Продолжая работу с сайтом taktaktak.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов. Подробнее

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16. Сервис Яндекс.Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Согласен

Как теоретически может работать процесс отправки анонимных сообщений в правоохранительные органы?

Московская обл.полициясвобода словаправосудие

Проблема
Анонимно 11 августа, 17:32

Добрый день!

Я, конечно, не собираюсь штамповать анонимные сообщения во все инстанции (и другим пользователям тоже это не советую).

А вопрос такой - если мне в людях где-то что-то не понравилось \ если у меня нет никаких доказательств о каком-либо преступлении, т.к. есть такой интересный (не в пользу граждан) Приказ МВД №736, согласно которому анонимные сообщения не могу приниматься на любую тему, а только на "горячий" терроризм (т.е. на терроризм - если есть железные доказательства, а не просто домыслы); и соответственно, остальные сообщения правоохранительные органы имеют полное право игнорировать. Но почему-то в других странах государства даже создали мобильные приложения, куда граждане могут по любому поводу анонимно пожаловаться... И соответственно, я считаю, что 736-й приказ неверный - преступления запросто могут быть взаимосвязаны, и терроризм, я считаю, на самом деле надо сравнивать со всем - и с наркотрафиком, и с мошенничеством, и с незаконной прослушкой личных телефонных разговорах коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов; и какая-либо необоснованная\пустая нетерпимость к личности. И даже если преступник не занимается терроризмом - то это значит, что он просто не успел к этому прикоснуться.

А в новостях периодически всплывает информация как раз о начавшихся и продолжающихся расследованиях, которые начались как раз от анонимных сообщений (и именно от таких сообщений, в которых нет никаких доказательств; и эти сообщения вообще никак не затрагивают тему терроризма).

А меня сейчас, например, интересует, как могла бы теоретически работать система анонимных сообщений о том, что, если есть подозрения, что кто-то из коллег может заниматься каким-либо криминалом, но доказательств нет никаких, но криминогенность невербально ощущается, коллега, например, начинает предъявлять пустые претензии? Соискателей в основном принимают на работу просто по резюме или по паспорту, и соответственно, в организациях нет никакой службы безопасности, и никто подозрительных личностей по базам пробивать не будет; и увольнять коллег даже с судимостью никто не имеет права, а могут просто сделать замечание; и соответственно, сотрудник отдела кадров не имеет права отказать новым соискателем в трудоустройстве по причине личных подозрений - и соответственно, никто из отдела кадров не будет искать информацию по соискателям или коллегам в соцсетях или на судебных сайтах, тем более что часть преступников не будет публиковать у себя в соцсети подозрительные посты.

Еще меня интересует, и я думаю заинтересует многих жителей маленьких провинций, может ли анонимное сообщение быть послано электронно - образно говоря, из маленького городка в полицию областного города, если есть мнение о том, что полиция\суд маленького городка коррумпированы, т.к. все друг друга знают, и у нас кривые законы из-за территориальности рассмотрения обращений, НО, отправитель не хотел бы жаловаться в ОСБ на локальную полицию (пока что не хотел бы, например; т.к. отправителя на данный момент интересует только подозрительный коллега из филиала в другом большом городе), т.к. его жители города будут отговаривать через десятые руки это делать; но отправитель хотел бы хотя бы сдержать криминогенность в большом городе, если коллега работает в филиале крупного областного города? И если вдруг коррумпированный сотрудник полиции (маленького или большого города) начнет преследовать отправителя - типа сообщение - это ложный донос, и сообщение, уже неанонимное, перешлется вдруг в территориальный отдел МВД провинции, то можно было бы этому преследованию противодействовать, но только косвенно (напрямую жаловаться не получится, т.к. жители (типа друзья) будут отговаривать это делать - то есть здесь преследование от полиции, наверное, обернется в сатирический пранк\в псевдопреследование, образно говоря,\в преследование без продолжения).

Вопрос похож на дурдом, но на самом деле этот вопрос очень важный. И скорее всего, ответа на этот вопрос нет, как и нет теоретического алгоритма в таких нестандартных ситуациях.

Спасибо!

Решение
Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 11 августа, 18:29
1

Здравствуйте!

Вы пишете о приеме на работу, наличие службы безопасности, проверке кандидатов, проверке кандидатов по базе преступлений, при этом, нужно понимать, на что имеет право работодатель или не имеет в трудовых отношениях.

Во-первых, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника ст.3 ТК РФ.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Во-вторых, работодатель не имеет право требовать документы, которые не предусмотрены ст.65 ТК РФ.

Если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю ст.65 ТК РФ:

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

То есть не для любой работы претендент обязан предоставить справку о судимости.

К числу лиц, у которых работодатель должен потребовать справку об отсутствии судимости, в частности, относятся:

- лица, осуществляющие педагогическую деятельность (ч. 2 ст. 331 ТК РФ);

- лица, осуществляющие деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ);

- авиационный персонал (п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ);

- сотрудники органов федеральной службы безопасности (п. "в" ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ);

- сотрудники полиции (п.5 ст.17 Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ);

- сотрудники органов принудительного исполнения  (ст.14 Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ);

- сотрудники таможенных органов (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ);

- работники клиринговых организаций (п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ);

- прокуроры (абз. 5 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1);

- лица, обеспечивающие безопасность объектов топливно-энергетического комплекса (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ);

- лица, обеспечивающие транспортную безопасность (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ).

В-третьих, служба безопасности это не обязательное структурное подразделение у работодателя. Работодатели сами определяют штатное расписание. И там, где организована все-таки служба безопасности, такое подразделение должно получить лицензию.

В-четвертых, работодатель это не следственный орган или орган дознания. Проводить проверку работников не обязан, дискриминация при приеме на работу запрещена ст.3, 64 ТК РФ.

А делать проверку работников у третьих лиц или через третьих лиц, например, обращаться к бывшим работодателям предполагаемый работодатель имеет только с письменного согласия субъекта персональных данных Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ  "О персональных данных".

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 11 августа, 18:36
1

В-пятых, в продолжение темы, что работодатель это не следственный орган или орган дознания и дискриминация при приеме на работу запрещена.

При приеме на работу работник обязан предъявить следующие основные обязательные документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

- трудовую книжку.

В зависимости от характера работы, на которую поступает работник, могут потребоваться следующие обязательные документы:

1) разрешение на работу или патент (для временно пребывающих в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства);

2) разрешение на временное проживание в РФ (для временно проживающих в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства);

3) вид на жительство (для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства);

4) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (для временно пребывающих в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства);

5) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

6) документ об образовании и (или) квалификации или наличии специальных знаний (на работы, требующие специальных знаний или специальной подготовки);

7) справка о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования (на работу в образовательные, детские организации, педагогическую работу, работу, связанную с наркотическими средствами, с источниками повышенной опасности, в ведомственную охрану);

8) справка о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (на работы в службы авиационной безопасности, на судне, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, с движением поездов и маневровой работой)

9) медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы (на работы, выполняемые вахтовым методом и для лиц, поступающих на работу в районы Крайнего Севера из других регионов, на работы с химическим оружием);

10) документ, подтверждающий прохождение предварительного медицинского осмотра (на работу с вредными, опасными условиями труда, подземные работы, работы, связанные с движением транспорта);

11) медицинская книжка (для работы в лечебно-профилактических организациях, организациях общественного питания, торговли, пищевой промышленности, водопроводных организациях, образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организациях их отдыха и оздоровления);

12) заявление о приеме на работу (на подземные работы);

13) согласие одного из родителей и согласие органов опеки и попечительства (при приеме на работу несовершеннолетних до 15 лет);

14) согласие одного из родителей и разрешение органов опеки и попечительства (при приеме на работу несовершеннолетних до 14 лет (включая спортсменов));

15) индивидуальная программа реабилитации инвалида (при приеме на работу инвалида);

16) разрешение уполномоченного органа юридического лица, где работник является руководителем (работа руководителем организации по совместительству);

17) сведения о доходах работника, его супруги, несовершеннолетних детей (при приеме на работу руководителя федерального государственного унитарного предприятия);

18) справка о характере работы по основному месту работы (при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда по совместительству).

Важно! Работодатель не вправе требовать от работника представлять другие документы, не предусмотренные законом.

Основание: Доклад Роструда за 2 квартал 2018 года

Так, что работодатели и обязаны и не имеют права отказать в приеме на работу даже тем, у кого были судимости и т.п., если только на работу, на которую принимают такого соискателя есть запрет для работы таких граждан.

Я все-таки зато, что и те граждане, которые ответили перед законом, не должны лишаться своих прав.

Viktoriya Kochetkova Viktoriya Kochetkova , эксперт 11 августа, 18:59
1

Для информации ст.358 ТК РФ:

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

То есть, например, мои консультируемые, когда пишут жалобу в ГИТ и прокуратуру, то они делают ссылку на ст.358 ТК РФ и просят, чтобы их данные не раскрывались работодателю из-за того, что на них может оказываться психологическое давление с целью добиться увольнения.

А что касается анонимных заявлений в полицию, то и здесь тоже есть вариант https://65.мвд.рф/citizens/Priem_soobshhenij_ob_administrativnih_pr.

Обратиться в полицию с заявлением вправе гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства. Заявление могут подать как пострадавший (потерпевший) от преступления, правонарушения или происшествия или его законный представитель, так и любое другое лицо
(п. 2 ст. 31 ГК РФ; п. 1 ст. 64 СК РФ; ст. 25.3 КоАП РФ; ст. 22 УПК РФ; п. 1 Приказа № 736).

Если в качестве заявителя указать не себя, а иное постороннее лицо, привести вымышленные Ф.И.О. и (или) адрес, то в последующем при установлении данного факта ваше заявление признают анонимным. Анонимное заявление о преступлении по решению руководителя направят для использования в оперативно-разыскной деятельности.

    Решение
    Вадим Пелых Вадим Пелых , эксперт 11 августа, 19:05
    1

    Здравствуйте!

    Согласно Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 N 736, по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России признанные в соответствии с пунктом 45 настоящей Инструкции анонимными заявления и сообщения о преступлении и материалы их проверки направляются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности, а заявления и сообщения об административном правонарушении, о происшествии и материалы их проверки приобщаются к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП (приложение N 6 к настоящей Инструкции).

    То есть, если в анонимном сообщении о совершении преступления будут приведены убедительные доводы о готовящемся или совершенном преступлении, по по такому сообщению будут проведены оператвно-розыскние мероприятия.

    Мне не понятно, что мешает гражданину узнавшему о совершенном или готовящемся преступлении сообщить об этом в правоохранительные органы с указанием своей фамилии.

    А с печальной практикой анонимных доносов наша страна уже сталкивалась в 1937 году…

    Viktoriya Kochetkova, эксперт

    Менеджер по персоналу
    Общий стаж более 10 лет 1. Провожу кадровые аудиты, ставлю кадровый учета с «нуля», разрабатываю Положения, должностные инструкции и другие локальные нормативные акты. 2. Решаю конфликтные ситуации, умею убеждать, находить компромисс. 3. Отличное знание ТК РФ и судебной практики. 4....

    Вадим Пелых, эксперт

    Адвокат ( коллегия )
    Два высших образования: военное и юридическое (ТГУ). Подполковник юстиции в запасе. Общий юридический стаж - 19 лет. В настоящее время занимаюсь адвокатской деятельностью. Юридическое консультирование. Подготовка правовых документов. Представление интересов в судах общей юрисдикции и в...
    Обращение:

    11 августа, 17:32,
    1 месяц назад
    Рейтинг: 25

    Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).