Как справиться с детьми на карантине и не попасть в сумасшедший дом? Советы психологов

детиДосудебная самозащитапарапсихологиШкола гражданского эксперта

Первый месяц карантина в России стал испытанием для семей с детьми, круглосуточно запертыми в четырех стенах. Привычный ритм жизни сломан, будущее — туманно.

Для некоторых последствия оказались очень драматичными, если не сказать хуже:

«Меня уволили с работы. Мы полтора месяца в изоляции, дети не выходят гулять, — рассказывает Наталья К., мама троих детей. — Рисуем, лепим… Но дети гиперактивные очень, квартиру разносят, разбили стекла в шкафах, подстригли кошку, изрисовали свежие обои, выдавили крема… Все не описать. Нервов не хватает, я одна. Муж постоянно на работе. Я кричу, срываюсь, не могу побыть одна даже в туалете. Пачками пью валериану, но мне реально хочется биться головой… Не могу контролировать гнев. Начала пить…».

Никто не знает, сколько еще продлится режим карантина, пессимисты говорят — месяца три-четыре. Как быть? Как объяснить трехлетнему ребенку, что на улицу нельзя? Как избежать хаоса в доме и драк между детьми? Как при этом свою собственную нервную систему сохранить? — эти и другие вопросы я задала психологу Олегу Ефимову и HR- менеджеру Дарье Ждановой, чтобы попытаться составить какую-то инструкцию выживания в этой новой реальности. Оба эксперта заявили, что начинать нужно с проблем родителей.

«Принцип самолета»

«Что я могу сказать: друзья, мы сейчас попали в ситуацию пандемии, с которой не встречались уже несколько поколений, — говорит Дарья Жданова. — По сути в России сейчас почти домашний арест. Это огромная нагрузка на психику. У многих стресс, невроз, депрессия и другие неприятные состояния. Поэтому первое — мы должны укрепить сами себя. Назовем это „Принцип самолета“: сначала спасаем себя, потом остальных. Дети отлично считывают ваше состояние, и эмоциональное и физическое. И легко им заражаются. Их ужасное поведение — это попытка любыми способами вернуть своих „нормальных“ родителей, прежних».

«В условиях ограниченных возможностей подвижность у детей может повышаться из-за того, что взрослые сами находятся в состоянии тревоги и беспокойства. И то, что мы себя начинаем сдерживать, фиксироваться на каких-то проблемах, дети это чувствуют и начинают больше нас тормошить», — подтверждает психолог Олег Ефимов.

Другими словами, чем больше нервничают и переживают взрослые, тем хуже ведут себя дети. Поэтому нам важно самим сохранять душевное равновесие.

Как объяснить трехлетнему ребенку, что на улицу нельзя?

Рассказывает Дарья Жданова:

«Лучше всего сесть и честно рассказать им, что вы испуганы, под давлением, устали. Рассказать про вирус, показать его фото (они красивые), объяснить, почему важно носить маски и сидеть дома. Рассказать, что так мы не только защищаем себя, но и спасаем тех, чей иммунитет слаб и может поддаться болезни. Можно рассказать про изобретение вакцин от других страшных болезней. Тогда дети увидят всю картину и лучше вас поймут».

Дарья Жданова

Дарья Жданова

Не надо думать, что им нельзя показывать слабость. Дети не должны считать, что вы супермен без эмоций, страха и упрека. На своем опыте я знаю, что жуткое поведение ребенка сменяется поддержкой и пониманием, когда говоришь ему: «Я болею. Мне плохо. Я выздоровею и снова буду веселая, но нужно время. Вот мои лекарства, я буду стараться побыстрее выздороветь — но мне нужна твоя помощь, чтобы ты могла делать то-то».

Игровые приставки и гаджеты — это проблема или спасение?

Олег Ефимов

Олег Ефимов

«Чего родители боятся? Что ребенок умеет себя занимать только с компьютером и с телефоном. Мы не можем исключить гаджеты, но их использование нужно ограничивать, — говорит Олег Ефимов. — Если ребенок долго находится у монитора, или долго сидит в телефоне, то, когда его этого лишают, случается истерика, конфликт, бешенство. Потому что он был в замершем состоянии долго, телефон убрали — выплескивается все, что накопилось, пока он был неподвижен. Он начинает бегать и орать. Нам необходимо это регулировать.

Родителям стоит научить своих детей навыкам заботы о себе на своем примере. Чтобы у детей возникало время для собственных занятий. Например, сегодня мы говорим: вот ты пять минут сегодня без меня делаешь то, что тебе важно, то, что ты хочешь. Или задаешь себе вопрос — чем бы ты хотел заниматься? Но при этом ограничиваем: это не должен быть телефон или телевизор. Это — именно самостоятельное дело. Завтра можно уже не пять минут, а шесть на это отвести. И постепенно можно увеличивать это время, когда ребенок предоставлен сам себе».

Как избежать «сумасшедшего дома»?

Здесь нам тоже нужен план, точнее — расписание. Рассказывает психолог Олег Ефимов:

«Почему в доме возникают суета, беготня, ор? Это все из-за неопределенности и хаоса, который из эмоционального состояния вынесен на ментальный уровень. Чтобы его упорядочить, нам нужно расписание.

Распространенная ошибка большинства родителей: они его составляют для детей. Родитель начинает контролировать ребенка, но при этом сам живет по принципу — что хочу, то и делаю. И получается „двойной стандарт“. Это усиливает хаос. Оптимальное решение — это расписание, которое составляется всей семьей. Это не обязательно выглядит так, что, допустим, в семь утра все разом встали. Просыпаться можно по очереди. К какому-то времени все уже проснулись точно, и собрались на общий завтрак. Или на общую зарядку.

Не нужно забивать каждую секунду, оставляйте немного свободного времени. Обязательно старайтесь учесть интересы каждого. И обязательно запланируйте какие-то общие дела. Совместный прием пищи — это правильно и хорошо. Но и когда мы совместно во что-то играем, когда мы совместно что-то изучаем — это тоже забирает излишки энергии. Обязательно учитываем рабочее время взрослых. „Пока я работаю, выполняю свои дела, чем ты хочешь заняться?“ И в это же общее расписание все фиксируем.

Если ребенок уже умеет определять время по часам, то можно его ответственным назначить за выполнение расписания. И пусть он будет главным! Или по очереди. Если кто-то не успевает завершить какие-то дела, всегда можно договориться.

Очень важно также создавать семейные правила и традиции. Как члены семьи хотят относиться друг к другу, какую они хотят атмосферу в доме, и что для этого готовы делать. Например, каждое утро начинать с объятий. Или с пожеланий друг другу доброго дня. Это тоже можно включить в расписание, хорошо влияет на атмосферу и на уровень энергии.

Роли и границы — это ключевой момент. Родители могут прямо так и говорить: „Сейчас я воспитатель в детском саду. Мы будем заниматься. Что вы там проходите? Цифры складываете? Давайте сделаем. А расскажи мне, в какие вы там игры играли?“ И уже ребенок берет на себя роль воспитателя и обучает. Каждый член семьи может на время побыть в роли учителя. Время вышло — говорим: „Все, учителя закончились! Я сейчас — мама, которая хочет с вами поиграть в такую-то игру“.

Итак, мы учли главную ошибку — не делаем расписание только на детей», — подчеркивает Олег.

Куда девать энергию? «Узаконь то, что нельзя изменить!»

Составлять расписание на день из одних только спокойных занятий — большая ошибка. Чем дольше ребенок находится в пассивном состоянии, тем больше накапливается энергии. Надо не бояться детской энергии, а учиться управлять ей, — говорит Олег Ефимов:

«У нас есть такие виды деятельности: сон, отдых, интеллектуальная деятельность, физически активная деятельность. Это все надо чередовать. Обязательно узаконить, разрешить так называемое „бешенство“. Если оно под запретом, то оно проявляется сильнее. Например, мы решили на семейном совете, что у нас с 16 до 17 часов — час безумных поступков. Можно кричать, прыгать и кидаться подушками».

Творчество также поможет занять ребенка

Творчество также поможет занять ребенка

Психолог советует выделять на «бешенство» минут 15 в день, в крайнем случае — не больше часа. И обязательно при активном участии взрослых:

«Когда мы возглавляем этот процесс, он становится предсказуем, — объясняет Олег. — Если в этот момент детям дать волю, то это пойдет неконтролируемо. Когда вместе с детьми «бесится» взрослый, он может достать из комода кучу носков и кидаться носками. И только носки и надо будет потом убирать. Еще хорошо идет туалетная бумага, которую мы все в последнее время так активно покупали. Отрываешь кусок туалетной бумаги, жамкаешь его, как будто снежок. И устраиваешь соревнование — кто дальше запулит. Это весело и безопасно! Можно кидать друг в друга, чтобы выходил адреналин. Очень хорошо работает, — заключает он.

Условие: убирать разгром вместе, — дополняет Дарья. — Не стоит бросаться фразами типа: «Убери в комнате» — это слишком абстрактно. Лучше работают конкретные задания: «Сложи подушки и игрушки на диван», «собери конструктор в коробку», «вымой кисти».

По словам Олега Ефимова, излишки энергии успешно поглощают также новые знания и новый опыт:

«Когда мы детей учим решению каких-то реальных бытовых вопросов: стряпать печенье, резать винегрет, подметать пол, поливать цветы, мастерить поделки. Важно дать ребенку возможность родителей тоже чему-то научить. Мой сын, например, периодически учит меня оригами и Лего, — говорит он.

Психологи советуют также использовать физические упражнения и совместные семейные игры

«Еще есть телесные техники. Например, аквагрим, — рассказывает Олег. — Разрисовать друг друга, сделать разные рожи и какое-то время так походить: сегодня мы — добрые, завтра у нас — день страшилок. На разные переживания можно делать фото».

Аквагрим

Аквагрим

Другая телесная техника — поваляться, побороться. Устроить кучу-малу, чтобы дети ползали — это еще и массаж. Снимает излишки напряжения, снижает гиперактивность, телесный контакт с близкими любому человеку полезен. Хорошо идут развивающие квесты с выполнением заданий, поиск какого-то клада по квартире с записочками и стрелочками.

Игры бывают разные: одни направлены на сотрудничество и создание общей атмосферы, другие — на соперничество. Важно и тут соблюдать баланс.

«Когда мы устраиваем соревнования, то у нас контролируемо выходит адреналин. Лучше всего для соперничества подходят настольные игры», — говорит психолог.

Идеи для игр можно поискать в интернете или в книгах. Например, в книге Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать».
Подойдут также упражнения для развития мозга, разработанные нейропсихологами, как, например, в этом видео:

«А как же я»?

Психолог Олег Ефимов подчеркивает, что для игр в расписании должно быть определенное время, нельзя играть целыми днями.
Одной из самых распространенных ошибок родителей в условиях карантина он называет застывание родителя в одной роли, когда мама целые дни напролет выступает, например, няней, или массовиком-затейником. Велика вероятность, что она быстро выдохнется и перейдет к роли «домашнего цербера», или впадет в депрессию.

«Мы сами родители, и супруги, и дети своих родителей. У нас есть бизнес, работа. Оказавшись в изоляции всей семьей, важно помнить все свои роли, и для каждой из них отвести определенное время. Уделяем внимание каждой сфере своей жизни. Это поможет уменьшить напряжение», — говорит Олег.

«Дети легли в постель — вы наливаете себе чашку… и садитесь потупить. В телефон, в книгу, в сериал. Это переключение, это полезно. Это — для вас», — дополняет Дарья.

Полезные контакты:

Сайт тренинговой компании «Центр взаимоотношений».
Инстаграмм психолога Олега Ефимова @efimov.pro.

И пара групп в Фейсбуке:
Сообщество Ресурсная психология

Сообщество «Нет, это нормально» — для всех, кто с детьми

Будьте здоровы и счастливы!

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Обязательная информация.

Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-так-так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Мы обязаны размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляем, что считаем решение Минюста необоснованным и оспариваем его в суде.

Написать комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Яндекс.Метрика