Как вернуть некачественный товар и защитить права потребителя?

Вся Россияправа потребителейСамозащита

Итак, вы купили ценную вещь, еще не успели обрадоваться приобретению, а она сломалась. У вас есть несколько вариантов действий:

  • предъявить продавцу требование о ремонте товара,
  • о его замене,
  • о снижении цены
  • или же вообще отказаться от покупки и вернуть потраченные деньги.

В зависимости от наличия гарантии на товар и его индивидуальных особенностей, алгоритмы защиты прав потребителя различны.

Товар без гарантии

В этом случае требования, связанные с недостатками товара, вы можете предъявить только, если докажете, что товар был изначально некачественным. Вам предстоит запастись доказательствами, которые должны быть оформлены в письменном виде. Необходимо провести экспертизу качества товара — если она покажет, что дефект заводской, то по закону продавец обязан удовлетворить ваше требование и компенсировать затраты за экспертизу. Если продавец отказывается, следует обратиться в суд.

Альтернативный вариант. Напишите в двух экземплярах претензию к качеству товара: один отдайте представителю продавца, на втором (своём экземпляре) вам должны поставить отметку о получении претензии. Если вдруг у Вас не захотят принимать претензию, направьте её заказным письмом с уведомлением на адрес предпринимателя/организации (адреса должны быть в уголке покупателя).

В претензии необходимо указать, что в полной мере удостовериться в надлежащем качестве товара в момент приобретения вы не могли — и только дома выявили дефект товара. Напишите конкретно, что вы хотите: заменить товар на качественный, расторгнуть договор или иное. Это необходимо для того, чтобы в случае отказа в удовлетворении своих требований вы могли обратиться в суд с аналогичным требованием.

Рекомендуем в тексте претензии описать свою ситуацию и потребовать провести проверку качества товара, ссылаясь на ч. 2 п. 5 ст. 18 ФЗ «Закона о защите прав потребителей». Укажите также, что необходимости в проведении дополнительной экспертизы нет. Но если фирма-продавец настаивает на данной процедуре, уточните, мнение какой фирмы (экспертного учреждения) будет для продавца наиболее авторитетным. Вы вправе участвовать в проверке качества товара, поэтому можете потребовать, чтобы продавец проинформировал вас о времени и месте данной процедуры. Разумный срок рассмотрения вашей претензии — 7 дней. Если фирма не идет на контакт — либо заказывайте экспертизу сами, либо просите назначить ее в судебном порядке.

Товар с гарантией

Гарантией обеспечиваются товары (технически сложные товары). На практике именно с технически сложными товарами возникают проблемы при использовании их по целевому назначению. Выделим правовую основу для защиты прав потребителя при приобретении товара и пути решения конфликтной ситуации:

П. 1 ст. 502 Гражданского кодекса говорит нам, что: «Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом». Однако существует перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату — это технически сложные товары бытового назначения (см. список).

Но если в товаре, попадающем в категорию технически сложных, обнаружен какой-либо дефект, у вас все равно есть право предъявлять требования, о которых мы уже сказали. Правда, у продавца может возникнуть желание «поиграть» на вашем незнании некоторых нюансов закона.

Например, один из участников сети «Так-так-так» столкнулся с такой ситуацией: он купил фен и буквально на следующий день обнаружил в нем серьезный дефект. Обратился к продавцу, но ему ответили, что его покупка не подлежит обмену, поэтому ее нужно сдавать в ремонт. Если же подобных проблем не возникнет, то алгоритм ваших действий примерно такой же, как и в предыдущем пункте.

Стоит обратить внимание, что заявить продавцу о недостатках товара и предъявить соответствующие требования вы должны в течение 15 дней со дня покупки. Исключением являются ситуации, когда вы можете заявить о своих правах даже по истечении этого срока: если в товаре обнаружился существенный недостаток, если продавец нарушил установленные законом сроки устранения недостатков товара или в ситуации, если из-за гарантийного ремонта, вы не могли использовать товар в течение более, чем тридцати дней в совокупности.

Следует еще раз отметить, что все свои претензии по качеству товара вы должны предоставить продавцу в письменном виде с обязательным указанием даты покупки, стоимости приобретенного товара и чека. Помните, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей (абз. 1 п. 5 ст. 18)«отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

Боритесь за свои права!

Автор: Илья Кудинов

Юридические консультанты: Анна Ярославцева, заместитель председателя городской общественной организации по защите прав женщин и детей «АССОЛЬ» (Новосибирск); Юлия Максимова, руководитель Юридической клиники Хакасского государственного университета

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Обязательная информация.

Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-так-так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Мы обязаны размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляем, что считаем решение Минюста необоснованным и оспариваем его в суде.

Написать комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Яндекс.Метрика