Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+
Консультация № 39 361
№ 39 361
РЕШЕНО

Обязан ли работодатель по письменному заявлению работника выдать ему копию характеристики?

Обязан ли работодатель по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать ему копию характеристики, представленной в вышестоящие инстанции для награждения?

3 ответа

Здравствуйте!

По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).

Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно ст.62 ТК РФ.

Характеристика это документ, который связан с деловыми качествами работника.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) (Постановление Пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004).

Считаю, что этот документ соответствует требованию ст.62 ТК РФ, а поэтому работодатель обязан выдать этот документ.

  1. Характеристика – это документ, который составляется руководителем организации или структурного подразделения, где трудится работник, и содержит описание деловых и личных качеств работника.
  2. Характеристика представляется по запросу различных органов и организаций в случаях, предусмотренных законодательством, для участия в конкурсе для замещения вакантной должности, при проведении аттестации. Характеристика может выдаваться и по просьбе самого работника.
  3. Характеристика составляется в произвольной форме на стандартном листе бумаги либо на бланке организации.
  4. Характеристика содержит: фамилию, имя, отчество, год и место рождения, образование, занимаемую должность (или выполняемую работу), структурное подразделение, стаж работы, с какого времени работник работает в данной организации, описание деловых качеств, отношение к выполняемой работе, наличие наград и поощрений, взыскания, личные качества работника, черты характера, взаимоотношения в коллективе. В конце текста обязательно указывается, в какую организацию или орган дана характеристика.
  5. Текст излагается от третьего лица.
  6. После проставления подписи ставятся дата выдачи характеристики и печать организации (в том случае, если ее подписал руководитель организации). Если же характеристику подписывает, руководитель структурного подразделения, работник отдела кадров удостоверяет его подпись и проставляет печать кадровой службы.
  7. Надлежаще заверенная копия характеристики подшивается в личное дело работника.

Это выдержка из Положения о документообороте с учетом требований ГОСТ, и других нормативно правовых актов.

Образцы заявлений о выдаче документов.

Способы доставки заявлений (документов) на выбор:

  1. Лично в организацию. В этом случае обязательно документ должен быть зарегистрирован. Это значит, что на копии данного документа лицо, принявшее его, должно указать свою должность, поставить подпись, дать расшифровку подписи и указать дату, когда заявление было принято. Если в организации есть секретариат, то в данном случае на документе дополнительно проставляется входящий номер, под которым заявление зарегистрировано в журнале входящей документации.
  2. По почте заказным письмом с заказным уведомлением о вручении и описью вложения. Еще возможный вариант — факсом или электронным письмом, но с почтового отделения.
  3. Через курьерскую службу. Этот способ дороже, но быстрее и надежнее.
  4. Через доверенное лицо, вашего представителя (по нотариальной доверенности, как правило).
  5. Через сайт организации (если речь идет о государственной структуре). В разделе «Обращение граждан» описать свою ситуацию, проблему. Но нужно учитывать, что при этом способе ответ на ваше заявление вы получите в течение 30 дней.
  6. Обращение через электронную почту личную работника и работодателя:

Этот способ будет считаться официальным, если работник работает дистанционно, и это указано в его ТД.

Для дистанционных работников в частности, статья 312.1 Трудового кодекса определяет, что является дистанционной работой. Можно выделить два существенных признака такой работы: это выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя или его обособленного подразделения и использование для осуществления деятельности и взаимодействия между работодателем и работником информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (сети Интернет).

Особое внимание обращает на себя новый для Российского права способ взаимодействия дистанционного сотрудника и работодателя — это обмен электронными документами.

Причем стороны обязаны использовать квалифицированные электронные подписи (далее,- ЭЦП).

Различают несколько видов электронной подписи (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»):

  •  простая электронная подпись;
  •  усиленная неквалифицированная электронная подпись;
  •  усиленная квалифицированная электронная подпись.

Другой вариант, когда может суд принять обмен через электронную почту между работодателем и работником, если это определенно в ЛНА работодателя, указан электронный адрес работодателя в этом ЛНА. А при приеме на работу, работник предоставляет работодателю свой электронный адрес, и работодатель вносит электронный адрес работника в письменном виде, как официальный адрес, откуда будут поступать работодателю письма, документы и т.п. В каких-то организациях есть корпоративная электронная почта.

Например, ЛНА работодателя  - Положение по кадровому делопроизводству или просто по делопроизводству.

Заявление о предоставление расчетных листков, табеля учета рабочего времени и других документов.doc

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!

100 ₽
500 ₽
1 000 ₽
2 000 ₽
5 000 ₽
10 000 ₽
Ежемесячное
Единоразовое
Ежемесячное
Единоразовое