Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 37 628
№ 37 628
РЕШЕНО

Можно ли подвергать административному задержанию кандидата в депутаты?

Это касается реализации прав кандидатов в депутаты.

В соответствии со ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, прилагаемого к Федеральному закону от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

Зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату только по постановлению суда.

В ч. 1 ст. 1 данного закона указано:
Настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если: законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

В Тульской области такой закон принят, однако гарантий, которые прописаны в ст. 24 он не сдержит.
 

В ч. 2 ст. 1 Указано

2. Настоящий Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 85-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3005).

То есть если местный закон субъекта Федерации не содержит данную норму, то действует 138-ФЗ? Иначе получается ущемление прав кандидатов в тех регионах, которые решили, что кандидаты в депутаты могут задерживаться.

Мне не совсем понятна данная правовая коллизия. Можно задерживать кандидатов в депутаты или нет, каждый субъект решает сам?

Смущает также название закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», то есть как бы закон направлен на реализацию конституционных прав граждан, и если защита прав отсутствует в региональном законе?

1 ответ

Добрый день, Алексей.

Вы правы, коллизия норм Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и соответствующего закона субъекта РФ должна разрешаться в пользу федерального закона.

Прокурор дает согласие на привлечение к административной ответственности и наложение наказания в судебном порядке на зарегистрированного кандидата — это общее положение.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом или законом субъекта РФ.

То есть, насколько я понимаю, подразумевается в таком случае согласие прокурора на осуществление предусмотренных в КоАП РФ мер обеспечения (в том числе задержания) в отношении специального субъекта — зарегистрированного кандидата в депутаты.

Оспаривать законность привлечения к административной ответственности и применения мер обеспечения необходимо на основании общих норм КоАП РФ и КАС РФ, а также на основании специальных - вышеуказанного федерального Закона и п. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Ознакомьтесь с выдержкой из разъяснений Прокуратуры НАО, размещенной на ее официальном сайте:https://prokuratura-nao.ru/2012-10-24-08-55-28/metod-rekomed/3730-648648438990423232323

…По делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении зарегистрированного кандидата, наказание по которым налагается в судебном порядке, органы (их должностные лица), наделенные правом возбуждать дела об административных правонарушениях, непосредственно перед направлением материалов в суд, обращаются для получения согласия в зависимости от уровня выборов в прокуратуру города, района, другого приравненного к ним территориального прокурора, субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

2).  Соответствующее  подразделение прокуратуры субъекта Российской Федерации (исполнитель)изучает представленные материалы и при наличии достаточных оснований полагать, что лицо подлежит административной ответственности, готовит соответствующее Согласование прокурора субъекта Российской Федерации (прокурора города, района, приравненного к ним прокуроров специализированных прокуратур).

3). Материалы дела об административном правонарушении с Согласованием/Отказом в согласовании, возвращаются административному органу (его должностному лицу) для самостоятельного обращения его в суд (при получении Согласования).

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое