Продолжая работу с сайтом taktaktak.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов. Подробнее

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16. Сервис Яндекс.Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Согласен

Вытрезвители. Версия 2.0

Вся Россияправа человека

Как это было…

В 90-х и в начале 2000-х годов в правозащитную организацию, с которой я сотрудничала как юрист, часто обращались граждане, пострадавшие в вытрезвителях.

thom-masat-fokak7ejydm-unsplash

В то время эти заведения входили в систему МВД. Поток жалоб заметно увеличивался в периоды «краснокалендарных» праздников, которые трудовые коллективы отмечали по месту работы. Вечерние корпоративы в ресторанах только еще входили в традицию, но именно возле этих мест массового отдыха дежурила милиция в ожидании своих нетрезвых клиентов.

Мы направляли пострадавших в зависимости от последствий их пребывания в вытрезвителе: кого в прокуратуру, а кого прямиком в травмпункт. Некоторым людям впоследствии требовалась госпитализация, ведь пострадавший человек приходил к врачу не только с видимыми синяками (упал с койки в вытрезвителе), но и рассказывал о получении ударов по внутренним органам, черепно-мозговой травме.

А случаи пропажи в «трезваках», как их презрительно окрестили побывавшие там люди, денег, личных вещей, ключей и даже паспортов можно было перечислять бесконечно.

Но официальные ответы надзорного ведомства на жалобы избитых и обобранных граждан нередко содержали заготовку: ФИО находился в состоянии алкогольного опьянения на улице, не мог самостоятельно двигаться, не ориентировался в окружающей обстановке, вел себя буйно при доставлении патрулем ППС, денежных средств у гражданина при себе не имелось, личные вещи возвращены полностью, факты, приведенные в жалобе, не нашли своего объективного подтверждения.

Однако правозащитники выясняли со слов обратившихся к ним, что перед принудительным водворением в вытрезвитель человек спокойно шел с банкета по случаю защиты диссертации или только что вышел из дома с семейного застолья. В некоторых случаях, когда пострадавшие или их родственники обращались в СМИ и в правозащитные организации, возникал общественный резонанс. Но уголовные дела возбуждались очень редко: если вытрезвляемому наносили тяжкие телесные повреждения либо наступала его «странная» смерть в закрытой на ночь холодной комнате, где как в настоящей тюремной камере нередко оказывались на соседних койках бывалые и впервые попавшие.

Установить, кто избил человека в вытрезвителе, было чрезвычайно сложно: видеонаблюдения в заведениях не было, а сотрудники милиции могли просто «натравить» одного клиента на другого и выйти за дверь.

Один человек поделился: в туалет людей не выпускали с задержания (вечером) и до утра. Ночью он громко возмущался по этому поводу. Работники вытрезвителя приковали его наручниками к кровати. Лежать пришлось на животе. А вскоре к нему подошел здоровяк и ласково поинтересовался, не желает ли он быть изнасилованным? Качать права тот сразу перестал.

Многие люди, выбравшись ранним утром из подвала с тяжелой железной дверью, в каких обычно и находились такие заведения, старались забыть нарушения прав, унижения. И не хотели поднимать шум.

Конец старой системы вытрезвителей

10 лет назад вытрезвители официально перестали существовать на всей территории страны: их ликвидировали законодательно. Помещения были закрыты или перепрофилированы под иные нужды милиции.
Но некоторые регионы (Татарстан, Московская, Брянская, Челябинская области и еще 16 субъектов) к настоящему времени создали свои учреждения для оказания социальных услуг. Это временные приюты, своевременное и квалифицированное оказание доврачебной первичной медико-санитарной помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, до их вытрезвления. Финансовое обеспечение их деятельности осуществляется из региональных и муниципальных бюджетов. Для поступивших в учреждение граждан услуги в настоящее время бесплатные.

Возрождение вытрезвителей?

В конце прошлого года был принят Федеральный закон от 29.12.2020 № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения», который вступил в силу с 1 января года нынешнего.

Этим нормативно-правовым актом на региональные власти возложена обязанность оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, включая создание специализированных организаций. Правила деятельности таких организаций, виды помощи, которая будет там оказываться, утвердят совместно федеральные органы исполнительной власти: Минздрав, Минтруд и МВД.

К вопросам, решаемым властями муниципального уровня, закон отнес непосредственное осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Возводить объекты, в которых будут функционировать специализированные организации, помогут инвесторы на основании соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

Гражданин, пройдемте!

Такой план выглядит гуманным, а государственная услуга — полезной для гражданина и общества в целом. Но действительность может оказаться далекой от продекларированных намерений.

Кто и каким образом определит нуждаемость в специализированной помощи лица, находящегося в состоянии опьянения?

А если такое лицо нормально себя чувствует, уверенно передвигается и ориентируется, ведет себя спокойно? Либо находится дома или в другом частном помещении, а не в общественном месте?

Ведь благая цель новеллы состоит в том, что помощь оказывается только тем лицам, которым она реально нужна, и они согласны на ее оказание.

Но здесь законодатель не растерялся и внес изменения в статью 13 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ, предоставив ее сотрудникам право доставлять в указанные выше организации граждан, находящихся в состоянии опьянения, если есть основания полагать, что они могут:

  • причинить вред жизни и здоровью других граждан;
  • нанести ущерб имуществу;

а также по письменному заявлению граждан, находящихся совместно с ними в жилище.

Новое правомочие правоохранителей связано со статьей 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях: об ответственности граждан за появлении на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Наказание — штраф от 500 до 1500 рублей или административный арест до 15 суток.

Какая сложится практика при реализации норм закона на практике, учитывая «палочную» систему оценки работы полиции?

lacie-slezak-ghwoue9olwe-unsplash

Услуга, от которой сложно отказаться

Сочетание бесплатных и платных услуг в специализированных организациях вполне возможно, особенно при условии заключения соглашений с частными инвесторами. Если создать некий гибрид между социальным учреждением и коммерческим центром с базовым набором для основного потока клиентов и дополнительными платными услугами для vip-персон, на вытрезвлении инвесторы (пофантазируем немного) еще и прибыль получат.

Доставлять в организацию граждан может частный перевозчик, которого вызовет полиция. Его выберут по системе госзакупок и заключат соответствующий контракт. А оплачивать услуги обяжут гражданина, получившего их в порядке публичной оферты. В случае отказа от оплаты — взыскание ее в порядке упрощенного судопроизводства. Далее — списание денежных средств со счета гражданина банком или приставом.

Фантастика? Не скажИте, вполне реальный сценарий развития событий.

Не очевидные, но вероятные нарушения

В специализированной организации гражданину не может быть оказана медицинская и социальная помощь без его осознанного добровольного согласия (статья 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункт 5 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Получить такое согласие у нетрезвого человека возможно, но, я считаю, недопустимо, ведь произойдет частичное ограничение его дееспособности вопреки запрету, установленному пунктом 3 статьи 22 Гражданского кодекса РФ.

  • В чьем ведении будет решение вопроса, куда направлять гражданина: в специализированную организацию либо в медицинское учреждение?
  • Если гражданин посчитает, что его права нарушены при доставлении в организацию, сможет ли он реализовать свое право на защиту?
  • Допустят ли к гражданину адвоката или юриста?
  • Будет ли он иметь право на звонок (сообщение) близким или защитнику?
  • Установят ли срок обязательного нахождения гражданина в организации, если он в состоянии доехать домой на такси или его могут забрать близкие?

Что мы получим в результате, зависит от нас

Возврат к прежней системе со всеми ее негативными проявлениями либо построение гуманной службы, где уважают достоинство и права человека?

Необходим общественный контроль, распространение деятельности Общественных наблюдательных комиссий на создаваемые по новому закону организации.

Предлагаю вести дальнейшую дискуссию на открытую тему, так как наше участие важно для формирования правозащитной позиции. Ваши мнения, вопросы и сомнения приветствуются!

Если у вас есть вопросы по защите ваших прав, пишите нам в раздел «Консультации». Эксперты «Так-так-так» всегда готовы помочь вам.

И подписывайтесь на обновления «Так-так-так»!

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Обязательная информация.

Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-так-так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Мы обязаны размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляем, что считаем решение Минюста необоснованным и оспариваем его в суде.

1 комментарий

Написать свой

  1. EMakey # 21.02.2021 в 21:16

    Опубликован проект Приказа МВД «Об утверждении Порядка доставления
    лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или
    иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции»:
    https://regulation.gov.ru/projects#npa=113481
    Обратила внимание на противоречие в цели:
    3 Основными задачами полиции по доставлению лиц, находящихся:
    3.1. В общественных местах в состоянии опьянения, является
    оказание необходимой помощи в целях предупреждения опасности,
    угрожающей их жизни и здоровью, пресечение административных
    правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную
    безопасность, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие
    населения и общественную нравственность.
    И вновь как в старые недобрые времена оказание помощи гражданам сотрудниками полиции переходит в пресечение административных правонарушений и отнюдь не только за нахождение граждан в состоянии опьянения в общественном месте)))

Написать комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.