получается 313 дней для расчета, а мне взяли 716 дней т.к. отняли только 14 дней больничного.

Теперь ясно.

В законе не указано исключений, что когда женщина выходит на работу на условиях неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенко до 3 лет, то этот период перестает быть исключаемым.

И ФСС РФ сами на это же и указывают.

Вопрос: Работница организации в сентябре 2013 г. принесла листок нетрудоспособности и заявление на отпуск по беременности и родам. Необходимо выплатить ей пособие по беременности и родам. Весь период 2011 - 2012 гг. работница находилась сначала в декрете, а затем - в отпуске по уходу за ребенком. Поэтому количество календарных дней, исключаемых из расчетного периода, составляет 731 день. В то же время в период отпуска по уходу за ребенком работница работала в организации на условиях неполного рабочего времени и получала зарплату, на которую начислялись взносы в ФСС РФ. Заявления о замене лет в расчетном периоде работница в организацию не подавала. Как организации рассчитать средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам, если количество дней в расчетном периоде, на которое надо разделить заработок за расчетный период, равно нулю (365 дн. + 366 дн. - 731 дн.)?

Ответ:

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 октября 2013 г. N 15-03-09/12-2985П

Департамент страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее из Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу исчисления пособия по беременности и родам и сообщает.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся в том числе на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению застрахованного лица предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком застрахованные лица могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Таким образом, при определении среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам из расчетного периода исключаются календарные дни, приходящиеся на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, а суммы заработка, начисленные в этом периоде за работу на условиях неполного рабочего времени, на которые начислялись страховые взносы в Фонд в соответствии с Законом N 212-ФЗ, включаются в средний заработок застрахованного лица.

Из обращения следует, что расчетный период для исчисления пособия по беременности и родам работницы организации полностью состоит из исключаемых периодов. Поскольку в данном случае произвести расчет среднего дневного заработка не представляется возможным и в рамках Закона N 255-ФЗ застрахованные лица не могут быть лишены права на пособие по беременности и родам, по мнению Департамента, в данном случае возможно исчислить пособие из заработка, равного минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент наступления страхового случая.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ календарные годы (календарный год) расчетного периода по заявлению застрахованного лица могут быть заменены предшествующими годами (годом), в случае если это приведет к увеличению размера пособия.

Руководитель Департамента страхования

на случай временной нетрудоспособности

и в связи с материнством

Фонда социального страхования

Российской Федерации

М.Б.САЛЬНИКОВА

25.10.2013

Поэтому в вашем случае за период 2014 и 2015 год должны были взять только 313 калдней, когда вы вышли полностью из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет.

А вот зп за 2014 и 2015 год должны были взять и тогда, когда вы работали на условиях нполного рабочего времени в период оптуска по уходу за ребенком до 3 лет.

Тот же самый подход с 2016 и 2017 годами.

Вывод, если работодатель и ФСС не могут разобраться в этом вопросе - подавайте в суд - Ответчики работодатель и ФСС.

Спасибо большое!!! Такой вывод и я сделала , но не знала к кому обратится за советом правильно размышляю или нет. На перерасчет, подала заявление еще и работадателю, так как в оффициальной переписке федеральное ФСС ссылалось на то, что все данные подал работодатель и они не причем. Буду ждать отказа на бумаге,  теперь от ФСС и работодателя совместно!!! Только вот они на понедельник отложили мое разбирательство, и хотят копать в заработной плате, не получала ли я больше чем 0,6 ставки , т.к. 0,4 ставки, заработка утраченного всвязи с наступлением страхового случая, возмещает ФСС. Если я получала больше то они  запросят возврат  пособий которые мне уже были перечисленны. Нашла только одно решение верховного суда, где пособие вернули, когда  у работницы день был сокращен на 5 минут. Да и работодатель, я так понимаю, может мне и больше платить, на своё усмотрение. Виктория, Вы мне оказали огромную поддержку, спасибо Вам за это!!!

Заработок за два года (2014-2015)составил 625 184,28 рубля. первый раз мне пособие расчитали по допустимому максимму т.е. 248 164,74 рубля, потом по рекомендации Фсс ( устной) в расчет взяли 716 дней и пособие получилось 122 242,74 рубля. Я сначала согласилась и вернула  деньги, пособие по уходу начислили 10 600 руб. После того как стартовал пилотный проект Фсс в течении  трех месяцев плотили 21 500 руб. После того как спросила у работодателя в чем дело , он связался с ФСС и мне опять расчитали пособие в размере 10600 руб. переплату возвращала. И уже сдесь я задумалась " В чем дело? Потому что готовилась в третий декрет , ужасно не хотелось опять возвращать средства." начала переварачивать закон и нашла , что дни отпуска исключаются  даже если я работала в это время на не полный день.

Я вам закон объяснила. И думаю, помогла вашу ситуацию понять.

Теперь вам только в суд.

Больше уделять внимание вашей проблеме не могу.

Ваша ошибка только в том, что вы зачем-то послушали, что сказали в устной форме.

Устной формы в делопроизводстве не бывает, только документ.

Удачи в суде.

Хорошо, я вам дам еще информацию сколько вы должны работать на условиях неполного рабочего времени, чтобы за вами сохранили пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

Это большой и интересный вопрос, и здесь много и судебной практики и различных Писем.

По заявлению женщины или лиц, имеющих право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ст.256 ТК РФ).

Какой продолжительности должно быть неполное рабочее время?

Примечание: Пунктом 8 Положения, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 №111/8-51 рекомендовалось несколько вариантов установления режима неполного рабочего времени для женщин, имеющих детей. Что же касается нормы п. 8 Положения №111/8-51 (носило рекомендательный характер), то в силу ст.423 ТК РФ данный нормативный акт применялся лишь в части, не противоречащей ТК РФ.  Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2016 г. №848 этот документ больше не действует.

Рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ), следует считать неполным рабочим временем. Такое пояснение дано в письме Роструда от  8 июня 2007 г. № 1619-6.  При этом, Трудовой кодекс не устанавливает пределы сокращения рабочего времени, не дает определения неполного рабочего времени, предусматривая лишь то, что оно может устанавливаться в виде неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели. Конкретного ответа, насколько можно уменьшить продолжительность рабочего дня (смены), нет.

Пособие по уходу за ребенком, работающим, выплачивается за счет средств ФСС. В судах неоднократно рассматриваются споры между организациями и региональными отделениями ФСС России по вопросу правомерности выплаты работнику страхового обеспечения в виде пособия по уходу за ребенком, в случаях, когда работнику устанавливается неполное рабочее время при незначительном сокращении продолжительности рабочего времени.

Страховщики считают такое сокращение продолжительности рабочего времени злоупотреблением правом, с целью формального соблюдения условия для сохранения права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком дополнительно к полному заработку.

Вы нашли вот это Определение ВС РФ:

Чтобы сохранить пособие по уходу за ребенком при выходе на работу, формального снижения продолжительности рабочего времени недостаточно

Определение Верховного Суда России от 18 июля 2017 г. N 307-КГ17-1728

До Верховного Суда РФ дошел спор между организацией и региональным отделением ФСС России по вопросу правомерности отказа Фонда в принятии к зачету расходов страхователя на выплату работнику страхового обеспечения в виде пособия по уходу за ребенком.

Претензии со стороны ФСС России вызвал тот факт, что работнику в период отпуска по уходу за ребенком на основании ст. 256 ТК РФ была предоставлена работа на условиях неполного рабочего времени с сохранением соответствующего пособия, хотя продолжительность рабочего времени работника была сокращена менее чем на пять минут в день.
 

Арбитражные суды не усмотрели в этом каких-либо оснований для признания выплаты пособия произведенной с нарушением, указав, что даже при таком снижении продолжительности рабочего времени работник считается работающим на условиях неполного рабочего времени, а значит, установленные статьей 256 ТК РФ условия для сохранения за ним права на пособие выполнены.

А вот Верховный Суд РФ занял иную позицию. Судьи пришли к выводу о том, что сокращение рабочего времени менее чем на 5 минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В рассматриваемой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении обществом правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда. В связи с этим суд признал отказ ФСС России в принятии к зачету соответствующих расходов работодателя правомерным.

Но, есть еще вот это:

Пособие по уходу за ребенком за счет ФСС нельзя возместить, сократив рабочий день лишь на минуты

ВС РФ снова подтвердил, что формально уменьшить рабочий день сотрудницы недостаточно. Из постановления АС Уральского округа, пересматривать которое отказался Верховный суд, следует, что работница ежедневно трудилась на 12 минут меньше. В такой ситуации пособие становится не компенсацией утраченного заработка, а дополнительным доходом работника. ВС РФ уже делал подобный вывод.

Примечательно, что ВАС РФ в 2013 году признал неправомерным отказ фонда в зачете пособия, выплаченного работнику, который трудился 39 часов в неделю вместо 40. В расчете на день сокращение составляло те же 12 минут. Тогда судьи исходили из того, что законодательство не устанавливает, на какое время должна быть уменьшена продолжительность рабочего дня, чтобы соблюдался режим неполного рабочего времени.

Интересна ситуация, которую рассматривал КС РФ. Когда работнику установили неполный рабочий день продолжительностью 7 часов 30 минут, организация не выплачивала пособие по уходу за ребенком. ФСС и суды поддерживали этот подход. Сократив рабочий день до 6 часов, организация стала выплачивать сотруднику пособие.

Для того чтобы в зачете расходов на выплату пособия по уходу за ребенком не отказали, организации лучше уточнить в своем отделении ФСС, на сколько времени нужно уменьшить рабочий день сотрудника.

Документ: Определение ВС РФ от 01.12.2017 N 309-КГ17-17691

Неполный рабочий день какой продолжительности позволит сохранить пособие?

Информация Удмуртского регионального отделения ФСС от 27 октября 2017 г.

Статья 256 ТК РФ предоставляет право во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничений в части того, сколько именно часов в неделю можно работать, не теряя права на пособие. Сам по себе термин "неполное рабочее время" включает в себя любой режим работы, при котором продолжительность рабочего времени меньше нормальной для соответствующей категории работников (см. ст. 1 Конвенции МОТ N 175). В связи с этим ранее в судебной практике встречались примеры признания правомерным выплаты работнику пособия и при незначительном сокращении продолжительности рабочего времени. Так, например, ФАС Уральского округа принял такое решение в условиях сокращения ежедневной продолжительности работы на 12 минут (постановление от 10.12.2008 N Ф09-9217/08-С2), а ВАС РФ не усмотрел нарушения в сохранении за работником права на получение пособия при сокращении продолжительности лишь одного рабочего дня в неделю на 1 час (определение от 11.04.2013 N ВАС-4041/13).

Ситуация изменилась после того, как Верховный Суд РФ определением от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 признал не основанной на законе выплату работнику пособия в ситуации, когда он продолжал трудиться с сокращением ежедневной продолжительности работы на 5 минут. Суд указал, что такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В приведенной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Это свидетельствует о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС России.

Однако при таком подходе остается открытым вопрос: при какой максимальной продолжительности рабочего дня выплата пособия не будет считаться злоупотреблением правом? Ответить на него попытались специалисты Удмуртского регионального отделения Фонда. По их мнению, неполное рабочее время работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, не может превышать 60% нормальной продолжительности рабочего времени работника (например, 60% составит 5 часов при 8-часовом рабочем дне либо три дня в неделю при предоставлении неполной рабочей недели). Однако, на чем основан данный вывод, осталось неясным.

Письмо ФСС РФ от 19.01.2018 N 02-08-01/17-04-13832л

ФСС РФ разъясняет, какой должна быть продолжительность сокращенного рабочего дня, чтобы Фонд не отказал в возмещении расходов на выплату пособия по уходу за ребенком

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют родственники (опекуны), фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ним.

Во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком указанные лица могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию.

При этом максимальная продолжительность рабочего времени для такого работника законодательством не установлена.

Со ссылкой на Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 сообщается, что сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком. В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом.

Таким образом, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода.

Сокращения рабочего времени на один час в день недостаточно для сохранения пособия по уходу за ребенком

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 31 июля 2018 г. N Ф04-3150/18

До суда дошел очередной спор о правомерности отказа ФСС России в зачете средств, потраченных работодателем на выплату пособия по уходу за ребенком в период продолжения работником работы на условиях неполного рабочего времени.

Напомним, что статья 256 ТК РФ предоставляет право во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. И хотя любое уменьшение рабочего времени по сравнению с предусмотренной для соответствующей категории работников нормой свидетельствует об установлении неполного рабочего времени, это не всегда позволяет сохранить за работником право на получение пособия.

Так, уже признавалась противоправной выплата работникам пособия за счет средств ФСС России при условии сокращения продолжительности их рабочего времени на 5 и 12 минут в день (см. определения Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N 307-КГ17-172от 01.12.2017 N 309-КГ17-17691). Свои решения судьи объясняли тем, что пособие по уходу за ребенком призвано компенсировать заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком. Вместе с тем столь незначительное сокращение продолжительности рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В такой ситуации пособие по уходу за ребенком приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС России.

В то же время до сих пор неясно, какое именно минимальное сокращение рабочего времени можно считать достаточным для сохранения за работником права на пособие по уходу за ребенком. В рассматриваемом споре АС Западно-Сибирского округа посчитал незначительным сокращение рабочего времени на один час в день.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое