18+
Домой приходили сотрудники ФСБ якобы из-за комментариев, оставленных на сайте в интернете. Как действовать в такой ситуации?
У меня следующая проблема. Пару дней назад получил сообщеие от родственника, что ко мне домой (о месту прописки) приходили сотрудникик ФСБ. Спрашивали где я нахожусь. Сказали, что мол оставил какой-то комментарий на сайте аж год назад и по этому поводу они хотят меня видеть. Им было сказано, что я там больше не живу и вообще нахожусь в другом городе. Они спаршивали когда я появлюсь дома. Вот собственно и все.
Я живу в другом городе. Старого компьютера, которым я пользовался тем летом - уже нет. (Слышал что в таких случаях могут изымать компьютеры или ноутбуки чтобы что-то там доказать). Никакой официальной повестки товарищи из ФСБ не присылали, а просто пришли туда домой.
Родственники в лёгкой панике, говорят, что все телефоны прослушиваются и почты с контактами просматриваются. Но разве это возможно?
Я никакой не хакер и законы никогда не нарушал. Да, иногда комментирую всякие ролики на ютубе или на других сайтах, иногда экспрессивно критикую власть. Неужели за то, что я о ком-то плохо отозвался в сети ко мне пришли сотрудники домой?
Хочу получить дельный совет, по дальнейшим действиям. Будут ли меня искать в другом городе? Или будут ждать пока появлюсь дома? Что вообще в данной ситуации делать?
Елена Ларина
28 марта 2013, 10:07
Уважаемый анонимный автор,
Поводом для возбуждения уголовного дела в подобных случаях является поступивший из Управления ФСБ России по Архангельской (насколько я понимаю) области рапорт с материалами оперативно-розыскной деятельности об обнаружении признаков преступления. При расследовании уголовных дел данной категории производится множество экспертиз: компьютерно - техническая (оценивает техническую возможность выхода в сеть интернет с Вашего компьютера, которого, к Вашему счастью, у Вас уже нет), политолого-психолого-лингвистическая (не всегда именно такая, но примерно в этом ключе...оценивает наличие в текстах признаков преступлений в зависимости от состава), иногда социологическая (если Вам вменяют разжигание ненависти к какой-либо социальной группе) и пр..(все зависит от конкретной ситуации). Это общая информация, а теперь ответы на конкретные вопросы:
1. Про прослушку - возможно. В ходе оперативно-розыскных мероприятий.
2. Про высказывания - Из-за того что Вы о ком то плохо отозвались к Вам скорее всего и пришли сотрудники. У нас конечно свобода слова, однако, некоторые высказывания действительно могут попасть под статью уголовного кодекса (причем обоснованно). Точнее Вам сказать не могу, так как не знаю где и что конкретно Вы написали.
3.Будут ли искать? Если возбудят уголовное дело или есть очень серьезные основания к его возбуждению - будут.
4. Что делать? Все зависит от Вашего настроя - если считаете, что Вы правы - обратитесь к юристу, покажите Ваши комментарии, получите квалифицированную очную консультацию. Если никакого состава Вы не усматриваете - явитесь, дайте объяснения, ознакомьтесь со всеми документами (очень рискованно). Если в высказываниях действительно усматриваются признаки преступления - удалите аккаунт, строго следуйте указаниям юриста.
Анонимно
28 марта 2013, 19:53
Елена, большое спасибо за комментарий.
Ну а каким образом может быть возбуждено уголовное дело? На каком основании. Ведь до суда нет доказательств, что это именно я сидел в тот день именно за тем компьютером и писал именно то сообщение то как можно вот так вот придти и сказать мол это сделал я. Может у меня в тот день дома были друзья. Может мой компьютер взломали. Может у меня вай-фай без пароля и кто угодно с улицы мог подключиться и с моего ай-пи зайти и написать. А если нет компьютера - то вообще как такое доказать. Я ведь не использвал в нике свое имя. Да и даже еслиб использвал имя, то мог бы написать любое.
Получается вычислить удалось только с какого ай-пи было произведен вход под профиль и с какого профиля написано сообщение. А по ай-пи определили на кого по договору оформлен интернет и пришли на такой адрес. Так можем предположить что у меня дома проживает 5 человек. Почему это дылжен был быть именно я? Всё это к тому, что каким образом заинтересовались именно мной, назвав моё имя, а не например моей сестрой или моим дядей, тоже пользовавшихся тем компьтером?! После всего этого разве могут выслать например повестку именно на моё имя?
И еще один вопрос. Как вы думаете, еслиб я на тот момент оказался дома, что бы произошло? Со мной бы провели допрос или меня бы куда-нибудь забрали?
И еще один момент, что если я помнить не помню что я там и где год назад писал. Можно ли обратиться к юристу просто так за консультацией и говорить не о фактах а об абстрактном деле в целом? Просто не знаю как себя вести. Ситуация угнетает, но я склонен просто ничего не делать и думаю, а что если просто больше никуда не заходить и нчиего не писать и обо мне просто забудут. Это правильное поведение на ваш взгляд?
Елена Ларина
29 марта 2013, 07:53
Дело возбудят "по факту", то есть не в отношении конкретного лица (Вас), а просто потому что есть такой коммент (в уголовных делах чаще всего преступник не известен при возбуждении уголовного дела). Однако в связи с тем, что коммент с Вашего аккаунта, то первые вопросы возникли именно к Вам. Если бы были дома - взяли бы с Вас объяснения на месте или дали повестку на явку для дачи объяснений. Юристу лучше говорить все как есть. Писать действительно пока никуда не надо)
Анонимно
29 марта 2013, 12:46
Сегодня выяснилось, что видимо дело действительно серьезное и возможно дело заведено. Но суть в том, что по нему проходит много людей. Все кто писал комментарии к какому-то одному ролику ролику. То есть я не один такой. Мне сказали, что ко всем тем людям приходили и им что-то вменяют. На меня лично домой по месту жительства пока ничего не приходило (повестки в смысле). По месту настоящего моего нахождения тоже пока ничего. Хотя яработаю официально и думаю, что найти меня при необходимости не составит им труда.
Что посоветуете делать дальше?
Елена Ларина
29 марта 2013, 14:32
Может быть Вам ссылку написать? Так будет проще, поскольку очень тяжело консультировать без спорного текста...А по поводу действий я уже писала: все зависит от Вашего настроя - если считаете, что Вы не правы - обратитесь к юристу, покажите Ваши комментарии, получите квалифицированную очную консультацию. Если никакого состава Вы не усматриваете - явитесь, дайте объяснения, ознакомьтесь со всеми документами (очень рискованно). Если в высказываниях действительно усматриваются признаки преступления - удалите аккаунт, строго следуйте указаниям юриста.
Анонимно
29 марта 2013, 15:43
Если бы я мог, я бы написал Вам ссылку. Но я понятия не имею о каком ролике и о каком комментарии именно идёт речь. Мне просто передали, что сотрудники спрашивали о оставленном 15 мая комментарии под роликом ... а что за ролик, на каком сайте - такой информации у меня просто нет. Я бы сам хотел знать о чём конкретно идёт речь, но увы. И спромить не у кого даже.
Алина Синякова
10 сентября 2013, 11:11
Напишите мне, пожалуйста