18+
Можно ли подвергать административному задержанию кандидата в депутаты?
Это касается реализации прав кандидатов в депутаты.
В соответствии со ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, прилагаемого к Федеральному закону от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
Зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату только по постановлению суда.
В ч. 1 ст. 1 данного закона указано:
Настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если: законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
В Тульской области такой закон принят, однако гарантий, которые прописаны в ст. 24 он не сдержит.
В ч. 2 ст. 1 Указано
2. Настоящий Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 85-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3005).
То есть если местный закон субъекта Федерации не содержит данную норму, то действует 138-ФЗ? Иначе получается ущемление прав кандидатов в тех регионах, которые решили, что кандидаты в депутаты могут задерживаться.
Мне не совсем понятна данная правовая коллизия. Можно задерживать кандидатов в депутаты или нет, каждый субъект решает сам?
Смущает также название закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», то есть как бы закон направлен на реализацию конституционных прав граждан, и если защита прав отсутствует в региональном законе?
Елена Макей
15 августа 2019, 03:44
Эксперт
Добрый день, Алексей.
Вы правы, коллизия норм Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и соответствующего закона субъекта РФ должна разрешаться в пользу федерального закона.
Прокурор дает согласие на привлечение к административной ответственности и наложение наказания в судебном порядке на зарегистрированного кандидата — это общее положение.
Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом или законом субъекта РФ.
То есть, насколько я понимаю, подразумевается в таком случае согласие прокурора на осуществление предусмотренных в КоАП РФ мер обеспечения (в том числе задержания) в отношении специального субъекта — зарегистрированного кандидата в депутаты.
Оспаривать законность привлечения к административной ответственности и применения мер обеспечения необходимо на основании общих норм КоАП РФ и КАС РФ, а также на основании специальных - вышеуказанного федерального Закона и п. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Ознакомьтесь с выдержкой из разъяснений Прокуратуры НАО, размещенной на ее официальном сайте:https://prokuratura-nao.ru/2012-10-24-08-55-28/metod-rekomed/3730-648648438990423232323
…По делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении зарегистрированного кандидата, наказание по которым налагается в судебном порядке, органы (их должностные лица), наделенные правом возбуждать дела об административных правонарушениях, непосредственно перед направлением материалов в суд, обращаются для получения согласия в зависимости от уровня выборов в прокуратуру города, района, другого приравненного к ним территориального прокурора, субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
2). Соответствующее подразделение прокуратуры субъекта Российской Федерации (исполнитель)изучает представленные материалы и при наличии достаточных оснований полагать, что лицо подлежит административной ответственности, готовит соответствующее Согласование прокурора субъекта Российской Федерации (прокурора города, района, приравненного к ним прокуроров специализированных прокуратур).
3). Материалы дела об административном правонарушении с Согласованием/Отказом в согласовании, возвращаются административному органу (его должностному лицу) для самостоятельного обращения его в суд (при получении Согласования).