Уполномоченный по правам человека: еще одна попытка внедрения этой должности в Новосибирской области вскрыла полную неразбериху в федеральном законодательстве

Новосибирская обл.законодательствоОмбудсменправа человека

Здесь уже писали о том, что в Заксобрании региона создана рабочая группа «для предварительного изучения» вопроса об учреждении должности Омбудсмена в Новосибирской области. И вот, готовясь к Общественным слушаниям по данному вопросу, члены Координационного совета выяснили, что существующее федеральное законодательство об институте уполномоченного устроено так, что исполняющий эту должность может очень многое, кроме реальной защиты прав человека.

Об этом нам напомнили в ответе из государственно-правового управления правительства области, обратив внимание на многочисленные противоречия этого законопроекта — и законодательтству об общественных организациях, и законодательтству об общих принципах местного самоуправления, и даже Конституции РФ.

И справедливо напомнили. Оказывается, вопросы создания института Уполномоченного по правам человека в оставшихся субъектах РФ, куда попадает и Новосибирская область (18 из 83) и проблемы дальнейшего развития уже существующих региональных институтов Уполномоченного до сих пор являются предметом более чем десятилетней непрекращающейся дискуссии. И обострение у нее случается каждый раз по мере разработки очередных законопроектов по указанным вопросам. Как вот, например, случилось в Новосибирске. Подробнее об этом советуем прочитать в статье Елены Маркеловой «Правовые проблемы развития института уполномоченного по правам человека в субъекте российской федерации: дискуссия продолжается», опубликованной в Библиотеке ИРП-Сибирь.

Оказывается, напоминает в своей в статье Елена Маркелова, уже много лет существует концепция федерального закона «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации». Закона, который снял бы многие правовые коллизии и нестыковки, и мог бы стать «действительной и действенной правовой инновацией в укреплении данного института в России, повышении эффективности его деятельности по защите прав и свобод человека». Не принимается и даже не рассматривается. А ведь именно такой закон мог бы (вновь цитирую Е. Маркелову):

«а) установить общие принципы учреждения института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ;

б) определить его компетенцию, расширив круг полномочий региональных Уполномоченных в сфере взаимодействия с федеральными государственными органами, органами судебной власти;

в) закрепить на федеральном уровне определенный стандартный «набор» полномочий Уполномоченных по правам человека в субъекте РФ, уменьшить который не мог бы региональный законодатель, создавая данный институт как «декоративный».

Координационный совет по продвижению института Омбудсмана в Новосибирской области принял решение: предложить председателю Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ М.А. Федотову включить вопрос о развитии (или деградации) института уполномоченного по правам человека в программу выездного заседания Совета по развитию общественных институтов, которое состоится в Барнауле (26−27 сентября с.г.). Предложение принято. Следите за событиями.

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Написать комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.