Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 37 167
№ 37 167
РЕШЕНО

Увольняют по статье. Что делать?

Здравствуйте! Я работаю музыкальным руководителем. В настоящее время работодатель хочет уволить меня по статье. Мотивирует это тем, что моя методика якобы не соответствует федеральному стандарту. Но в чем именно - она не объяснила. Сказала также, что мой диплом не соответствует квалификации (у меня диплом музыкального училища, дающего право на преподавание в музыкальных школах). Скажите, пожалуйста, что мне делать?

5 ответов

Здравствуйте!

Давайте так, устной форме в делопроизводстве не бывает, только документы имеют значение.

А поэтому, мало вам что-то заявить о несоответствие вашей методике, нужно это еще доказать документально.

Я не очень поняла, по какой статье вас хотят уволить?:

- п.3 ст.81 ТК РФ несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Порядок проведения аттестации (пункт 3 части ст.81 ТК РФ) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором ст.81 ТК РФ.

- отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом ст.84 ТК РФ (п.11 ст.77 ТК РФ).

В случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается ст.84 ТК РФ.

В общем, пусть ваш работодатель устную форму переводит в документальное оформление, пока это выглядит, как психологическое давление на вас, чтобы вы уволились по собственному желанию, а это я вам не рекомендую.

И обратите внимание на Постановление КС РФ 2018 года:

Отсутствие у педагога необходимого образования не всегда исключает возможность продолжения им работы:

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 41-П

Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о конституционности ст. 46 Закона об образовании, в соответствии с которой правом на занятие педагогической деятельностью наделены лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Поводом для рассмотрения дела послужила жалоба гражданки, трудившейся воспитателем в детском саду с 1990 года и уволенной с работы в 2017 году по п. 13 части первой ст. 81 ТК РФ - в связи с возникновением установленных законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Увольнение было обусловлено тем, что у работницы отсутствовал необходимый уровень образования.

Суд отметил, что установленные рассматриваемой нормой Закона об образовании требования должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу. В соответствии с положениями ЕКС возможность назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается. Такое назначение осуществляется по рекомендации аттестационной комиссии. Причем до вступления в силу действующего Закона об образовании запрета на педагогическую деятельность для лиц, не обладающих необходимым уровнем образования в принципе не существовало. В связи с этим, суд заключил, что при введении в действие данного закона не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним образования у педагогов, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей. Само по себе отсутствие у таких педагогических работников соответствующего образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность.

Суд также отметил, что в отличие от ЕКС профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Вместе с тем как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

В итоге КС РФ признал ч. 1 ст. 46 Закона об образовании противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу данного закона, успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Отметим, что в 2016 году Минобрнауки России также высказывалось о невозможности увольнения педагогических работников, трудоустроенных до вступления в силу Закона об образовании, по мотиву отсутствия у них среднего профессионального образования или высшего образования (письмо N НТ-1295/12). Вместе с тем тогда в ведомстве отметили, что в иных случаях нормы ЕКС, допускающие по рекомендации аттестационной комиссии назначение на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, могут применяться лишь в отношении лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.

И еще обратите внимание на эту информацию:

Минпросвещения расшифровало требования профстандарта педагога:

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 марта 2019 г. N ТС-817/08

Согласно ст. 46 об образовании право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Так, профстандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) устанавливает следующие требования к уровню образования лиц, замещающих должность учителя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

В Минпросвещения России пояснили, что требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности "учитель" как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.

Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Так, что если ваш работодатель проведет аттестационную комиссию и по результатам аттестации вас признают несоответствующим занимаемой должности, это будет основанием для вашего увольнения.

А вот, если даже взять например, то, что ваше образование не соответствует Профстандарту, но вы успешно осуществляете свои ДИ, плюс аттестацией признаны соответствующим занимаемой должности, то оснований для вашего увольнения нет.

Аттестационная комиссия должна учитывать, как вы себя зарекомендовали за весь период работы, какие были результаты предыдущей аттестационной комиссии.

Если вы сомневаетесь и боитесь проходить аттестацию, то решайте сами, нужно вам это или нет, если нет, то значит, ваше право уволиться по собственному желанию, не получив результаты аттестационной комиссии.

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34 часть 1; статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования ст.331 ТК РФ.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам ст.46 ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации".

Напомним, в ноябре 2018  Конституционный Суд РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 41-П)  признал данную норму противоречащей Конституции РФ в той мере, в которой она требует наличия соответствующего образования от педагогов, принятых на работу еще до вступления в силу действующего Закона об образовании.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции ст.195.1 ТК РФ.

Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:

- статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации;

- статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

- часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584.

В настоящее время отсутствуют правовые основания для применения профстандарта при определении должностных обязанностей работников. Нельзя использовать их при аттестации педагогических работников.

При определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

- разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н;

- разделом "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования" ЕКС, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н.

Чтобы установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными соответствующим профессиональным стандартом,  необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:

- от 18 ноября 2013 г. N 1245 (в части высшего образования);

- от 5 июня 2014 г. N 632 (в части среднего профессионального образования).

Приказами Минтруда России утверждены следующие профессиональные стандарты для работников сферы образования:

- от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)";

- от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

- от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального образования и дополнительного профессионального образования";

- от 8 сентября 2015 г. N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

Требования к образованию и обучению (Профессиональный стандарт):

Учитель:

- высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Воспитатель:

- высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Требования к квалификации учитель (ЕКС приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н):

- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Воспитатель:

- Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое