Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 40 954
№ 40 954
РЕШЕНО

Что делать, если у работодателя по техническим причинам не работает личный кабинет ФСС?

Здравствуйте.

Что делать, если у работодателя по техническим причинам не работает личный кабинет ФСС?

У меня изменились реквизиты банка, принесла им, чтобы они отправили изменения в ФСС, а они не могут. Я уже второй месяц не получаю пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Звонила в ФСС, которая выплачивает деньги, они говорят, чтобы я шла к работодателю и исправляла через него.

7 ответов

Здравствуйте!

Направьте данные официально работодателю.

И да, с 01.01.2022 вы должны действовать через работодателя, работодатель должен предоставлять ваши данные в территориальный ФСС.

Напомните работодателю про ответственность в этом заявлении.

С 1 января 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 126-ФЗ. 

При трудоустройстве или в период осуществления трудовой, служебной, иной деятельности застрахованное лицо (т.е. работники) представляет работодателю сведения о себе, необходимые страхователю и страховщику для выплаты страхового обеспечения, своевременно извещает об их изменении (перечень сведений содержится в форме, утверждаемой страховщиком). Эти сведения застрахованное лицо может оформить на бумажном носителе либо в форме электронного документа (ч. 1314 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 126-ФЗ). Работодатель, в свою очередь, обязан передать полученные от застрахованного лица сведения в территориальный орган ФСС не позднее трех рабочих дней со дня их получения (ч. 15 ст. 13 Закона N 255-ФЗ в новой редакции). 

В телеграмм канале ФСС сообщается, что для успешного перехода на проактивный порядок выплаты пособий необходимо, в первую очередь, направить в ФСС через систему социального электронного документооборота (СЭДО) следующие сведения о застрахованных лицах:

- ФИО;

- дата рождения;

- СНИЛС;

- ИНН (при наличии);

- способ получения пособия и реквизиты для перечисления.

Сведения передаются исключительно в электронном виде! После предоставления в ФСС указанных сведений работодатель сможет получать уведомления об ЭЛН, запросы недостающих данных для назначения пособия и направлять уточненные данные.

Сведения сотрудник должен сообщить работодателю (п. 5 - 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2020 № 2010):

  • при трудоустройстве;
  • при наступлении страхового случая (например, временной нетрудоспособности);
  • при их изменении.

С 1 января 2022 года ФСС РФ переходит на выплату пособий в беззаявительном ("проактивном") порядке: пособия почти всегда ФСС РФ будет назначать сам (исключение пособие по уходу за ребенком до полутора лет).

Во всех остальных случаях задача работодателя сводится к отправке данных в ответ на запросы ФСС РФ.

Но, для этого работодателю нужно подать сведения на всех застрахованных у него работника.

А далее, работодатель обязан будет направлять в ФСС РФ сведения недостающие по запросу ФСС РФ, в случаях изменений данных у застрахованного лица (т.е. работника, когда работник их предоставит).

Ответственность работодателя ст.15.2 ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

  1. за отказ от представления документов, необходимых для назначения пособий – штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
  2. за представление недостоверных сведений и документов или их сокрытие, которые повлекли выплату пособия в излишнем размере – штраф в размере 20 % от суммы излишне понесенных фондом расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.;
  3. за нарушение установленного срока представления запрашиваемых сведений – штраф в размере 5 000 руб.

Поэтому, переходите на официальный способ общения с работодателем.

Способы доставки заявлений (документов) на выбор:

  1. Лично в организацию. В этом случае обязательно документ должен быть зарегистрирован. Это значит, что на копии данного документа лицо, принявшее его, должно указать свою должность, поставить подпись, дать расшифровку подписи и указать дату, когда заявление было принято. Если в организации есть секретариат, то в данном случае на документе дополнительно проставляется входящий номер, под которым заявление зарегистрировано в журнале входящей документации.
  2. По почте заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения. Еще возможный вариант — факсом или электронным письмом, но с почтового отделения.
  3. Через курьерскую службу. Этот способ дороже, но быстрее и надежнее.
  4. Через доверенное лицо, вашего представителя (по нотариальной доверенности, как правило).
  5. Через сайт организации (если речь идет о государственной структуре). В разделе «Обращение граждан» описать свою ситуацию, проблему. Но нужно учитывать, что при этом способе ответ на ваше заявление вы получите в течение 30 дней.
  6. Обмен электронными документами через сети «Интернет»:

Этот способ будет считаться официальным, если работник работает дистанционно, и это указано в его ТД (исключение, «экстренная удаленка», когда согласие работника не требуется, и вносить изменения в ТД не требуется).

Для заключения, внесения изменений или расторжения документов потребуется наличие у работодателя усиленной квалифицированной электронной подписи. К этим документам отнесены: трудовой договор; допсоглашение к нему; договор о матответственности; ученический договор.

Дистанционный работник сможет подписывать эти документы усиленной неквалифицированной электронной подписью. В остальных ситуациях подойдет любой способ коммуникации, позволяющий зафиксировать факт получения электронного документа, с использованием других видов электронной подписи или в иной форме, предусмотренной коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору и позволяющей обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.

Другой вариант, когда может суд принять обмен через электронную почту между работодателем и работником, если это определенно в ЛНА работодателя, указан электронный адрес работодателя в этом ЛНА. А при приеме на работу, работник предоставляет работодателю свой электронный адрес, и работодатель вносит электронный адрес работника в письменном виде, как официальный адрес, откуда будут поступать работодателю письма, документы и т.п. В каких-то организациях есть корпоративная электронная почта.

Например, ЛНА работодателя  - Положение по кадровому делопроизводству или просто по делопроизводству.

С учетом положение ст.22.1-22.3 ТК РФ об электронном документообороте в сфере трудовых отношений, если у вас есть ЭЦП, то можете это заявление отправить в электронном виде работодателю, подписав ЭЦП, даже если электронный документооборот у работодателя не принят, как официальный способ взаимодействия. Главное, что ваше заявление будет подписано ЭЦП. 

Схема если коротко и простым языком:

1. Работодатель подает все сведения на застрахованных у него лиц,  чтобы когда возникает тот или иной случай, ФСС РФ сам начислял то или иное пособие.

2. Работнику нужно предоставит необходимые сведения и документы, которые должен работодатель отправить в ФСС РФ. Работник подает эти сведения:

- при трудоустройстве;

- при возникновении страхового случая (если при трудоустройстве он их не предоставлял);

- в случае изменении каких-то данных.

3. ФСС РФ назначает сам все пособия, путем электронного документооборота с другими ведомствами, и запросами к работодателю.

В этой схеме нет, чтобы работник сам пришел и что-то принес в ФСС РФ, работник все сдает и передает работодателю, а вот работодатель обязан в 3 рабочих дня все передает в ФСС РФ. А вот дальше пусть работодатель уже договаривается с ФСС РФ, если у него какие-то технические проблемы, как он передаст эти сведения.

Могу предложить вариант, чтобы вы направили жалобу в территориальный ФСС о том, что вы предоставили работодателю сведения с новыми реквизитами, но работодатель нарушает сроки передачи их в территориальный ФСС, а значит, ст.15.2   ФЗ РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

И чтобы территориальный ФСС сделал запрос работодателю.

Но, направить жалобу это означает официальный письменный документ, а не означает - позвонить, попросить.

Для информации, исходя из последней судебной практики, суды не отменяли для юрлиц штрафы в случаях технических сбоев, приостановки деятельности, объявления режима повышенной готовности. Это, правда, касается отчетов по форме СЗВ-М, СЗВ-ТД, но по аналогии суды могут подходить к различным ситуациям.

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое