В свой дом — через суд: как чиновники отказывают сиротам в предоставлении жилья

Алтайский крайжильежурналистские и общественные расследованиясиротыСпецпроекты

Журналисты и правозащитники решили проверить, как на практике исполняется закон о социальной поддержке детей-сирот.

На базе правозащитной сети «Так-так-так» было проведено общественное расследование.

По закону сироты и лица, оставшиеся без попечения родителей, у которых нет собственного дома, имеют право на получение жилья. В действительности же, свое законное право реализовать может далеко не каждый.

Глава 1. Взрослым «сиротам» в постановке на очередь отказывают

В Алтайском крае с 2013 года ведение единой краевой очереди и распределение жилья между сиротами входит в обязанности Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Как выяснилось в ходе расследования, на очередь отказываются ставить нуждающихся старше 23 лет. Ссылаясь на тот же Федеральный закон № 159, чиновники говорят, что в этом возрасте человек утрачивает статус сироты. Законны ли действия представителей власти? Приводим мнение правозащитников, юристов, профильных чиновников и самих сирот.

Вехи жизни: психушка, тюрьма, улица,

или История несправедливости

Наша встреча с 34-летним Николаем проходит на улице, в парке у городского Дворца культуры г. Бийска. О том, что ему как социальному сироте положено жилье, узнал в 2014 году. По его словам, на очередь его теперь не ставят.

— Воспитывался я в детдоме в Павловске, — рассказывает он. — Мать лишили родительских прав, когда мне было пять лет. В детдоме было сложно, периодически меня отправляли в психиатрическую больницу за плохое поведение на длительный срок. Я обозлился на весь мир, наломал дров и в 15 лет попал в колонию для несовершеннолетних. Оттуда я вышел в 18 лет. Встретил меня директор детдома, отдал мои документы и сказал, чтобы я возвращался в Бийск к матери.

Николай Стариков

Николай Стариков

— И как тебя встретила мама?

— Приезжаю — мать пьет, прописывать в квартире не хочет. Пробовал устроиться учиться, но меня из-за судимости не взяли. На работе тоже отнеслись с подозрением, пришлось уйти. В итоге походил голодным пару дней… и снова начал «чудить», сел в тюрьму. О том, что я имею право на получение жилья, мне тогда никто не сказал. Теперь же на очередь меня не ставят, ссылаясь на возраст. Я обратился к юристу, но, думаю, что ничего у меня не выйдет…

Вместо Путина звоню я

Еще одна встреча — тоже на улице. На этот раз с 37-летней Натальей Кудашевой.

О своей проблеме она написала на сайте «Вопрос Президенту»: «Здравствуйте, В.В. Путин! У меня вопрос такой: почему я до сих пор не могу получить квартиру? Я сирота… что мне делать, если не к кому обратиться? Мне уже 36 лет… Как быть, если местные власти никакого внимания на меня не обращают?».

Далее для президента она оставляет номер своего телефона. Но вместо президента звоню я. Наталья соглашается со мной встретиться. Показывает ворох писем из разных инстанций. Отказы в постановке на очередь.

За свою жизнь Наталья прошла «и Крым, и Рым». Началось все с того, что ее родная мать, которую вовремя не лишили родительских прав, вернулась из тюрьмы и забрала 15-летнюю дочь из детдома.

— Теперь я понимаю, что нужна ей была для выгоды, — вспоминает Наталья. — Вместе со мной она ходила по базарам Барнаула и воровала все, что плохо лежит. А я была прикрытием. Когда ее за воровство в очередной раз посадили в тюрьму, я уехала с молодым человеком жить в Бийск. Мне тогда было всего 16 лет.

О том, что Наталья имеет право на получение жилья, она узнала в возрасте 36 лет.

— Мне позвонила знакомая девушка, которая тоже воспитывалась в детдоме, и сказала: «Вышел новый закон, теперь сироте претендовать на жилье можно в любом возрасте. Хоть тебе 150 лет, закон на твоей стороне. Действуй, собирай справки».

Наталья Кудашева поверила, собрала документы и подала иск, чтобы решением суда ее поставили на очередь в качестве нуждающейся. Но 2 сентября в Барнауле судом первой инстанции в удовлетворении иска Наталье было отказано.

— Судья мотивировал это тем, что мне уже больше 23-х и что моя мать не лишена родительских прав, хотя со мной почти не жила. Разве я виновата, что ее не лишили родительских прав? Тем более, в статье 1 закона № 159 сказано, что граждане, чьи родители отбывали наказание в виде лишения свободы, считаются детьми, оставшимися без попечения родителей. Теперь же, чтобы реализовать свое законное право на получения жилья, мне надо оплатить судебные издержки и работу юристов. Почему я должна через суд доказывать то, что мне и так положено по закону? Я в тупике, — говорит она.

Социальное сиротство воспроизводит само себя

То, что в России немало сирот, которые вовремя не получили поддержку государства и оказались на улице или в тюрьме, подтверждает руководитель Центра семейного образования и воспитания «Семья и дети» Надежда Артемова (Новосибирск).

— По статистике нашего центра, которая совпадает с федеральной, адаптироваться к самостоятельной жизни получается лишь у 10% выпускников детских домов. И одна из основных причин: 40% сирот не имеют собственного жилья, — говорит Надежда Артемова. — Социальное сиротство опасно тем, что оно воспроизводит само себя. Получается замкнутый круг: нет жилья — нет регистрации, нет регистрации — нет работы. Человек попадает в асоциальную компанию: наркотики, ранняя беременность. Рождается новый человек, его отдают в детдом, и все повторяется заново. Органы опеки могут предложить временно отказаться от ребенка, пока мама решит свои жилищные проблемы. Но я не знаю ни одного случая, когда женщина из числа сирот вернулась в детский дом за своим ребенком.

Кто обязан контролировать, чтобы сирота как можно раньше был включен в очередь на получение жилья в качестве нуждающегося? Проблема решена на уровне региона. В рамках постановления администрации Алтайского края от 28 июля 2014 года включение в список по достижению 14-летнего возраста контролируют законные представители и органы опеки.

Юрист сети «Так-так-так» Анна Гулевич предлагает закрепить эту инициативу на федеральном уровне: «Проблема отсутствия обеспечения детей-сирот жильем нередко пересекается с пропуском сроков постановки детей на учет в качестве нуждающихся. Мне кажется логичным, если бы федеральный законодатель возложил обязанность по постановке на учет таких детей на их попечителей (например, администрацию детдома). При этом надо предусмотреть ответственность за неисполнение этой обязанности».

«Не положено и точка»: чиновники упорно читают закон в старой редакции

Не случайно Федеральный закон № 159-ФЗ в первой редакции от 1996 года начинался с описания: «Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет».

По-видимому, чиновники хорошо усвоили этот принцип. И даже изменения в законе, а именно добавление пункта 9 в ст. 8 в 2012 году, не привело к ожидаемым переменам.

Эксперт правозащитной сети «Так-Так-Так» Наталья Кудрявцева объясняет, что никаких возрастных ограничений для постановки на очередь теперь нет:

— В п. 9 статьи 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» четко говорится, что «право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями».

— В моей практике есть прецеденты, на учет теперь принимают и после 23 лет, — добавляет Наталья Кудрявцева.

Для того, чтобы проиллюстрировать расхождение между законом и его исполнением, приведем ответ на официальный запрос газеты «Деловой Бийск» за подписью заместителя начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Николая Бренева.

«Одним из оснований для отказа во включении в Список является возраст заявителя, который на момент подачи заявления превышает 23 года», — пишет он.

Краевые чиновники аргументируют это тем, что взрослый человек не является сиротой, и ссылаются на тот же ФЗ № 159.

«В соответствии со статьей № 1 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся, в том числе, лица в возрасте от 18 до 23 года, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке», — сообщает Николай Бренев. — «После достижения 23 лет гражданин утрачивает статус лица, находящегося без попечения родителей».

Получается, пункт 9 статьи 8 ФЗ № 159 чиновники трактуют по-своему: гражданин может после 23 года претендовать на получение жилья, но только в том случае, если он успел встать на очередь до этого возраста.

Общественники: государство сознательно игнорирует взрослых «сирот»

Категорически не согласны с позицией чиновников представители общественной организации Центр семейного образования и воспитания «Семья и дети». На протяжении многих лет правозащитники отстаивают интересы сирот, в том числе, и в суде.

— Государство обязано предоставить жилье сироте, причем сразу после выпуска из детского дома при условии достижения им 18 лет, либо когда сирота закончит свое обучение в профессиональном учебном заведении с общежитием, — говорит руководитель центра «Семья и дети» Надежда Артемова. — Мы неоднократно готовили исковые заявление в суд и доказывали, что выпускник детдома вовремя не был поставлен на очередь органами, на которые государство возложило право опеки и попечительства. Нам удалось доказать, что неисполненное жилищное право является ответственностью тех лиц, которые должны защищать интересы сирот. Были случаи, когда по решению суда на очередь ставили лиц из числа сирот в 30 и даже после 40 лет.

— Наибольшая сложность — восстановить документы, выданные много лет назад. Мы столкнулись с тем, что выпускники детдома либо получали на руки документы и растеряли их со временем, либо документы передавались в учреждения профобразования и тоже были потеряны. На восстановление порой уходило по 2−3 года, — добавляет Надежда Сергеевна.

Общественники делают вывод: чиновники совершенно сознательно «забывают» о взрослых сиротах.

— Представляете, какое число людей придется обеспечить жилплощадью, если включить в очередь всех бездомных выпускников учреждений для сирот за последние 20−30 лет? — добавляет Надежда Артемова. — Было время, когда дети «пачками» выпускались «в никуда». Даже после принятия федерального закона № 159 в 90-е годы сироты не обеспечивались ни жильем, ни какой-либо другой поддержкой. Если разбираться, может выявиться много нарушений: возможно, кому-то было очень выгодно не исполнять жилищные права сирот. До настоящего времени существует бездна проблем у выпускников детских домов, препятствующих позитивной социализации. Решить их можно, если провести масштабный мониторинг и расследование в разных регионах страны.

Далее Надежда Артемова резюмирует:

— В целом же, обновленный закон неплох. Согласна, с сиротами необходимо заключать договор социального найма и на первых порах осуществлять строгий контроль за качеством их жизни в предоставленном жилье. Главное, чтобы через 5−10 лет у тех, кто успешен в самостоятельной и семейной жизни, оставалось право приватизации этого жилья.

Глава 2. Жилье предоставляют в порядке живой очереди — а это долго

Еще одна проблема, выявленная в процессе расследования, — долгое ожидание своей очереди на получение жилья.

Как отмечает юрист Анна Гулевич, до 2013 года в п. 3 статьи 8 закона № 159 говорилось, что «выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди». В обновленном же ФЗ № 159 не обозначены конкретные сроки, в течение которых сироте обязаны предоставить квартиру.

Фактически, это произойдет тогда, когда подойдет очередь. При этом сироте рекомендуется самому быть активным и периодически «давать о себе знать». Иначе ожидание может растянуться на годы, а иногда и на десятилетия.

После дождичка в четверг,

или История бесконечного ожидания квартиры

Например, 29-летней Марине Бурыкиной (Бийск) пришлось ждать квартиры более 10 лет.

23-летняя Любовь Барсукова (Бийск) стоит на очереди с 19 лет, и недавно числилась в списке под № 818. Люба — мать-одиночка, у нее трое детей.

— За 2014 год продвинулась в очереди на 100 позиций, при этом, мой номер очереди то уменьшается, то снова увеличивается, — рассказывает девушка. — Говорят, мне еще года три стоять. При этом я уже выиграла два суда и мне по суду обязаны предоставить жилье, но его по-прежнему не дают, ссылаясь на то, что не хватает средств, чтобы обеспечить жильем всех и сразу.

Руководитель центра «Семья и дети» Надежда Артемова подтверждает, что процесс формирования единой региональной очереди и выдачи квартир непрозрачен:

— Было бы уместно создать удобные и открытые сервисы на сайте профильных ведомств — в виде электронной очереди, чтобы каждый человек мог фиксировать свое место и следить за перемещением. При этом, чтобы не нарушить закон о персональных данных, очередь можно сделать закрытой, по принципу электронной очереди детских садов. Также нужен общественный контроль, чтобы отслеживать, сколько в том или ином регионе выделено жилья, сколько выпускников его получили и кто конкретно! В противном случае, чиновник получает возможность бесконтрольно нарушать закон, и дети находятся от его решения в зависимости.

Защищайте свои права!

или История, которую надо менять

— То, что с 2013 года федеральный законодатель убрал внеочередной порядок предоставления жилья, ущемляет права сирот на жилье. Фактически, после окончания детдома мы выгоняем детей на улицу, — добавляет юрист Анна Гулевич. — Поэтому, если государство не может обеспечить всех нуждающихся жильем сразу, было бы справедливо выплачивать компенсацию за аренду временного жилья, пока не будет предоставлено постоянное жилье согласно очереди. Такая программа уже действует в Новосибирской области (утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 10.12.2012 N 557-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации арендной платы за наем жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). В Алтайском крае такой программы я не нашла.

С этой позицией солидарна Наталья Кудрявцева, более того, эксперт добавляет: «Исходя из буквального прочтения статьи 8 ФЗ № 159 ФЗ, жилье детям-сиротам должно предоставляться сразу по достижению 18 лет. Считаю, необходимо обратиться в Верховный суд РФ, чтобы проверить, как закон исполняется в регионах на практике.

Ключи от будущего — через суд,

или История победы

В качестве примера успешного отстаивания прав в судебном порядке можно привести историю 25-летнего Евгения Дорофеева, инвалида I группы.

Евгений — сирота, воспитывался в детдоме, в 2012 году встал на очередь как нуждающийся в жилье. Проживал в общежитии для сирот по ул. Челюскинцев (Бийск), где ему из-за болезни жить было крайне некомфортно.

Но состояние здоровья не стало достаточной причиной, чтобы обеспечить инвалида жилплощадью. Перед ним в очереди находились более 1000 человек. Чтобы получить жилье как можно быстрее, Женя обратился в прокуратуру. В мае 2015 года судом было удовлетворено исковое заявление прокурора города в интересах Жени. Пройдя несколько судов, инвалид I группы получил долгожданные ключи от квартиры.

Я побывала на новоселье у Жени в бийской новостройке по ул. Ломоносова. Заглянула в светлую просторную кухню, ванную комнату, полюбовалась видом с балкона. Евгений стоит посреди комнаты. Его комнаты. И делится эмоциями:

— Я очень доволен. Я счастлив. Здесь замечательно! Сделан косметический ремонт, пластиковые окна, санузел, электроплита… Просто бери свои вещи и въезжай. Надеюсь, и зимой тепло будет. Здесь другая аура. Я даже стал лучше себя чувствовать, это заметно и окружающим.

Старший помощник прокурора г. Бийска Ольга Валуйских объясняет: «Даже если законодательно не предусмотрены сроки предоставления жилых помещений, у сирот остается право обратиться с исковым заявлением в суд по вопросу предоставления жилого помещения вне очереди на основании закона о дополнительных гарантиях».

Схема получения жилья.

Схема получения жилья.


Глава 3. Не все сироты довольны качеством предоставленного жилья

С недавнего времени практически исчезли нарекания относительно качества предоставленного жилья. Все просто — теперь квартиры, причем, отдельные, а не койка-место, обычно даются в новостройках. Но и здесь не обошлось без минусов.

— Законом не предусмотрены отдельные требования к качеству предоставленного детям-сиротам жилья. Кроме того, что помещение должно быть жилым и не аварийным — больше ничего не уточнено, — говорит юрист Анна Гулевич. — Часто сиротам предоставляют жилье, которое нуждается в ремонте, как минимум, в косметическом.

Через социальные сети к журналисту обратилась 23-летняя Дарья Долгих, которая в 2013 году получила в Бийске новую квартиру по ул. Матросова.

Вот ее претензии: «Квартира новая, но все в квартире самое дешевое. У окна угол отходит, шатается. Дверные замки сломаны. Ванна это что-то: ее ножки не выдержали мои 50 кг! Двери балконные то закрываются, то нет. В квартире сквозняк. По полу несет. Обои отваливаются, на потолке трещины».

При общем осмотре журналист выявил: квартира новая, пригодная для проживания, но недостатки имеются. Но так как законом не предусмотрены отдельные требования к качеству жилья, трудно определить, насколько претензии Даши обоснованы. К тому же, с жалобой в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края девушка не обращалась.

Глава 4. Ежегодно выделяемое финансирование не покрывает всю потребность текущей очереди

Для решения жилищной проблемы сирот постановлением администрации Алтайского края от 31 октября 2014 года № 503 утверждена программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014 — 2020 годы» с подпрограммой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Строительство и приобретение жилья осуществляется за счет средств краевого бюджета и федеральных субсидий, сообщили в Главном управлении строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.

Цена вопроса: на всех не хватает

В 2013 году в краевую собственность посредством электронного аукциона были приобретены 172 жилых помещения, в 2014 году — 230, в 2015 году, по уточненным данным, — 174.

При этом число нуждающихся растет. Так, на 1 января 2013 года в краевом списке числилось 1710 человек, на 1 января 2014 года — 4983, на 1 января 2015 года — 4983 человека (из них 2927 человек в возрасте от 18 лет и старше). В настоящее время в списке 5514 человек (включая лиц от 14 до 18 лет). Не стоит забывать, что многие «сироты за 23» в эту официальную статистику не попали.

С одной стороны, все объяснимо: у государства нет средств, чтобы обеспечить жильем всех и сразу. С другой стороны, можно ли было расходовать выделенные средства более эффективно?

В 2014 году в Алтайском крае для сирот было выделено 230 жилых помещений, каждое не менее 33 кв.м. На эти цели потрачено 255 млн 606 тыс. 900 рублей (121 млн 779 тыс. — из федерального бюджета, остальные — из регионального).

Если учесть, что в марте 2014 года средняя рыночная стоимость кв. метра на первичном рынке, по данным Алтайкрайстата, составляла 33 тыс. рублей, то на эти средства можно было приобрести 7745 кв. м., а точнее, 234 квартиры, а было приобретено 230, то есть, на 4 жилых помещения меньше. Вполне возможно, еще 4 сироты в 2014 году могли бы справить новоселье.

Эту разницу можно списать на погрешность средних статистических данных (например, квадратура квартир оказалась чуть больше). Но если воспользоваться показателями средней рыночной стоимости квадратного метра жилья по субъектам РФ на 2014 год (приказ Минстроя РФ от 14 апреля 2014 года), то по Алтайскому краю приводится цифра в 30 585 рублей за 1 кв. м жилья. В таком случае для сирот можно было приобрести в 2014 году 8357 кв. м, то есть, 263 квартиры, а это уже на 29 квартир больше, чем было приобретено по факту.

Расследование завершено. Делаем выводы

Проблемы с исполнением обновленного закона ФЗ № 159 очевидны.

Во-первых, не учитываются интересы тех, кто не был поставлен на очередь до 23-летнего возраста по вине чиновников. В связи с этим участники расследования планируют обратиться в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и в Верховный суд РФ с предложением выяснить, почему федеральный закон не исполняется.

Во-вторых, отменено внеочередное предоставление жилья сиротам и не оговорен срок, в течение которого его обязаны предоставить. По мнению экспертов, принявших участие в расследовании, государство обязано обеспечивать сирот жильем сразу, как только в нем появляется необходимость. Если государство не может обеспечить сразу всех нуждающихся, необходимо закрепить на федеральном уровне обязанность региональной власти по выплате компенсации за аренду жилья, снятого на время ожидания своей очереди. Такая практика уже есть на примере отдельных субъектов РФ.

В-третьих, система учета нуждающихся непрозрачна. Участники расследования рекомендуют внедрить в регионах практику электронных очередей, пусть и закрытых, во избежание нарушения закона о персональных данных. А также — общественный контроль. За помощью в решении этого вопроса участники расследования планируют обратиться в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и к уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка Павлу Астахову.

В-четвертых, не все сироты довольны качеством квартир и вынуждены делать ремонт. В связи с этим, контроль за приемкой квартир предлагается возложить на специально созданную группу, в которую войдут общественники, независимые эксперты в сфере строительства и представители власти (Минсоцразвития или Главуправления строительства, транспорта, ЖК и ДХ в отдельно взятом регионе).

В-пятых, насколько эффективно используются средства для приобретения квартир? Это предстоит проверить. Правозащитники предлагают обратиться с этим предложением в Счетную палату РФ, а также в рамках круглого стола, организованного при поддержке комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, выработать новые методы общественного контроля.

Оригинал публикации в блоге Виктории Тарасенко.

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Написать комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.