Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 37 123
№ 37 123
РЕШЕНО

Отказ Центра занятости населения в признании безработным

Здравствуйте! Мой муж инвалид 2 гр., с прошлого года состоял на учете в ЦЗН, с перерывом на обучение, после обучения муж был на больничном. После больничного муж опять встал на учет в ЦЗН, но ему отказали оплачивать (я так понимаю, его отказали признать безработным)? 

5 ответов

Здравствуйте!

В закон о занятости внесли изменения  с 01.01.2019, а поэтому применение этого закона с 01.01.2019 требует разъяснений.

Такие разъяснения в своем Письме дает Минтруд РФ:

<Письмо> Минтруда России от 24.12.2018 N 16-1/10/П-9611
<О направлении ответов на вопросы по применению норм Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ>:

В случае если гражданин, признанный в установленном порядке безработным без представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) (далее - справка о среднем заработке), предоставит ее впоследствии, должен ли ему производиться перерасчет размера пособия по безработице, и изменится ли период выплаты пособия по безработице? Если да, то с момента предоставления указанной справки или со дня обращения? Ограничен ли период предоставления справки о среднем заработке 3 месяцами, в течение которых он получает минимальное пособие по безработице?

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона о занятости населения, согласно которой принятие решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, осуществляется при наличии паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих квалификацию, справки о среднем заработке, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании.

При отсутствии одного или нескольких документов, перечисленных в статье 3 Закона о занятости населения, орган службы занятости не вправе рассмотреть вопрос о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина безработным.

Согласно указанной статье при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Для того, чтобы сделать вывод о невозможности предоставления гражданину подходящей работы, органы службы занятости в течение 10 дней со дня представления гражданином необходимых документов осуществляют подбор вариантов подходящей для него работы на основании статьи 4 Закона о занятости населения и исходя из сведений, содержащихся в документах, представляемых гражданином при обращении за содействием в поиске подходящей работы. При отсутствии одного или нескольких необходимых документов определение подходящей для конкретного гражданина работы может быть ошибочным, а вывод о ее отсутствии и, как следствие, признание гражданина безработным неправомерным.

Таким образом, в отношении граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не предъявивших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, вопрос о признании безработными органом службы занятости не рассматривается, за исключением граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

При этом следует учитывать, что Закон о занятости населения не содержит положений, предусматривающих обязанность граждан по предоставлению всех документов, перечисленных в указанной статье, и отсутствие указанных документов, за исключением паспорта, не может служить основанием для отказа гражданину в предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Органы службы занятости оказывают содействие в поиске подходящей работы всем обратившимся гражданам, независимо от признания их безработными и места жительства.

Вывод:

1. Ваш муж обратился в службу занятости, когда изменения в законе вступили в силу;

2. Он не предоставит справку за 3 месяца. А с учетом разъяснений в Письме Минтруда, в отношении граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не предъявивших справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, вопрос о признании безработными органом службы занятости не рассматривается, за исключением граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

3. Служба занятости это не только организация, которая выплачивает пособие по безработице, а та, которая содействует трудоустройству гражданина, а гражданин обязан быть готовым приступить к работе.

4. И ваш муж может выяснить свой статус в службе занятости, его признали безработным, если поставили на учет, как лицу, которому предоставляют услугу содействия в поиске подходящей работы.

И еще один момент, с 01.01.2019 изменился не только размер пособия по безработицу, но и сроки его выплаты.

И опять на некоторые вопросы ответ найдете в Письме Минтруда РФ, который указала выше.

Вопрос:

В случае если гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости, по собственному желанию снимается с регистрационного учета в 2018 году и вновь обращается в центр занятости населения в январе 2019 года, необходимо ли руководствоваться пунктом 5.1 статьи 31 Закона о занятости населения в редакции Федерального закона N 350-ФЗ, а именно не назначать пособие по безработице до истечения 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в качестве безработного?

Ответ:

Полагаем, что данная норма будет действовать в отношении граждан, которые в 2019 году будут сняты с регистрационного учета в случаях, указанных в пункте 5.1 статьи 31 Закона о занятости населения (в редакции Федерального закона N 350-ФЗ).

Данная норма применяется в отношении граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве безработных, начиная с 1 января 2019 года, и впоследствии снятых с регистрационного учета по основаниям, предусмотренным пунктом 5.1 статьи 31.

Что это за пункт 5.1 статьи 31:

Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.

Возможно, служба занятости неправильно применила в отношение к вашему мужу это положение п.5.1 ст.31, но это он должен выяснять в службе занятости.

Рекомендую, обратиться вашему мужу в службу занятости, но сделать это в письменном виде, чтобы служба занятости дала официальный письменный ответ.

В заявление ваш муж пусть запросит, чтобы ему дали разъяснение по его статусу в службе занятости, и по причинам невыплаты пособия по безработице.

Способы доставки заявлений (документов) на выбор:

  1. Лично в организацию. В этом случае обязательно документ должен быть зарегистрирован. Это значит, что на копии данного документа лицо, принявшее его, должно указать свою должность, поставить подпись, дать расшифровку подписи и указать дату, когда заявление было принято. Если в организации есть секретариат, то в данном случае на документе дополнительно проставляется входящий номер, под которым заявление зарегистрировано в журнале входящей документации.
  2. По почте заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения. Еще возможный вариант — факсом или электронным письмом, но с почтового отделения.
  3. Через курьерскую службу. Этот способ дороже, но быстрее и надежнее.
  4. Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней.

И в Письме Минтруда РФ, есть еще вот такой вопрос и ответ на него:

Вопрос:

На какой период органы службы занятости вправе назначать материальную помощь безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты с учетом изменения периодов выплаты пособия по безработице, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости?

Ответ:

Проектом правил, разработанных Минтрудом России, в соответствии с которыми органы службы занятости будут осуществлять социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, предусматривается ежемесячное оказание материальной помощи в размере минимальной величины пособия по безработице с учетом районного коэффициента в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания установленного периода выплаты пособия по безработице.

При этом решение об оказании материальной помощи безработным гражданам принимается (оформляется) по истечении месяца поиска работы при условии отсутствия в этом месяце нарушений со стороны гражданина законодательства о занятости населения.

То есть, если права на пособие по безработице больше нет, то через месяц после постановке на учет, и если гражданин не нарушал правил, то возможно принятие решения по материальной помощи гражданину.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое